«Никто не крикнул: «За Россию!». А шли и гибли за неё»

Бессмертный подвиг народа

О героях Великой Отечественной войны написано много книг, стихов, воспоминаний. Но чем дальше от современников грозные военные годы, тем дороже каждое документальное свидетельство о них, тем ценнее рассказы тех, кто воевал лично.

С 1980 по 2002 год при Мигулинском сельсовете, потом при администрации Мигулинского сельского поселения активно действовал Совет ветеранов и инвалидов войны. В сохранившейся с тех времён пухлой папке, перевязанной ленточкой, аккуратно сложены протоколы заседаний. Здесь же общие тетради со списками участников войны с указанием даты рождения, времени участия в боевых действиях, воинского звания. Перечислены боевые награды. Количество ветеранов с каждым годом уменьшалось, и списки обновлялись.

Совет ветеранов был тогда настоящим человеческим содружеством. На его заседаниях поднимались вопросы, связанные с улучшением материального благосостояния участников войны, медицинского обслуживания. Особую заботу проявляли к инвалидам, хлопотали о строительстве в Мигулинской дома престарелых. Очень серьёзно всегда ветераны войны готовились к празднованию Дня победы, утверждали докладчиков, сценарий праздника.

В 1980 году, например, председателем Совета ветеранов был подполковник Тихон Николаевич Коновалов, воевавший с 1941 по 1945 год, награждённый двумя орденами Красной Звезды, тремя медалями «За боевые заслуги». Секретарём Совета был избран Алексей Иванович Ушаков, награждённый двумя медалями «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги».

В 1997 в списках значилось 97 участников войны, а в 1999 уже 42, но прибавились двое участников военных действий в Афганистане и шесть —  в Чечне.

Много времени уделял работе в Совете ветеранов Александр Ильич Абашин. Старший лейтенант Абашин воевал на фронтах Великой Отечественной с 1941 по 1945 год. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Ветеран много раз выступал на праздничных митингах в честь Дня победы, активно хлопотал, чтобы ветеранам войны установили телефоны.

Признанным лектором-международником был, инвалид войны Григорий Антонович Титишев. Младший лейтенант Титишев был на фронте с 1941 по 1943 год, награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией». Титишев всегда охотно выступал перед молодёжью, рассказывая о боях и героях войны.

Нередко приглашали в школу Ивана Логвиновича Скраклёва на классные часы в день праздника воинов – 23 февраля. Инвалид войны Скраклёв был интересным собеседником. Он воевал с 1943 по 1945 год, заслужил медаль «За отвагу» и медаль «За победу над Германией».

 Скраклёв был бойцом и в мирной жизни. В Мигулинской он жил с 1953 года. Поначалу с семьёй снимал квартиру, потом начал строительство собственного дома. Это было нелегко, давали о себе знать раны войны. Но плотником он был отличным, дело спорилось, дом получился прсторный светлый.

Иван Логвинович Скраклёв любил читать книги. Очень близок ему был по духу герой Твардовского Василий Тёркин — весёлый, упрямый, умеющий всё доводить до конца, как бы тяжело ему ни было. Обыкновенный, простой русский человек принёс родной стране победу над фашизмом. Скраклёв поэму «Василий Тёркин» знал наизусть, любил повторять:

Гори огнём неугасимо

Тот добрый жар у нас в груди –

И всё нам впору, всё по силам,

Всё по плечу, всё впереди!

И однажды ветеран сел и написал письмо А.Т.Твардовскому. Восторгался поэмой, благодарил за творчество. И получил от замечательного поэта книгу с дарственной надписью.

Скраклёв не только построил дом и вырастил кучу деревьев. Он воспитал трёх дочек и сына. Дочки и внуки живут в разных городах, а сын Сергей – в Мигулинской. Все они бережно хранят написанные отцом воспоминания о войне, хотя его уже нет в живых. Недавно дочка Нина предложила напечатать их в газете «Искра». В этих воспоминаниях правда о войне из первых уст. Рассказ этот – честная картина страшного боя, адресованная всем современникам и, конечно, будущим поколениям. Читаются они с волнением.

В.САПРЫКИНА.

ст.Мигулинская.

Мы, старые солдаты, никогда огней костров походных не забудем!

Воспоминания участника Великой Отечественной войны И.Л.Скраклёва

После окончания 8 класса я поступил учеником кузнеца Мешковской МТС. В конце июня 1942 года при отходе наших войск МТС подверглась бомбардировке. Три немецких самолета с малой высоты сбросили несколько бомб на МТС и станицу Мешковскую. Война незаметно подошла в родные края. Дней через шесть при эвакуации за х.Меловатка мы были настигнуты немецкими танками и около 6 месяцев прожили на оккупированной территории. Немцы заставляли убирать урожай хлеба, строить железную узкоколейную дорогу. Но меня не покидала мечта создать из товарищей моего возраста партизанский отряд, чтобы уйти за реку Дон к нашим. Запаслись винтовками, автоматом, ручным пулеметом, достали гранаты. Весь ворованный у немцев арсенал прятали на Яшкиной горе, а жил я ниже этой горы. Но партизанить не пришлось, кто-то из ребят проболтался. Немцы провели обыск дома, оружия не нашли, а организаторам удалось отведать немецкого кованого сапога.

19 декабря 1942 года войска левого крыла Воронежского фронта прорвали оборону немцев, освободили наш район. Через 4 дня в составе обоза подвозили продовольствие и боеприпасы из-за Дона, со станции Чертково, которая была окружена нашими войсками. Проезжая Маньково на обочине дороги увидели автомашину, на которой были раненые бойцы, выходившие из окружения. Немцы штыками добили раненых, машину подожгли. Так что с немцами нужно было разговаривать только с помощью винтовки и автомата.

12 января 1943 года я был призван на службу, в то время мне было 17 лет. После прохождения учебной подготовки в учбате нас направили в Первую гвардейскую армию Юго-Западного фронта. 23 февраля 1943 года приняли боевое крещение в Днепропетровской области. До 10 вражеских танков прорвались в наш тыл, посеяли панику. Но пехота, следовавшая за танками на 3 автомашинах, была нами отсечена из ручных пулеметов. Танки без пехоты дальше 8 км не прорвались, 4 из них были подбиты артиллеристами, а остальные были задержаны. После этого боя мне было присвоено звание сержант.

В то время под Сталинградом была окружена трехсоттысячная армия фельдмаршала Паулюса. Фашистское командование решило взять реванш за Сталинград, стянув крупные силы пехоты и танков из западной Европы, окружить наши войска, вышедшие к Днепропетровску. Тяжело приходилось в то время. Мы с боями отходили назад, патронов и гранат было мало, обозы доставались противнику, мы занимали оборону в снегу, окопы нечем было отрыть. День отбивались от наступавших эсэсовцев, а ночью уходили. При отходе я был ранен в левую ногу.

После ранения летом 1943 года вновь пришлось шагать по той земле, где зимой отступали. Освободили Донбасс, подошли к Днепру. В октябре 43-го года был вторично ранен осколками мины в руку и левый бок.

С января 1944 года, после окончания курсов снайперов, был направлен в 417 стрелковую дивизию, с которой форсировали Сиваш: в апреле прошли 1,5 км по воде, прорвали оборону немцев в Крыму. Воевали за Сапун-гору. ЗА это я имел благодарность от верховного главнокомандующего.

После Крыма нашу дивизию перебросили в Прибалтику. С сентября 1944 года по февраль 1945 воевал в Литве и Латвии, был снайпером, ходил в разведку. За проявленный героизм в боях награжден двумя медалями «За отвагу». В это время наши войска вошли в Пруссию, а Прибалтийская группировка немцев продолжала наступать на наши войска.

Расскажу эпизод боя 2 февраля 1945 года. Утром 2 февраля был получен приказ овладеть опорным пунктом немцев северо-западнее города Скаудае и перерезать железную дорогу в порт Лиепае. С комсомольцами роты было проведено короткое собрание. После короткой артподготовки мы побежали к обороне немцев, захватив траншеи и продвигаясь вперед. По нам неожиданно на расстоянии 30 метров из дота ударили два немецких пулемета. 6 человек были убиты, я получил ранение. Короче, выскочил вперёд из наступавшей ротной цепи и оказался в 8-10 метрах от амбразуры с правой перебитой рукой, попал, как говорят, как кур в ощип. На морозе раненым не очень приятно отлёживаться и назад к своим не уползти — добьют. Оставалось лежать и ждать, чем помогут.

 Левее нашей роты в наступление пошла полковая рота автоматчиков, но вскоре и она залегла от вражеского пулемёта. Пока фашисты увлеклись стрельбой по автоматчикам, я подполз к амбразуре и здоровой левой рукой вытащил из кармана оборонительную гранату Ф-1 с запалом от гранаты РГ-4, зубами выдернул предохранительную чеку и вбросил в амбразуру дота. До взрыва гранаты немецкий пулемётчик успел очередью снести мне часть спины, но и находившиеся в доте 8 немцев были уничтожены моей гранатой. Вывод из строя дота помог нашим подразделениям успешно перейти в наступление. Что позволило развить прорыв на данном участке фронта.

Полуживого меня оттащили от дота, ротный доложил в штаб батальона об этом бое. Как повторившему подвиг Александра Матросова, мне обещали присвоить звание Героя Советского Союза. Но всё где-то затерялось, может, полковое или дивизионное начальство заскупилось, а, может, военный совет армии или фронта. Возможно, где-то лежит моя награда. Но день 2 февраля 1945 года считаю своим вторым днём рождения. Дважды в этот день попадал под пулемётные очереди из дота и остался жив. Семь месяцев пролежал в госпитале. В сентябре 1945 года вернулся домой в х.Назаровский.

В Латвии в г.Виляны создан музей боевой славы. Три раза ездил туда на встречу фронтовиков. Мы посещали место последнего боя, вспоминая тех, кто шёл по дорогам войны вместе с нами, кто навсегда сложил свои головы на полях сражений. Вспоминали и боль поражений, и радость побед.

Наша молодость была отдана войне и восстановлению страны после военной разрухи, но мы выстояли, заплатив за всё высокую цену.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий