Неисправимый романтик

Общество
Евгений Романович Дьяченко Яркой страницей истории нашей газеты «Искра» было время, когда в неё в 1987 году пришёл Евгений Романович Дьяченко, назначенный обкомом партии её редактором, до этого момента работавший заместителем редактора чертковской районной газеты. Коллектив, переживший двух последних пришлых редакторов, настороженно принял нового «пришельца». Но скоро мы убедились, что этот интеллигентный, спокойный, рассудительный человек ценит коллег и пришёл в редакцию всерьёз и надолго.

А время было действительно интересное. В стране шла горбачёвская перестройка, и в нашей редакции тоже начались перемены. Образованный, мыслящий, на всё имеющий свою точку зрения, знающий чего он хочет от вверенного ему средства массовой информации новый редактор начал преобразования в газете. Вот о чём писал он в одной из своих статей: «Гласность называют исцеляющим лекарством перестройки. И наша газета старается в полной мере использовать его, чтобы всем нам излечиться от политической и гражданской пассивности, бесхозяйственности. Получится ли у нас здесь, на месте, перестройка, если нужное всем дело будет стопориться кем-то, а все мы будем мириться с этим?»

Неравнодушие к проблемам жителей района, призыв к их обсуждению и действию звучали со страниц газеты тогда. Газета организовывала диалог с читателем с помощью анкет, выясняя мнение о районке, принимала предложения об улучшении. На страницах газеты печатались критические статьи, обсуждались острые вопросы, проводились дискуссии, в результате которых впоследствии властями принимались решения. Как это было после публикации и обсуждения статьи «Время отдавать долги», поднявшей вопрос о назревшей необходимости открытия цивилизованного дома для ветеранов труда. Положение дел в существовавшем тогда доме для стариков было улучшено, взято на контроль. Как следствие того выступления газеты, уже много лет в районе действует прекрасный реабилитационный центр для престарелых граждан и инвалидов.

В то время в стране активно внедрялись новые формы хозяйствования. В газете появились новые рубрики, рассказывающие о бригадном подряде, об арендаторах, «Перестройка: работа в новых условиях», «Перестройка: адреса передового опыта», «Перестройка: хозяйствовать грамотно», «Перестройка: лица действующие и бездействующие» и другие.

Связь со своим читателем у газеты была очень тесной. Проводились «прямые линии» с руководителями ведомств, работал «горячий телефон», сотрудники редакции активно работали с письмами читателей, возвращались к напечатанному, добивались действенности публикаций. Популярностью пользовались рубрики «Газета выступила. Что сделано?», «Спрашивали – отвечаем», «По слухам и авторитетно». Изменился и внешний вид газеты, её лицо. Сменился логотип, приобрёл более современный дизайн.

Произошли преобразования и в помещении редакции. За долгие годы впервые здесь был проведён капитальный ремонт. На несколько месяцев часть сотрудников редакции приютили в типографии, а часть, пока шёл ремонт, работала в соседнем пустовавшем тогда здании роддома старой больницы, рождая там свои статьи. Евгений Романович и сейчас с благодарностью вспоминает то, как коллеги, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, не роптали, а работали в полную силу.

В общем, это был период, когда «Искра» ожила, стала интересной и нужной читателю, поверившему своей газете. Тираж её превышал тогда семь тысяч.

Казалось, журналистика – это изначальное призвание Дьяченко, его любимое дело на всю жизнь. Но, как оказалось, пришёл он в журналистику совершенно случайно, благодаря своему романтизму и неуёмному желанию познавать новое, неизведанное. Любовь к приключениям, стремление испытать себя, попробовать самому что-то интересное вели этого человека по жизни с младых ногтей.

Однажды на майские праздники Женя, которому было лет 12-13, вовлёк в авантюру младшего брата. Они отправились на велосипедах из Черткова к дедушке и бабушке в село Дьяченково Богучарского района, откуда их семья недавно переехала в Ростовскую область. (Отец был железнодорожником, и в Чертково была для него работа). Путь в 90 километров дался мальчишкам нелегко. Ехали просёлками, когда совсем трудно становилось крутить педали, падали в траву у лесополосы и некоторое время блаженно лежали. Отдышавшись, снова упорно продолжали путь. Паники не было, и когда солнце стало клониться к закату. В Дьяченково ребята приехали ночью. Дед немедленно отправил телеграмму в Чертково, где к тому времени уже начался переполох. Отец с соседом на мотоцикле тут же выехали за беглецами.

К чести родителей, пацанов строго не наказали, поняв то, что они отправились в путешествие, потому что скучали по родным местам. Как поняли и отпустили Евгения, уже учившегося в 10 классе, когда он в самом начале учебного года решил оставить школу. Случайно парень услышал по радио объявление о наборе в Зверевское техническое училище, которое готовило слесарей-монтажников по шахтостроению. Шахтёрская профессия привлекала мужественной романтикой. Захотелось попробовать. Училище Евгений Дьяченко окончил отлично, получив высокий для выпускника 4 разряд из семи возможных в профессии. Работал в Каменске, Белой Калитве. Затаив дыхание, слушал рассказы бывалых шахтёров о работе в забое. Как говорит Евгений Романович сегодня, бесёнок, который всегда сидит у него в голове, всё больше провоцировал на рискованный поступок, всё больше тянуло туда, в шахту. Но до 18 лет под землю не пускали.

И вот как только парню исполнилось восемнадцать, он стал горнорабочим очистного забоя. Глубина 800 метров – романтика! Более полутора лет – до призыва в армию – Евгений занимался креплением забоя, готовил запасы крепёжного материала и оборудования, переносил и устанавливал дополнительные крепления. Испытал самые острые впечатления от этой работы.

А на службу молодой шахтёр попал в военно-морской флот в Севастополь, где тоже было необыкновенно интересно и романтично. Советская подлодка, выполняя спецзадание, несколько месяцев в Средиземном море скрытно отслеживала перемещение американской эскадры. В течение трёх лет Дьяченко достойно служил на подводной лодке и не раз поощрялся командованием за отличное обслуживание навигационного оборудования, за которое он отвечал.

По окончании службы друзья-сослуживцы решили ехать на БАМ – Байкало-Амурскую магистраль. Всё та же романтика влекла молодых на стройку века. Но здесь впервые возразили родители, решив, что парню пора начинать оседлую жизнь. Отец и мама — железнодорожники посодействовали в устройстве сына на работу на железную дорогу на рельсосварочный поезд. Евгений, старательно трудился, участвовал в общественной работе. Ведь он всегда был активным комсомольцем в школе, училище, был членом горкома комсомола, на флоте – членом комитета комсомола военно-морской базы.

Его величество случай и стремление познавать неведомое не оставили бывшего шахтёра и моряка и здесь. Как-то во время утренней смены на участке появился мужик с фотоаппаратом и блокнотом, вокруг него – суета, он снимает, записывает. Оказалось, фотокор делал репортаж для местной газеты. Случай забылся, а через три месяца Дьяченко пригласили зайти к первому секретарю райкома комсомола. И тот сообщил, что редакции требуется сотрудник. Ошарашенный комсомолец возразил:

— А я тут при чём? Я всю жизнь связан с производством.

Но секретарь настаивал: очень нужен грамотный человек, редактор просил. В редакции ответсекретарь дал задание подготовить для печати два письма. Сделал — получилось, эти письма поставили в номер. Так состоялось посвящение Е.Р.Дьяченко в журналисты, и круто изменилась его профессиональная и личная судьба.

Он стал сотрудником, а скоро и заведующим сельхозотделом. Быстро втянулся. Однообразная рутинная работа всегда тяготила его. А здесь было интересно познавать жизнь с новой, ещё не знакомой ему стороны. Учился у коллег, занимался самообразованием, поступил на факультет журналистики в Ростовский университет, стал членом КПСС и был приглашён инструктором в райком партии.

Через время снова вернулся в чертковскую районную редакцию, где прошёл все ступени карьерной лестницы от корреспондента до ответственного секретаря и заместителя редактора. В редакции же встретил юную большеглазую и улыбчивую Валю. Валентина Петровна стала для него женой и верной спутницей по жизни. Здесь же родились их сын и дочка.

Талантливый журналист и перспективный организатор газетного производства был в резерве в секторе печати обкома партии на должность редактора. А в 1987 году настал час, и Дьяченко принял бразды правления верхнедонской «Искрой», но, к сожалению, ненадолго – до осени 1990 года.

«Моя диссидентская душа не давала мне покоя всю жизнь. Даже на госэкзамене в университете, отвечая на вопрос «Ленинская теория социалистической революции и современность», рискуя получить неуд, высказал своё личное мнение, которым ввёл в замешательство экзаменационную комиссию», — вспоминает Евгений Романович сегодня.

В работе Дьяченко тоже всегда отстаивал свою точку зрения. Но инакомыслие не нравилось начальству. Последней каплей в отношениях редактора и райкома партии стали выборы в областной Совет народных депутатов, когда Дьяченко поддержал неугодного руководству района кандидата Г.В.Губанова, редактора областной газеты «Молот». За что и поплатился должностью в районке. Потом была успешная работа собственным корреспондентом областной газеты, объективно освещавшим проблемы жителей северных районов области. Но в газете случилось сокращение штатов.

И снова крутой поворот, погружение в новое. Дьяченко приглашают в только что созданную районную ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов – АККОР. Цель этой организации — защита прав и интересов крестьянского и фермерского сообщества, координация деятельности, повышение эффективности крестьянского сектора экономики. С присущим ему энтузиазмом Евгений Романович защищал права, помогал крестьянам, которые решили самостоятельно вести хозяйство.

В предпенсионный период, как это часто происходило в жизни Дьяченко, судьба снова вывела его на неизведанную стезю: довелось принять участие в возведении сотовой связи на просторах нашей необъятной страны. Для него это стало настоящим открытием постсоветской России от Поволжья до Дальнего Востока. С горечью говорит Евгений Романович о том, как тяжело живут люди в регионах, как не обустроена, разрушена страна и с каким трудом она возрождается. И сегодня жива в нём горячая неравнодушная журналистская душа, которая болит.

Болит душа у главы большого семейства и обо всех домашних. Когда пять лет назад у Валентины Петровны подтвердился страшный диагноз, муж стал для неё главной опорой. Вот как она вспоминает то тяжёлое время: «Евгений Романович целый год меня вытаскивал, следя за моим режимом, приёмом лекарств, сам готовил. Он очень надёжный человек. Я ему благодарна за всё».

Дьяченко вырастили хороших детей, которые тоже надёжная поддержка для родителей. Особая гордость дедушки и бабушки — внучка Кристина, недавно с красным дипломом окончившая Ростовскую академию архитектуры, и смышлёный внук Кирюша, который ещё только собирается идти в школу. Каждое лето он приезжает из Питера и радует своим присутствием любимых дедушку и бабушку.

Под Новый год Евгений Романович и Валентина Петровна получили от дочки из Питера открытку с тёплым поздравлением: «Спасибо вам за каждый Новый год, за волшебство, идущее из детства. Пусть в доме и в душе любовь живёт, и счастье будет где-то по соседству». Без сомнения, сердечные, сокровенные, благодарные слова от детей прозвучат и 1 февраля – в день 70-летия Евгения Романовича. Он их заслужил.

Коллектив редакции газеты «Искра» присоединяется ко всем поздравлениям в адрес юбиляра. Мы благодарим Евгения Романовича за то, что было им сделано для нашей «Искры», желаем долголетия, здоровья, благополучия. Оставайтесь романтиком! Без романтики жизнь скучна.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий