Археологический музей-заповедник «Танаис»: в 2021 году музей отмечает 60-летие со дня открытия

Интересно

Жизнь так быстро меняется. Если раньше люди путешествовали в прямом смысле слова, то есть своими ногами ходили по Земле и познавали её удивительную красоту, то теперь многие путешествуют, не выходя из дома. Конечно, это понятно, когда человек, предположим, хочет побывать на Мадагаскаре. Одно или два нажатия кнопки – и вот он уже гуляет по тропическому острову. Но ведь есть такие места, куда можно приехать, сесть в автомобиль или автобус и, проведя некоторое время в пути, любуясь окрестными пейзажами, выйти, скажем … в Танаисе. Да-да, именно об этом удивительном месте мы и поведём сегодня наш рассказ.

Если вы никогда не были в этом необыкновенном месте, то непременно стоит здесь побывать. В хорошую погоду из Танаиса видны и Ростов, и Таганрог, и Азов. Он расположен в дельте Дона, а точнее на берегу Мёртвого Донца, где находятся заповедные земли природного парка Донской. Недаром именно это место выбрали 2300 лет назад боспорские греки, чтобы построить ещё один эмпорий (торжище, торговый город). Только тогда река Танаис (Дон) именно здесь впадала в Меотийское озеро (Азовское море). И эти условия были чрезвычайно благоприятны для развития торговли между эллинами, как называли себя греки, и кочевыми племенами скифов, а позже сарматов. Последние являлись тюркоязычным народом. До славян было ещё далеко.

И вот возникает город – форпост на северо-востоке Боспорского царства, который просуществует около семисот лет. Первоначально Танаис существовал как город-полис, т.е. с элементами самоуправления. Это был эллинский период жизни города. Но после похода боспорского царя Полемона (8 г. до н.э.), город был частично разрушен «за неповиновение» и начался новый «римский» период жизни города. Его восстановили, и ещё долгие годы он жил достаточно мирной жизнью, торговал со многими городами древнего мира. Жители города занимались ремеслами: гончарным, кузнечным, ювелирным, ткацким и другими. Всё это мы знаем благодаря археологам и историкам. Ведь интерес к античному городу возник ещё в 19 веке. Царское правительство выделяло средства для первых исследований и раскопок. Но потом почти на 100 лет открытый город был забыт. И только в середине 20 века началось и уже не прекращалось научное изучение древнего Танаиса. А в 1961 году был создан первый в нашей стране археологический музей-заповедник «Танаис».

За 60 лет регулярных исследований открыта примерно двадцатая часть общей площади древнего города и несколько тысяч погребений его некрополя (кладбища). Раскопы городища музеефицированы и сохраняются от разрушений, об этом заботятся реставраторы музея-заповедника. Под открытым небом находится обширная экспозиция самого городища, масштабные реконструкции: Римский мост, хижина меота, макет оборонительных сооружений, Башня поэтов, а также самые объёмные находки археологов (в основном, это огромные пифосы – древняя керамическая тара).

В коллекциях музея находится около 150 тысяч предметов, самые интересные из них демонстрируются в различных экспозициях. В музее-заповеднике создан уникальный «Зал амфорных эталонов». Здесь собрано множество амфор, различных по форме и размерам, бытовавших в античную эпоху с III в. до н.э. по V в. н.э. Наиболее яркие и необычные вещи можно увидеть в «Музее истории Танаиса». Это редкие образцы краснолаковой и чернолаковой греческой посуды (канфары, ойнохойи, бальзамарии, алебастры), «мегарские» чаши, уникальные украшения (бусы в виде миниатюрных амфор с позолотой внутри), фибулы с эмалями (древние застежки-булавки), античные монеты (драхмы, денарии, статеры), предметы из бронзы (светильники, посуда, статуэтки), оружие (мечи, ядра для катапульт, наконечники для стрел, накладки на щиты — умбоны), практически целые стеклянные изделия (флакон с головой бога виноделия Диониса в виде виноградной грозди), детали конской упряжи (псалии), а также многочисленные терракотовые статуэтки греческих богов и богинь и многое другое.

***

Много эмоций и интересных впечатлений можно получить, посетив «Музей исторического костюма». Он знакомит с костюмами различных народов античного времени, проживавших в Танаисе и его округе. Одежда и предметы туалета являются составной частью материальной и духовной культуры общества. В понятие «исторический костюм» входит не только одежда, но и украшения, головной убор, обувь, оружие. В совокупности эти элементы позволяют не только реконструировать внешний облик людей, живших в древности, но и выяснить их этнические особенности, эстетические и религиозные представления.

В этом музее демонстрируются подлинные находки, реконструкции костюмов античной эпохи, макеты жилищ, композиции на темы городского быта. Сведения о том, как одевались в античную эпоху греки и римляне, взяты из письменных и вещественных источников: древнегреческая и древнеримская скульптура, мозаика и фрески, роспись черно- и краснофигурной керамики, надгробия и рельефы, сообщения древних авторов (Марк Аврелий, Софокл, Гомер, Аристофан, Демосфен и другие).

Не меньший интерес вызывают также скифские и сарматские костюмы, с особой тщательностью и большим знанием дела восстановленные для экспозиции. В качестве исторических источников здесь выступают предметы торевтики (художественный рельеф на изделиях из металла), остатки бисеро-бляшечной расшивки одежды из погребений, а также сведения из трудов Овидия, Тацита и других.  Кроме костюмов, посетители могут увидеть подлинные предметы, дополняющие костюм.  Это различные украшения (бусы из натуральных камней, кольца, серьги, подвески, браслеты), фибулы, бронзовые зеркала, колокольчики, гребни и многое другое. В одной из витрин воссоздан туалетный столик античной модницы.

Основа античного греческого костюма – драпировка. Мягкие, эластичные ткани того времени прекрасно подходили для этого. Их ткали ручным способом на вертикальных станках шириной до двух метров. Согласно мифологии, все богини Олимпа были искусными ткачихами и состязались между собой в этом ремесле. Ткани были как с рисунком, так и гладкие, одноцветные – синие, желтые, красные, особенно популярны были белые и пурпурные. Чёрный цвет не использовался, серый и коричневый были цветами траура. Красители, которые применяли при производстве тканей, были животного и растительного происхождения. Использовались растения — шафран, дрок, чистотел, резеда, сафлора, лавсония; моллюски – мурекс (для получения пурпурного цвета); насекомые (кермес); минералы; лишайники.  Ткани могли украшаться вышивкой, аппликацией, орнаментом. Узоры орнамента носят стилизованный геометрический или растительный характер: меандр, критская волна, пальметта, плющ.

Мужская одежда состояла из двух частей: нижней одежды – хитона и верхней одежды – гиматия. Хитон мог быть различной длины в зависимости от статуса и возраста человека. Рабы и бедняки носили только хитон – экзомис. Драпировать гиматий – кусок ткани размером 1,7 на 4 м – было делом нелёгким. Чтобы ткань не соскальзывала, в его уголки зашивали груз – кусочки свинца. По манере ношения гиматия можно было судить о роде деятельности человека. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Широкополые войлочные петасы, фригийские колпаки, остроконечные пилосы, кине в виде полушария из войлока – список можно продолжать. Часто на голову набрасывали край гиматия. Ремесленники, врачи, атлеты повязывали голову тонкими кожаными лентами – тениями, чтобы волосы во время их занятий не падали на лоб. В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды. В классический период была распространена аккуратная причёска из коротких волос. Обувь греков была из кожи на пробковой или веревочной подошве. Кроме сандалий, носили мягкие полусапожки — «персикаи» (пришли от персов) и высокие сапоги. Но в то же время греки очень много ходили босиком.

Женская одежда повторяла мужскую в основных её формах, но была более разнообразной. Женская фигура в дорическом хитоне напоминала дорическую колонну. Спартанки носили хитон – пеплос, его боковые разрезы украшали каймой из орнамента. Женские прически были также очень разнообразны. Темноволосые гречанки уже тогда красили свои волосы в более светлые и пепельные тона. В моде были парики. Дополнениями к прическе были ремешки, шпильки, гребни, сеточки, вуали, диадемы. Ювелирные украшения были чаще всего высокохудожественными. В витринах музея можно увидеть подвески, ожерелья, камеи, перстни, бусы из сердолика, гагата, стекла, браслеты, кольца, серьги из бронзы, зеркальца, также бронзовые, пряжки, фибулы, есть даже серебряный косметический набор («копоушка» и «ногтечистка»).

На границе Великой Степи, где климат значительно отличается от тёплого средиземноморского, в традиционной греческой одежде появляется все больше туземных, варварских элементов.  Среди традиционной драпирующейся одежды появляются тёплые кафтаны, рубахи, камбисы (шубы) и, главное, штаны, так называемые «анаксириды», то есть скифо-сарматские части одежды. Ткани, использовавшиеся в древности, это прежде всего лён, конопля, шерсть или их смеси. В римский период жизни Танаиса могли быть шёлк и парча. Надо понимать, что ткани не могут сохраняться столь длительное время, за редчайшими исключениями.

В зале работает мультимедийная установка «Волшебное зеркало». С его помощью можно виртуально примерить на себя различные костюмы той эпохи, сфотографироваться и отправить получившуюся фотографию на электронную почту. Также можно воспользоваться информационным киоском и ознакомиться не только с достопримечательностями выставочных залов, но и с другими интересными объектами на территории музея-заповедника.

***

Интерактивные программы, которые предлагает музей, разнообразны и оригинальны. Это увлекательные повествования о Древней Греции («Древняя Греция. Физическое и нравственное воспитание молодёжи. Олимпийские игры»), о Древнем Риме («Древний Рим. Формирование законов. Патриотизм. Народ и герои»), о древних народах Дона («Древние народы Дона: скифы, сарматы, амазонки. Быт и культура наших предков»), а также два театрализованных действа «Посвящение в танаиты» и «Греческая свадьба в Танаисе». Все программы представляют собой костюмированные выступления актёров литературного театра «Одеон» общества приазовских греков «Эллас».

Торжественный обряд посвящения в граждане Танаиса включает в себя переодевание гостей в античном стиле и вручение древних атрибутов гражданства (медаль и проксения), музыкальные и танцевальные эпизоды. Он проводится у реконструкции городской оборонительной башни. В заключение гости фотографируются с реконструкциями предметов древнегреческого искусства: с воинским шлемом, щитом, мечом и расписными амфорами.

Греческая свадьба в Танаисе – это представление с песнями, танцами, интерактивными элементами. Включает в себя встречу молодожёнов с приветствиями, обряд венчания в древнегреческих традициях, дары влюбленным от танаитов (песня на греческом языке, античная сценка), поздравления от бога вина Диониса.

***

Большой популярностью пользуются исторические практикумы по древним ремёслам, рассчитанные на группу в пределах 25 человек. Они проводятся на базе музейно-педагогических центров заповедника «Музей детства» и «Студия живой истории».

Самый востребованный практикум «Глиняная азбука». Посетители уроков узнают много нового о глиняной посуде, её разновидностях, способах изготовления и применения. Мастер, музейный педагог, объясняет и показывает древнейший жгутиковый способ изготовления посуды вручную. На уроке можно поработать и на гончарном круге, сотворить собственноручно предметы посуды и декора из глины.

 Такой урок может быть и театрализованным. Дети надевают костюмы, как у древних танаитов. Мастер произносит похвальное слово Глине – древнейшему природному материалу, который человек приспособил для своих нужд. Потом знакомит детей с сюжетом мифа или сказки на «глиняную» тему, который они и разыгрывают. Например, как Горшок примирил огонь и воду. Маленький спектакль помогает школьникам узнать об удивительных свойствах глины и рождении из неё нужных в быту предметов. И тогда намного интереснее лепить после игры, да и посуда получается удачнее.

«Войлок у древних кочевников» – ещё один практикум по рукоделию. Ребята узнают, как и для чего использовали войлок в быту и как его изготовляли. На уроке мастер показывает технику мокрого валяния: делит кусок шерсти на пряди, сворачивает их в комок, окунает в мыльную воду и, слегка отжав, скатывает из шерстяных волокон плотный войлочный шарик. Затем и дети пробуют это сделать. Из нескольких шариков уже получаются бусы. А если постараться, можно смастерить и несложную фигурную поделку, например, аппликацию на одежду или сумку.

«Занимательная археология», «Мастерская Арахны», «Непостижимая загадка куклы» — вот далеко не полный перечень других исторических практикумов по древним ремёслам. Все они проходят по предварительным заявкам посетителей.

Свои впечатления туристы могут дополнить, посетив Выставочный комплекс, где экспозиции постоянно меняются.

***

В новом 2021 году музею-заповеднику исполняется 60 лет. За это время он превратился в один из важнейших научных, культурно-просветительных и музейно-педагогических центров региона, известный далеко за его пределами. Каждый год сюда приезжают десятки тысяч туристов. Кроме традиционных экскурсий, в музее немало оригинальных программ для детей и взрослых. Это различные исторические практикумы по древним ремёслам, театрализованные познавательные игры, праздники в античных традициях. Старейший из них — День поэзии «Пушкин и древности» проводится в начале июня. А самый масштабный — «День Танаиса» в третью субботу сентября. Он проходит с 2008 года как продолжение древней традиции. О подобном празднике сообщает текст на мраморной плите 104 г. н.э. Его сюжеты разработаны по мотивам известных античных празднеств. У Башни поэтов каждый может превратиться в активного участника увлекательного действа, чтобы прожить маленький отрывок давно отшумевшей жизни, а гости древнего города получают редкую возможность погрузиться в неповторимую атмосферу далёкого прошлого.

В.ИВАНОВА,

методист по научно-просветительской деятельности археологического музея-заповедника «Танаис».

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий