Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные пасхи, пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Предки считали яйца символом новой жизни, пасху – деревом жизни, а поросенок – символизировал плодородие. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни происходило природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.
С наступлением Пасхи дарили друг другу «писанки» – сделанные из сахара или натуральные расписанные яйца. Красивые куличи и сырные пасхи были на каждом праздничном столе. Казаки везли готовые блюда к храму для освящения их батюшкой. Кто приходил с корзинами, а кто и привозил целыми возами: «А вот пасхальный стол зажиточного казака, где хозяйки тщательно придерживаются родной старины, отличался изысканным разнообразием блюд: два, три, даже четыре огромных сладких кулича с отборной крупчатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде; одна или две кислых пасхи; творожная пасха, ягненок в сливочном масле; пара запечённых поросят – один без начинки, другой – начинённый гречкой с печенью, в зубах у них хрен; двое запечённых ягнят – один без начинки, второй начинённый миндалем, изюмом с рисом; буженина обыкновенная и буженина под сеточкой из бумаги; зельц; жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин; лук зеленый; ростки салата зеленого; миска пшена; немалые куски душистого сала с прорезью; несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печёночная и другая; коровье масло; сыр; сметана; венки лука; всё это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную и больше в красную краску яйцами; эти яйца были как гусиные, так и куриные. Наряду с этими яствами, в штофах и кувшинах стояли несколько сортов водки и наливок; здесь были и хреновуха, перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, терновка и медовуха».
После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.
Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом.
Общественные гуляния не были стихийными. Праздничные увеселения организовывались с соблюдением половозрастного принципа: семейные мужчины собирались своими компаниями, молодежь собиралась подальше от старших, чаще на краю хутора или станицы, и устраивала свои карагоды. Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относились к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос воскресе!» на могиле предков. Среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос воскресе!».
Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа, преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.