В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. На своих уроках я использую педагогическую технологию — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1) общепедагогический.2) частнометодический (предметный) уровень. 3) локальный (модульный) уровень. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом — деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Использую на уроках биологии и химии технологии: опроса по ранее пройденному материалу с целью закрепления или с целью подготовки к итоговому контролю, организации обучающей самостоятельной работы; организации обучающей самостоятельной работы; организации обучающей самостоятельной работы; комбинированного урока с комплексной целью; проблемного урока; урока решения задач; проведения семинара.; объяснительно-иллюстративного обучения; проблемного обучения. В настоящее время большое значение имеют технологии развития универсальных учебных действий. В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход.
Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования.
Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, активной работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Взаимодействие обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Решение задачи развития универсальных учебных действий происходит не только на моих уроках по биологии и химии, но и в ходе внеурочной деятельности «Формула здорового питания». Среди технологий, методов и приёмов развития УУД особое место занимают учебные ситуации: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг. Использую также метод проектного обучения. Обучение строится на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Метод проектов, как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Обязательно на каждом своем уроке использую здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями .Мною используются: разноуровневое обучение, технология использования игровых методов, информационно -коммуникационные технологии, исследовательские методы обучения. Все технологии, используемые мною на уроках биологии и химии, направлены на усвоение знаний учениками и успешную сдачу государственной итоговой аттестации.
В.КОЗЫРЕВА, учитель биологии и химии Верхнедонской гимназии.