Музей в станице больше, чем музей

Интересно

Когда проезжаешь по мосту через реку Дон, взгляд невольно цепляется за пятиметровую сторожевую башню, которая охраняет покой, на первый взгляд, частного дома. Однако, за калиткой открывается удивительный мир, где живёт история Верхнего Дона.

Уважаемый читатель газеты, наверное, догадался, что речь идёт об историко-краеведческом музее Верхнедонского района. История родного края интересует жителей Верхнедонья. Поэтому в наступившем году сотрудники музея примут участие в проекте районной газеты «Музеи – культурное наследие России». В его рамках мы расскажем много интересных историй о жизни и традициях донского казачества, которые будут опубликованы в «Искре».

Музей наш достаточно молодой, и собранные экспонаты несут в себе дух и настроение ещё недавних хозяев этих предметов. Смотришь и думаешь, что именно в наших хуторах и станицах пряли вот на этих прялках, толкли зерно в этих ступках и пили чай из этих самоваров. Можно услышать в музее и звук патефона. В одной из комнат музея стоит русская печь, у которой мирно замерли ухваты, чугунки, махотки. Всё это – неотъемлемая часть   жизни наших прабабушек и прадедушек. Когда музей посещают молодые люди, зачастую можно услышать: «Ой, у моей бабушки такое же было!»

Экскурсовод не сразу начинает рассказ об экспонатах. Даёт немного времени гостям пережить нахлынувшие воспоминания. Ощущается такая удивительная преемственность поколений, живая связующая нить… А наш музей отличается от остальных ещё и тем, что здесь как раз к экспонатам можно прикоснуться, ощутить историю давно минувших лет.

Под навесом на подворье собраны предметы хозяйственного предназначения. Подковы, грабли, ступы, сани, колодки для изготовления обуви и многое другое. А недавно Агафонов Николай Иванович из х.Поповского передал в музей конные грабли, которые принадлежали его деду Агафонову Ивану Анисимовичу 1887 года рождения. 

Кстати, обязательно на подворье рассмотрите внимательно пограничный камень босфорского царства (V век н.э.). На нём сохранилось изображение родовой тамги (специальный символ) сарматов и выбит рунический текст. А рядом каменная «баба» — половецкий воин (первая половина XIII в.) Тюркское слово «балбал» (от него происходит «баба»), означает пращур, предок.

А если захотите перенестись ещё дальше в глубь веков – вам в зал археологии. Здесь можно увидеть памятники каменного века и средневековья: орудия труда первобытных людей, образцы лепной керамики, оружие воинов и украшения женщин из кочующих по степям племён. Все предметы обнаружены на территории Верхнедонского района. Детвора больше всего любит рассматривать скелет – это подлинное погребение катакомбной культуры (2 тысячи лет до н.э.) в хорошей сохранности. Его передали музею специалисты Ассоциации «Южархеология».

В музее также можно увидеть замечательную коллекцию колец. Одно из них – казачье обережное (IX – середина XIII вв.) На поверхности щитка грубое условное изображение славянского бога Симаргла. Симаргл появляется в мире людей в различных образах. Двумя из наиболее распространённых являются образ сокола Рарога, символизирующего победу над тёмными силами, и сокола Финиста, значение которого – скорая схватка. Последний образ служил оберегом для воина. Нашли кольцо сотрудники музея случайно на месте расположения старого Мигулинского городка. С Мигулинским городком связано очень много легенд и историй.

А чего стоят две стеклянные бутылки, выпущенные до 1905 года, которые передала в дар Надежда Георгиевна Морозова из ст. Казанской! Она нашла бутылки на своём подворье во время земляных работ. Как выяснилось, подворье Надежды Георгиевны находится на месте расположения бывших складов бакалейных товаров купца Алексея Максимовича Галкина. На бутылках надпись «Калинкинъ» «заявлен отделу промышленности», герб и глобус. Оказывается, в эти бутылки разливали пиво на пивоваренном заводе Калинкина в С-Петербурге. Герб на бутылке указывал на присвоение знака высшего качества, глобус — фирменный знак завода. Сбыт продукции производился в основном в С-Петербурге, но, стремясь распространить пиво как можно шире, в разных городах устроили специальные склады. Крупнейший – центральный – в Москве. Здесь также производили морсы, сиропы и минеральную воду. В Рыбинске, Киеве, Одессе, Саратове, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Симферополе, Баку и даже в нашей станице Казанской люди могли пить пиво из далекой северной столицы.

Собирать музейные экспонаты очень тяжело, особенно сегодня, когда ты можешь показаться людям барахольщиком, сборщиком антиквариата, аферистом или просто ненормальным. Мало того, людям нужно объяснить, что именно ценно, а что нет. Например, мы в свой музей не просим иконы. Отдадут – замечательно. Самоваров не просим, да их и не осталось. Мы просим бытовые вещи, вышивку, инструмент и фотографии с документами.

Люди у нас добрые, хорошие. Без них и их участия не было бы и музея. За активное участие в проведении различных выставок, мероприятий культурного значения хочу поблагодарить Фолометову, И.В.Ковача, В.М.Маринову, А.К.Медведева, Н.П.Гладилина, С.В.Тимощук, художественные коллективы Дома культуры ст.Казанской, учащихся и педагогов школ района, Центра детского творчества, Казанской школы-интерната.  Финансовую поддержку музею оказывают директор ООО «Шумилинское» Ю.К.Каширин, П.Я.Ермашов, Н.И.Чеченева. В стороне от общего дела не остаётся никто.

Собирать экспонаты – это одно, а что нужно сделать, чтобы посещение музея запомнилось надолго?

   В нашем музее Чеботарева Людмила Георгиевна может провести мастер-класс по изготовлению куколок-оберегов, научит плести корзины из лозы, вязать, вышивать. Здесь же можно поучаствовать в интерактивных программах: принять непосредственное участие в хлопотах по хозяйству, затопить печь, отведать блюда казачьей кухни, попробовать смолоть зерно на старинной ручной мельнице с каменными жерновами, поработать в кузнице молотом, чтобы услышать звон железа.

Познавательно и интересно проходят занятия «Школы наших бабушек», где дети и молодёжь, попадая в школу середины XX века, учатся писать пером, макая его в чернильницу, считать на старинных счётах, а взрослые вспоминают уроки чистописания и арифметики. 

 Без этого — пыль, скукота и зевота.

В музей всегда возвращаются. Посетите музей, и я уверена, вы снова вернётесь к нам. Вернётесь, чтобы узнать новую интересную историю из жизни донских казаков. Но если случится так, что вы не попали к нам в рабочее время, то можно позвонить по телефону 8 928 120 28 61, и мы проведём экскурсию специально для вас.          

С.АБАКУМОВА, директор музея.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий