Девчонка военной поры

Бессмертный подвиг народа

Девчонки военной поры

Вы рано надели шинели.

Девчонки военной поры

Ещё отлюбить не успели.

И кажется только вчера

Вы первый свой вальс танцевали,

А 22-го с утра, проснувшись, солдатами стали.

Эти поэтические строки точно отражают военную судьбу жительницы станицы Казанской, ветерана Великой Отечественной войны, уважаемого ветерана медицинской службы Антонины Фёдоровны Кустовой. Антонина Фёдоровна давно живёт в станице Казанской, но не забывает, что первой её родиной является легендарная Курская земля. 

Её отец Фёдор Васильевич был участником Первой мировой войны, получил тяжёлое ранение и попал в австрийский плен. В неволе он провёл несколько лет. Когда уже Первая мировая окончилась, он бежал из неволи и практически полгода пешком добирался домой на родную Курщину. Пришёл он в родную деревню в 1921 году, когда в России уже закончилась гражданская война, а в 1922 году 22 марта у него родилась дочь Тоня. Хотя Фёдор Васильевич был обычный крестьянин, он вернулся из плена с убеждением, что детей надо учить. Старшего сына Васю учили в средней школе, а затем в учительском институте, и в итоге он стал учителем.

Дочь Антонину на доучивание отдали в семью маминого брата, который в городе Калуга был начальником железнодорожной станции. Дядя обещал племяннице помочь выучиться на инженера-железнодорожника.  Но пришёл 1937 год: дядю арестовали как врага народа и больше его никто не видел. Пришлось Тоне после 7 класса в том же 37-м году поступить в фельдшерскую школу в городе Льгове Курской области. Там девушка училась отлично и получала повышенную стипендию. Но учёбу, как и всю мирную жизнь неожиданно прервала начавшаяся война.

22 июня 1941 года Антонина возвращалась на каникулы домой в родное село. На проходящих станциях она узнала о начале войны, но не очень испугалась. Ей, как и большинству молодёжи успели внушить, что “Красная Армия всех сильней и будет бить любого агрессора на его территории”. Поэтому Тоня была удивлена, когда, войдя в родную хату, увидела плачущих маму и бабушку. “Успокойтесь, милые, не надо расстраиваться, ведь мы быстро разобьём фашистов”, — успокаивала родных молоденькая фельдшер. Но какой ценой нам достанется победа, тогда ещё никто не знал!

Через два дня девушку вызвали в школу, вручили аттестат об окончании и документ о присвоении специальности “фельдшер”. Буквально сразу Антонину направили на работу в амбулаторию одного из сёл Курской области, потому что оттуда все медработники были призваны на фронт. Весь июль 41-го она проработала фельдшером и воочию убедилась в ужасах войны. Через село отступали на восток толпы беженцев, в том числе раненых. Всем нуждающимся (а таковых было много) приходилось оказывать первую медицинскую помощь. В окрестностях всё чаще появлялись немецкие самолёты-стервятники, которые обстреливали мирных людей, в том числе женщин и детей, убиравших в полях хлеб. Раненых Антонина ещё и отвозила в районную больницу. А 1 августа она сама получила повестку о призыве в действующую армию. Съездить домой и попрощаться с родителями уже не было времени. Провожали юную медработницу на фронт местные жители. Дали ей на дорогу буханку хлеба и шмат сала, на подводе довезли до ближайшей железнодорожной станции. Оттуда с большим трудом на открытой платформе товарного поезда Антонина добралась до города Старый Оскол, где находился сборный пункт военкомата. Здесь военком дал ей направление в полевой передвижной армейский эвакогоспиталь 19/26. Так в 18 лет она начала свой боевой путь фронтовой медсестры.

Волховский, Ленинградский и Прибалтийский фронты — это этапы её фронтовых дорог. Все годы войны были нелёгкими, но особенно трудным оказался 1941 год. Девчонкам-медсестричкам сразу выдали ботинки, обмотки и шинели не по росту. Но главная беда была в другом — это отступление, бомбёжки, раненые, которых нечем было лечить. Голодные, измазанные в крови, сотрудники госпиталя оказывали помощь бойцам, а сами буквально падали от усталости. “Нам приходилось не спать по несколько суток, сдавать раненым свою кровь, перевязывать их, успокаивать, а затем грузить раненых в эшелоны. Как тяжело было молоденьким девчонкам, едва державшимся на ногах от голода и усталости, грузить раненых в вагоны — не передать словами”, — вспоминает Антонина Фёдоровна. Об этом можно попытаться сказать стихами:

Как тащила, надрываясь, плача,

Раненых тяжёлых на себе,

Как решала трудную задачу —

Постирать казённое “хэбэ”…

Как домой писала письма маме,

Мол, жива-здорова — лучше всех!

И опять топтала сапогами

То болота, то кровавый снег!

Служба у фронтовых врачей и сестёр была очень тяжёлой. Зимой с передовой привозили раненых и укладывали на снег. Медсёстры бегали между ранеными и в первую очередь выбирали и забирали тяжело раненых. Отовсюду слышалось: “Сестра, помоги, возьми меня!” Слышать это было тяжко. Но как бы не было трудно, никто не жаловался. Все работали для Победы.

Однажды на передовой тяжело раненый солдат сказал Антонине: “Сестра, мы всё равно победим немца! Я, наверное, умру, а ты доживи до Победы”. И она дожила. А вот её брат Василий — нет. Он погиб 5 июля 1943 года в первый день Курской битвы. Сама же Антонина встретила победу в поверженном Кёнигсберге в звании старшего лейтенанта медицинской службы. Она награждена за свой боевой путь орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями “За боевые заслуги”, “За победу над Германией”.

Демобилизовавшись, Антонина Фёдоровна вернулась в своё село. Послевоенная Курщина была в развалинах после тяжких боёв. Но героиня нашего рассказа выстояла со своими земляками в трудные послевоенные времена. Три года работала заведующей медицинским пунктом, ходила на вызовы к больным в любое время суток, в любую погоду. Много лет А.Ф.Кустова проработала старшей медсестрой в районных больницах. Жизненные пути-дороги приводили её в разные уголки нашей страны: жила она и в московском регионе, и в краю горного Алтая. Везде она славилась отзывчивостью, добротой, готовностью прийти на помощь. Однако раны и болезни, полученные во время войны, рано дали о себе знать. Из-за непростой болезни Антонине Фёдоровне порекомендовали для поддержания здоровья сменить место жительства и поселиться в местности, где был бы сухой умеренный климат. В конце концов для А.Ф.Кустовой и её семьи такое место нашлось в Верхнедонском районе. Здесь она также долго и плодотворно трудилась на медицинском поприще.

Антонина Фёдоровна давно уже на пенсии — до векового юбилея ей осталось уже менее двух лет. Она является инвалидом 1 группы и, к сожалению, болеет. Самые близкие люди, прежде всего дочь Инесса Николаевна Гребенникова обеспечивают Антонине Фёдоровне достойный уход. Многие жители района вспоминают её с благодарностью, желают здоровья, передают приветы. Накануне майских праздников Антонину Фёдоровну всегда лично поздравляют глава администрации Казанского сельского поселения Л.А.Самолаева, заведующий отделом СЗН О.С.Жукова, председатель районного совета ветеранов С.В.Тимощук. Антонина Фёдоровна ценит каждый такой визит и искренне рада гостям, их знакам внимания.

Но самой главной наградой для неё был, есть и будет сам День Победы. Воистину для неё это “радость со слезами на глазах”. Антонине Фёдоровне выпала нелёгкая судьба: фронтовые дороги в полевом эвакогоспитале, тяжесть военных невзгод, горечь утрат. Её сила духа и воли, любовь к своей профессии всегда были примером для детей — сына и дочери, внуков, правнуков, всех близких людей. Все они от всего сердца поздравят её с 75-летием Победы, пожелают здоровья и долголетия.

Таким женщинам-ветеранам как Антонина Фёдоровна Кустова, её ровесницам, отдавшим войне свою девичью юность, можно с полным правом сказать:

Поклон вам, женщины войны,

Всем павшим и беду прошедшим эту.

Пусть Бог воздаст за доброту, труды,

За жизни сбережённые и за Победу!

А.ЛЕОНИДОВ. Фото из архива И.Гребенниковой.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий