Традиция отмечать Новый год в привычном сегодня виде появилась у казаков в середине XVIII века, когда на Дону стали складываться собственная земледельческая система и связанная с ней календарная традиция. Единого донского казачьего сценария празднования не существовало. Обряды северных территорий отличались от южных, дельты – от Задонья. Даже в соседних хуторах могли праздновать по-разному. Тем не менее были и общие традиции.
Так, в конце XIX века в донских областных ведомостях сообщалось, что в канун сочельника отарщики (смотрители конских табунов) обходили дома со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег». Это, по всей видимости, должно было принести хозяевам счастье в виде плодовитости и благополучия лошадей.
С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майдан, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали о родившемся Христе.
Дома станичников ждали богатые угощения. К рождественскому столу готовились заранее и основательно, а «холодные» помещения были забиты продуктами. После поста, когда христиане вкушали в основном крупы, хлеб и соленья, с разговением особое внимание уделяли мясным продуктам. Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон), колбасами, копчёностями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи.
Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками, выпекали булочки с маком и орехами, печенье, пряники. Одним из самых любимых среди традиционных рождественских блюд для казаков был студень (холодец), а также запечённый гусь, утка либо индейка. Богатым был и выбор напитков, из которых можно выделить традиционное домашнее вино, взвар — компот из сухофруктов.
К важным святочным ритуалам относились и обходы дворов детьми или молодёжью (эти возрастные группы не смешивались) с пением колядок. Моя бабушка Колычева Ольга Осиповна, уроженка хутора Песковатско-Лопатинский рассказывала: «Бывало, как стукнить двянадцать ночи, маманя нас подымаить и говорить: «Одевайтися, болюшки, пора христославить!» И всягда с нами батяня ходил, потому как одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придём ко двору и кричим: «Хозяева, пустите похристославить!» И они нас в дом зовуть. Как зайдём, так сразу разделяемся – девки сюды, а ребята чуть дальше. На святой угол перякрестимся и поём хозяевам: «Рождество твое, Христе Боже наш…».
Из её рассказа я узнала, что после пропетой молитвы, какой казачок побойчее добавлял: «Христос рождается, а бабушка догадается, залезет в сундучок и достанет пятачок!» Домовитые казаки ещё до Рождества приобретали для одаривания «невладанные трехкопеечки». В такие «трехкопеечные» дома зачастую выстраивалась очередь, бывали и повторные заходы с целью получить денежку. Для пресечения попыток повторных заходов некоторые хозяева прибегали к нехитрому способу: делали на спинах христославщиков метки мелом. Но чаще закрывали глаза на проделки сорванцов и, улыбаясь, повторно вручали им желанную монетку.
Не принять христославов считалось грехом – нарушение Божьих заповедей – для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа. Молодёжь тоже христославила. Каждая группа ходила со своей «звездой». Делали её так. «Брали решето, снимали с него сетку, проделывали в деревянной боковине небольшие дырочки, в которые вставляли хворостинки и закрепляли их по кругу маленькими гвоздиками в виде лучей звезды. Затем лучи обтягивали цветной бумагой, той же бумагой заклеивали круг в решете с одной стороны, а с другой оставляли открытым или заклеивали наполовину, вставляли палку-держак. Внутрь «звезды» ставили либо лампаду, либо большую свечу. Свет от зажжённой лампады отражался на цветной бумаге, и такое сияние зимним вечером было очень красивым» (из воспоминаний краеведа Грибанова Алексея Петровича).
Славили Христа и церковные певчие. Своими сильными и красивыми голосами пели Христовскую песню. Люди сравнивали такое мощное, красивое пение с колокольными ударами. Затем певчие здоровались с хозяевами, поздравляли с праздником и проникновенно читали: «Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной». По воспоминаниям старожилов, это было незабываемое зрелище. После такого замечательного поздравления растроганные хозяева выносили гостям угощение: вино, пирожки, блины, холодец, квашеную капусту и прочие разносолы.
В нашей станице до сих пор на Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам — «христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже придумывают сами, но процесс обряда им интересен и значим.
В ряде станиц и хуторов существовал специфический рождественский обряд – «бабья каша». Это гулянье женщин у повитухи, традиционно происходившее на второй день Рождества. К ней собирались те казачки, у которых она принимала роды. Бабка-повитуха варила кашу, накрывала стол, угощала женщин в обмен на подарки.
В ночь под Новый год (сейчас это 14 января — старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшению в жизни!
За время колядования комната была густо усеяна зерном. Его подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и примешивали к посевному зерну со словами: «Пошли, Боже, подай урожай на всех людей, на весь край».
Молодёжь, незамужние девушки и неженатые парни, «рядились». Основными персонажами ряжений были медведь, коза, лошадь, лекарь, цыгане, старики и старухи. Юноши нередко наряжались девушками и наоборот. Для ряжений колядующие использовали шубы и тулупы, вывернутые изнанкой наружу, палки, хомуты, полотнища ткани, нередко в ход шла домашняя утварь: ухваты, мётлы.
Ряженные ходили по домам с песнями, шутками и играми, нередко «шкодничали»: заносили в дома мерзлый навоз, пугали прохожих на улицах, разваливали поленницы дров, шумели.
А еще на святки гадали. До настоящего времени сохранились в активной форме многие виды гаданий: по внешнему виду отмеченного кола на заборе (какой кол, такой будет и муж: кривой, стройный, богатый); по поведению собаки (приговаривали: «Сею-вею беленький снежок, где собачка забрешет, там мой женишок»).
Самое интересное гадание – на петуха. У славян петух считался вещей птицей. Потому на Новый год и Святки девушки обязательно проводили предсказательные обряды. К чему потянется петух, таким и будущий муж будет. Если воду пьёт из блюдца, то выпивать будет, к зеркалу подойдёт – муж будет гулящим, к деньгам – богатым, к глине – к бедности.
Одно из любимых гаданий это вареники с сюрпризами. Почему вареники? Потому что это очень сытная пища, сдобренная маслом, сливками или сметаной, которую можно было есть после поста. Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу. Если вареник попадался с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.
Помимо таких коллективных гаданий, сопровождавшихся весёлым смехом и от этого считавшихся как бы шутливыми, несерьёзными, существовали гадания индивидуальные, тайные. Например, в тёмной пустой хате в устье печи ставили зеркало, перед ним раскладывали небольшой костерок и внимательно всматривались. Через некоторое время в глубине зеркала можно было будто бы увидеть смутное изображение жениха. Но к подобному гаданию девчата прибегали редко, оно считалось грешным, поскольку считалось, что из зазеркалья тебе показывает жениха сам сатана. И если вовремя не накинуть на зеркало платок, то он, превратившись из жениха в чёрта, может ударить тебя по лицу и оставить пожизненный отпечаток.
В святочные дни ходили друг к другу в гости, как правило, к кумовьям на праздничные посиделки. Приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, мочёные яблоки и арбузов. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья.
Каждый вечер развивался по определённому сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением вечера переходили в веселье с песнями и танцами. У молодого населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар. Их правила отличались демократичностью, т.е. равноправием в плане выбора, как парня, так и девушки. В процессе этих игр формировались пары по взаимоинтересам.
Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня, или Богоявлением. В канун Крещения, «в крещенский вечерок», по народным поверьям — время разгула нечистой силы, чтобы оградить жилище, казаки ставили мелом на дверях и оконных рамах крест — надёжную защиту от всего бесовского. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили её домой и сохраняли. Считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.
В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоёмах называлось крестным ходом на Иордань. На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся на льду людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год.
На Крещение, как правило, всегда были сильные крещенские морозы, но детей это никогда не пугало. Они радовались праздникам, снегу и льду, который сковывал реки. Выходя с утра на улицу, дети выносили лыжи, санки, затаскивали их на гору, садились целой гурьбой и с громкими криками и свистом катились вниз. А к вечеру место в санях занимали взрослые. На Дону, на льду, для детей устраивали каталки, для чего в лёд вбивали кол, на него крепили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили колесо, и санки вихрем носились по льду. Одним из любимых развлечений на льду было катание на коньках.
Эти традиции, складывавшиеся у казаков веками, передаются из поколения в поколения, и помогают потомкам делать свою жизнь духовной, радостной и счастливой.
С.АБАКУМОВА, директор музея.