Родители Раисы
Родилась Раиса Павловна Карташова (в девичестве Панфилова), проживающая в станице Шумилинской, 10 августа 1934 года в хуторе Обрывском Верхнедонского района в семье Павла Федоровича и Елены Ивановны Панфиловых. На самом деле родилась она в июле, но лето на Дону пора страдная, в это время все заняты в поле. Отпроситься с работы отцу для регистрации девочки удалось только в августе, поэтому и записали дату рождения Раисы тем днём, когда отец смог попасть в сельсовет станицы Шумилинской.
Мать Елена Ивановна на следующий день после рождения ребёнка вышла на работу в поле. Так тогда было заведено. Новорождённая осталась с бабушкой, мамой отца. Это был второй ребёнок в семье. Первенец — сын Александр родился в 1930 году.
Отец Павел Федорович также родился в хуторе Обрывском в 1911 году, накануне первой мировой войны. Жили большой семьёй – родители, сыновья, невестки, дети. Грянула первая мировая, сыновья ушли на фронт. Отец Павла погиб где-то в Галиции, а невестку с двумя детьми родственники выставили на улицу.
Ходила женщина с детьми по хутору, где нанималась на работу, там и жила. Когда Павел подрос, он смог подправить небольшую заброшенную хатёнку, в которой они и поселились. А потом на её месте он построил новый дом. Появилось своё жилье. Жизнь налаживалась, хотя и непросто было жить в тех условиях. Со временем Павел привёл в дом молодую хозяйку Елену.
— Семья мамы также жила непросто, — вспоминает Раиса Павловна. — Своего дома не имели, жили там, где работали по найму. Спасала положение своя корова, с которой и ходили по домам. Однажды прибежал из степи молодой пастух в панике. «На стадо хозяйских коров напали волки. А вашу корову волки задрали», — возбуждённо прокричал он. Упала бабушка без чувств, да так и не пришла в сознание. Похоронили её в тот же вечер. Мама потом рассказывала, что, по её ощущению, похоронили бабушку ещё живой, просто она была без сознания. А вечером вместе со стадом возвратилась из степи и наша корова, живая и невредимая. Перепутал пастух…
Непростой была жизнь в 30-х годах. Продразверстка, налоги, коллективизация, высылки зажиточных семей. Соседями по хутору у Панфиловых были Арина и Илья Панкратовы. Арина местная, а Илья — выходец из хутора Ежовского, приставший в зятья. Илья, небольшого роста, невзрачный, слыл активистом и борцом за советскую власть.
— Однажды соседи и подруги Елена и Арина, собравшись вместе, смогли достать лошадёнку и съездить на мельницу смолоть небольшие запасы зерна для своих семей, — вспоминает былое Раиса Павловна. — Через некоторое время маму вызвали в комитет бедноты, в который входил сосед Илья, или Панкрат, как его называли в хуторе, и посадили в подвал за то, что молола зерно. Спустя несколько суток нахождения обвиняемых в подвале их стали вызывать по очереди и допрашивать. Дошла очередь до мамы. Допрашивал Панкрат, остальные сидели молча.
— С кем ездила на мельницу, сознавайся! – грозно произнёс Панкрат.
— Да с твоей бабой и ездила, – выпалила мама.
— Дура-баба, вон отсюда! – активист схватил Елену за воротник пальто и вытолкал на улицу…
В детстве, пока родители были на работе, Рая много времени проводила с бабушкой Анной Мироновной, мамой отца, бабуней, так она её называла. Помогала бабушке вести домашнее хозяйство, полоть огород, следить за домашней живностью. Бабушка приучила внучку к труду, научила справляться с трудностями, радоваться жизни, каждому её дню. Бабушкины рассказы о былом, её меткие жизненные наблюдения воспитали у Раисы Павловны умение давать образное и неожиданное определение происходящему вокруг, такое, что называют в народе метким словом.
Война
Вскоре началась Великая Отечественная война. Отец Раисы был призван на фронт в числе первых.
Запомнились проводы отца в армию. У сельсовета в станице Шумилинской собралось много людей и подвод. Отец зашёл в сельсовет, его долго не было. Потом он появился, сказал, что скоро будут отправлять. Площадь пришла в движение. Провожающие стали прощаться с мобилизованными. «Отец дал нам с братом на прощание по металлическому рублю, который я зажала в кулаке, — вспоминала много лет спустя Раиса Павловна. — Призывников повезли, многие из провожающих плакали. По дороге домой я заснула, а когда проснулась, рубля в ладошке не оказалось». Горькими были детские слезы…
Тяжёлыми выдались военные и послевоенные годы. Нищета, голод. Мужчины все поголовно призваны в армию. Всю тяжесть нелёгкой деревенской работы взвалили на себя женщины. Они пахали, сеяли, убирали и молотили хлеб, заготавливали корм на зиму, занимались со скотом. Приходилось даже впрягаться в постромки, когда отощавшие от бескормицы за зиму быки и коровы не могли тянуть плуг. Значительную часть работы выполняли подростки и дети.
Летом 1942 года мама Раисы Елена находилась на трудовых работах. Строили оборонительные укрепления в районе Миллерова. Укрепления были предназначены для сдерживания наступления немцев с западного направления. Но немцы, после разгрома советских войск под Харьковом, стремительно переместились к Воронежу и продолжили дальнейшее наступление вдоль Дона в южном направлении. Строящиеся укрепления потеряли актуальность, враг обошёл их с фланга. Но работы продолжались, указания об остановке строительства некоторое время не поступало, хотя враг уже продвигался вдоль Дона в сторону Сталинграда. Все участвовавшие в работах волновались, но покинуть строительство без разрешения не могли. «Наконец нас отпустили по домам, — рассказывала, вернувшись, мама Раисы, — и едва мы переправились вместе с быками, на которых работали на строительстве укреплений, через Дон на левый берег в районе станицы Казанской, как на правом берегу появились немцы. Ещё немного, и мы были бы отрезаны от родного дома».
Редкими были весточки от родных с фронта. Иногда приходили в хутор после ранений солдаты на некоторое время, поправляли здоровье и вновь уходили на фронт. От отца Раисы в 1941 году семья получала нечасто вести с фронта, а начиная с весны 1942 года письма совсем прекратились. И неясно было, жив он или нет. Только после победы летом 1945 года пришло письмо, в котором отец сообщал, что весной 1942 года в боях под Харьковом он попал в плен, был перевезён в Германию и долгие три года находился в концлагере. Только весной 1945 года лагерь был освобождён.
После освобождения отец некоторое время находился на излечении в госпитале. Затем в составе действующей армии принимал участие в войне с Японией. Домой вернулся глубокой осенью 1945 года.
Раиса Павловна рассказывает о возвращении отца с волнением: «К тёте отца, жившей в Шумилинской, осенью 1945 года пришёл демобилизованный солдат и рассказал, что они шли домой вместе с Панфиловым Павлом, но тот совсем подбился, стёр в кровь ноги и не смог идти дальше. Тётя вечером после работы прибежала в хутор Обрывский и сообщила радостную весть. На следующий день мама выпросила в колхозе лошадь, и вместе с сыном Александром отправилась встречать отца. Весь день дежурили на въезде в Шумилинскую, но отца так и не встретили. А когда возвратились домой поздно вечером, отец ждал их уже дома».
Все жители хутора Обрывского собрались тогда в доме Панфиловых. Кто радовался возвращению фронтовика, кто плакал, вспоминая своих отцов, мужей и детей, не пришедших с войны…
Солдатская судьба
Позднее отец Раисы так вспоминал события горьких военных лет:
«В окрестностях Харькова на протяжении всего майского дня 1942 года до позднего вечера шёл сильный бой, в результате которого наше подразделение было разбито. На поле боя в окопах оставались немногие уцелевшие красноармейцы. Боеприпасов не было. В течение наступившей ночи я находился в одном окопе с политруком, который был евреем по национальности. Ночью не спали, политрук говорил о том, что в плен он сдаваться не будет, что для него это мучения и верная смерть.
Рано утром немцы начали зачищать поле боя. Мы, выглядывая из окопа, видели сквозь предрассветный туман только короткие голенища сапог немецких солдат и слышали их гортанные возгласы. Когда немцы подошли достаточно близко к нашему окопу, я услышал сзади хлопок. Обернувшись, увидел, что политрук, засунул дуло пистолета себе в рот и выстрелил. Немцы также услышали выстрел. И когда я поднял глаза вверх, увидел немецкого солдата, стоявшего на бруствере окопа и направившего на меня автомат. Так я попал в плен. Какое-то время нас содержали в Харькове, в тюрьме на Холодной горе, а затем по железной дороге перевезли в Германию в концлагерь. Освободили наш концлагерь в 1945 году американцы» …
После войны, в 1948 году, в семье Панфиловых родился третий ребёнок Евгений.
Отец Павел Федорович был человеком трудолюбивым, общительным и доброжелательным. Он очень ценил человеческое общение, и дом его всегда был открыт для гостей. Эти черты отца унаследовала и дочь Раиса. Она приветливая, доброжелательная, знает много песен, хорошо поёт, в молодости всегда была заводилой и душой компании.
Большая семья
Раиса, ещё будучи десятилетним ребёнком, выполняла функции курьера: ежедневно носила сводки о выполненных за день работах из хутора Обрывского в правление колхоза, располагавшееся тогда в станице Шумилинской.
Правление занимало часть дома, в котором жила семья Карташовых. Уже позже, в 1952 году, 18-летняя Раиса вышла замуж за Михаила Васильевича Карташова, жившего в этом доме. Михаил отслужил срочную службу в погранвойсках, возвратился домой после службы и работал на тракторе. Всю свою последующую жизнь Раиса Павловна прожила в этом доме.
Вместе с мужем они вырастили и воспитали пятерых детей: Петра, Нину, Владимира, Василия и Сергея. Михаил Васильевич очень много работал в колхозе, стараясь обеспечить достаток семье, имел государственные награды, одним из первых получил звание «Заслуженный колхозник».
Домашнее хозяйство и ежедневную заботу о детях взяла на себя Раиса Павловна. «Но в то время каждый должен был выработать за год определенное количество трудодней в колхозе, — вспоминает Раиса Павловна. — Даже от многодетной матери требовалось иметь более 200 трудодней. Меня неоднократно вызывали на совет бригады и требовали объяснений, почему я не имею необходимого количества трудодней? Наличие пятерых детей тогда не считалось уважительной причиной».
Раиса Павловна – человек энергичный, требовательный к себе и к окружающим. Она всегда была полна планов и предложений, наполняла их своей энергией и претворяла в жизнь. Подходы её к воспитанию детей — осознание ответственности каждым за порученное дело, отсутствие мелочной опеки, создание доброжелательной и тёплой обстановки в семье и в коллективе.
Много сил, добра, любви и энергии вложили родители в своих детей. И все они выросли достойными людьми, каждый выбрал свой путь в жизни. Старший сын Петр служил в милиции, работал на заводе. Дочь Нина – фармацевт, закончила с красным дипломом Харьковский фармацевтический институт. Владимир — доктор технических наук в области радиоэлектроники, профессор, заведует кафедрой в университете. Василий возглавляет Контрольно-счётную палату города Ростова-на-Дону, кандидат юридических наук. Младший сын Сергей – известный хирург с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор, также возглавляет кафедру в институте повышения квалификации врачей.
Прошло уже много времени с тех пор, как выросли дети. Но в станице Шумилинской всё ещё помнят братьев и сестру Карташовых, которые хорошо учились в школе, а братья все без исключения увлекались спортом и хорошо играли в футбол.
Раиса Павловна, воспитавшая пятерых детей, – мать-героиня. Она долгие годы трудилась в колхозе, неоднократно отмечалась подарками и грамотами за результаты своего самоотверженного труда, её фотография размещалась на Доске почёта. Теперь Раиса Павловна на заслуженном отдыхе. Она проживает в своём доме вместе с дочерью Ниной. Нина с самого детства помогала маме в воспитании младших братьев и ведении домашнего хозяйства, а сейчас окружила маму заботой и вниманием.
Несмотря на возраст, Раиса Павловна и теперь старается помогать окружающим. Она унаследовала методы народного врачевания, и к ней нередко обращаются за помощью. Много времени Раиса Павловна проводит за чтением книг. У неё появилось время для чтения, которого так не хватало в молодые годы.
Много внуков и правнуков у Раисы Павловны. Каждое лето дети, внуки и правнуки собираются вместе, и тогда родной дом вновь становится шумным, наполняется детскими возгласами. Как когда-то, когда росли её дети. Дата сбора неизменна уже много лет — 10 августа — день рождения мамы и бабушки.
В.КАРТАШОВ.