Новочеркасский музей истории донского казачества

Новочеркасский музей истории донского казачества представляет собой музейный комплекс, включающий Дом-музей художника-баталиста М.Б.Грекова, Дом-музей художника И.И.Крылова, Атаманский дворец и содержит в своих фондах реликвии донского казачества, связанные с лучшими его традициями. Его богатейшая коллекция не имеет аналогов в мире и насчитывает свыше 200 тысяч предметов.

Интересно

Уникальной в составе собрания является коллекция холодного и огнестрельного оружия XVIII-XIX веков, большую часть которой составляет наградное оружие представителей Военного генералитета и офицеров Донского казачьего войска.

Гордость музея – единственная в мире коллекция казачьих знамен, бунчуков, полковых штандартов донского казачества XVIII-XIX веков.

Живописное собрание музея включает в себя коллекцию парадного казачьего портрета XVIII века, произведения Н.Н.Дубовского и других художников-передвижников.

 В основной экспозиции главного здания музея представлены войсковые казачьи клейноды, войсковые и полковые знамена XVIII-XIX веков; казачий военный и бытовой костюм XIX — начала XX веков; наградное, жалованное оружие, а также трофейное холодное и огнестрельное оружие; жалованные грамоты, документы войсковой канцелярии и станичных правлений; портреты и мемориальные предметы наказных и походных атаманов Войска Донского; военный казачий портрет, зал Н.Н.Дубовского. Ежегодно в выставочных залах музея открывается свыше 20 выставок.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Музей истории донского казачества – первый музей из открытых на Дону и один из старейших музеев Юга России. Он воплотил в себе результат многолетних усилий прогрессивной общественности края, стремившейся к изучению и увековечиванию истории Отечества. История создания музея своими корнями уходит в середину XIX века. В 1867 году на заседании Областного Статистического комитета была представлена первая программа создания Донского музея. В начале 80-х годов XIX века Г.А.Ознобишин – учитель рисования новочеркасской мужской гимназии, неоднократно поднимая вопрос о создании музея, опубликовал в газете «Программу Донского музея». 

Одним из наиболее деятельных участников создания музея был и Х.И.Попов – помощник управляющего атаманской канцелярии, кроме того, донской историк, археолог.

С 1884 года начинается планомерный сбор фондов специально для будущего Донского музея. К моменту открытия музея уже сформировалась небольшая коллекция. Большую роль в собирательской работе сыграл В.В.Часовников. В 1890 году была создана комиссия по устройству Донского музея под руководством помощника атамана И.М.Добрынина. Торжественная закладка здания музея состоялась 6 мая 1894 года в день рождения государя наследника — Августейшего атамана казачьих войск России (будущего императора Николая II). Автором проекта являлся академик архитектуры А.А.Ященко. А 22 ноября 1899 года состоялось открытие Донского музея. Первым директором (заведующим) музея стал статский советник Х.И.Попов, донской историк и археолог, остававшийся в этой должности до конца 1920 года. 

 В лихолетье гражданской войны Новочеркасск оказался в эпицентре событий. В городе несколько раз менялась власть. Однако, благодаря активной позиции и авторитету директора музея, коллекция музея была сохранена, а сам музей был включён в структуру Отдела народного просвещения городского Совета Рабочих, Крестьянских и Казачьих депутатов. Окончание гражданской войны ознаменовалось вывозом из Новочеркасска по указанию атамана А.П.Богаевского исторической части Донского музея. Вывезенные за рубеж ценности некоторое время «скитались» по городам и весям пока по соглашению с правительством Чехословакии не нашли приют в Пражском Национальном музее. В 1946 году часть исторических реликвий Дона (2726 предметов) была возвращена в Новочеркасск в Музей истории донского казачества.

1920-1930-е годы музей пережил сложное время: многочисленные реорганизации, изменение названия, но, несмотря на это, собрание музея пополнялось. В 1920 и в 1921 годах фонды музея существенно приросли произведениями искусства, что позволило создать совершенно новый отдел экспозиции. До 1933 года музей назывался «Новочеркасский музей природы, старины и искусств». Такое название точно отражало и структуру его экспозиции, которая практически неизменно просуществовала с 1921 по 1933 годы. К концу 1933 года был создан историко-революционный отдел. После реабилитации казачества постепенно приходило осознание того, что Новочеркасский музей должен быть посвящён прежде всего именно истории казачества. И 1 марта 1941 года на базе Новочеркасского краеведческого музея наконец был официально создан Областной музей истории донского казачества.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники сумели сохранить наиболее ценные предметы и коллекции. И с первых дней освобождения города музей продолжил свою работу. Первый послевоенный год явился судьбоносным в истории музея. Это год поистине его второго рождения. Из Пражского национального музея были возвращены свыше двух тысяч предметов, вывезенные за границу в годы гражданской войны. В этом же году в музей была передана по завещанию коллекция картин художника Н.Н.Дубовского, состоявшая как из его собственных работ, так и работ художников-передвижников. Собрание музея пополнили работы донского художника-пейзажиста И.И.Крылова.  

 1950-1960-е годы в жизни музея были определённым переломным рубежом. Творческими усилиями научных сотрудников музея и учёных историков из Ростова-на-Дону и Москвы была создана новая экспозиция. Возобновились археологические экспедиции, стали проводиться историко-этнографические экспедиции, появились первые научные издания. Музей превратился в важный культурный центр Новочеркасска и области.  

В 1957 году создаётся первый мемориальный отдел – Дом-музей художника-баталиста М.Б.Грекова. Он был открыт в доме, где художник жил с 1924 года по 1931 год. В 1979 году в состав музея вошёл и мемориальный Дом-музей донского художника-пейзажиста И.И.Крылова.

Важнейшим событием в жизни музея на рубеже столетий стала музеефикация Атаманского дворца – памятника истории и архитектуры середины XIX века, официальной резиденции донских атаманов и августейших особ во время их визитов на Дон.

 В настоящее время музей истории донского казачества хранит и экспонирует одну из наиболее полных в мире коллекций реликвий донского казачества. Его собрание насчитывает свыше двухсот тысяч предметов.  Сохраняя памятники мемориальной и духовной культуры казачества Дона, музей решает одну из главных своих задач – представлять и популяризировать в своих экспозициях историко-культурное наследие донских казаков. Выполняя эту задачу, музей формирует особое культурное пространство и вносит свой вклад в создание своеобразного неповторимого облика Донского региона.

МУЗЕЙ М.Б.ГРЕКОВА

 Митрофан Борисович Греков (1882-1934) — выдающийся художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Открытие мемориального Дома-музея М.Б.Грекова в Новочеркасске состоялось в    1957 году.

  Новочеркасский период М.Б.Грекова длился с июня 1918 по 1931 год, почти 13 лет. Более 4 лет из них он работал и служил в учреждениях и воинских частях, остальное время занимался творческой работой. Это был самый плодотворный период в жизни художника. В Новочеркасске создано 74 законченных произведения, в том числе такие, как «В отряд к Будённому», «Тачанка», «Кавалерийская атака», «Бой под  Егорлыкской» и др.

М.Б.Греков всегда занимал активную гражданскую позицию, придавал общественной и просветительской работе огромное значение. У Митрофана Борисовича был большой круг друзей и знакомых. Благодаря многим из них в городе сохранилась добрая память о выдающемся художнике.

 Экспозиция Дома-музея Грекова располагается в 4 комнатах старинного казачьего особняка. В них представлена обстановка и мемориальные предметы, которые воссоздают неповторимую творческую атмосферу, по сей день привлекающую посетителей. В настоящее время в фондах Дома-музея хранится более 1200 предметов живописи, графики, скульптуры, фото, поступивших от художников Студии им. М.Б.Грекова в Москве. Музейные коллекции пополняются работами выпускников Ростовского грековского художественного училища. Бережно сохраняя наследие, музей продолжает традиции, заложенные художником.   На протяжении 60 лет Дом-музей М.Б.Грекова активно ведёт патриотическое воспитание молодёжи. Последние годы в музее популярны мастер-классы, которые проводят городские художники для жителей и гостей города.

МУЗЕЙ И.И.КРЫЛОВА

 Мемориальный Дом-музей художника Ивана Ивановича Крылова — памятник федерального значения. Он был создан по   инициативе Музея истории донского казачества, дочери   художника Лины Ивановны Крыловой-Гурьевой, общественности города и области. Музей был открыт 1 июня 1979 года.

Имя И.И.Крылова было известно не только в России, но и за рубежом. В 1900 годы его картина «Степь ковыльная» была представлена на Международной выставке в Париже. Его работы экспонировались на выставках в Берлине и Брюсселе. На протяжении многих лет он являлся действительным членом Московского и Петербургского обществ любителей живописи, принимал участие в многочисленных выставках. И.И.Крылов -автор более тысячи картин, этюдов, декораций. Его картины закупались членами царской фамилии для дворцов Петербурга и Москвы, Академией художеств для музеев страны, награждались премиями. Его произведения учтены в многотомном собрании «Художественные сокровища СССР».
    Незадолго до смерти в 1936 году И.И.Крылов передал 900 своих работ в дар родному городу. К сожалению, многие работы пострадали во время немецко-фашисткой оккупации. В 1943 году картины поступили в музей. Это самая большая коллекция произведений художника в стране.

И.И. Крылов родился в 1860 году в семье донского казака в станице Елизаветинской. В 1887 году окончил Петербургскую академию художеств, получив за годы учёбы 4 серебряные медали. После окончания академии И.И.Крылов жил в Петербурге, ст.Сиверской, в Москве. Этот период для художника был очень плодотворным. Именно в это время И.И.Крылов сформировался как опытный мастер пейзажа. Работы, написанные в этот период, составили «Северный цикл». Среди них преобладают зимние мотивы. «Лед на Неве» (премия А.И.Куинджи), «Вид Москвы с Воробьёвых гор» (приобретена Великим Князем Сергеем Александровичем). В музее хранится один из вариантов этой работы.

В 1892 году И.И.Крылов с друзьями-художниками путешествует по Кавказу и Крыму. Художник-степняк, впервые оказавшись на Кавказе, полюбил этот край и передал в своих полотнах красоту неприступных гор, глубоких ущелий, жилищ горцев. Буйство красок южной природы, услышанные от горцев легенды глубоко тронули душу художника и нашли отражение в его работах, вошедших в «Южный цикл» его творческого наследия. В фондах музея хранится более 200 этюдов, посвящённых природе юга России, «Водопад на Новом Афоне», «Просветители Абхазии», «Аул Джираки», «В истоках Терека» и многие другие.

Самое большое количество работ из художественного наследия Крылова посвящено Донскому краю. В своих полотнах художник отразил донскую степь, потонувшую в пушистых ковылях и в цветах лазоревых, разливы рек, родной Дон. Его называют певцом донских степей. В «Донской цикл» входят и работы о калмыцком кочевье, которые художник писал в конце XIX века в степи около калмыцких юрт, это «Вечер в калмыцкой степи», «Гелюнг», «Табунщик», «Храм Хурул». Одной этой странички творчества И.И.Крылова было бы достаточно для целой жизни иного художника. 

В начале ХХ века И.И.Крылов вернулся на Дон. В Новочеркасске с торга в кредит он приобрёл дом у псаломщика Троицкого храма. Дом был построен приблизительно во второй половине XIX века и представлял собой здание, характерное для застройки Новочеркасска XIX века. С 1900-х годов художник жил в Новочеркасске в этом доме.

Дом и мастерская художника в 1900-1919 годах являлись своеобразным центром культурной жизни Новочеркасска. Здесь в разное время побывали многие видные деятели русской и советской культуры. Среди них писатели А.И.Куприн, А.С.Серафимович, К.А.Тренёв, художники Н.Н.Дубовской, М.Б.Греков, музыканты М.Г.Эрденко, К.М.Думчев, собиратель казачьих песен А.М.Листопадов и другие.

 И.И.Крылов много сделал для распространения художественных знаний в Новочеркасске. В 1902 году он открыл в своей мастерской художественные классы, более 20 лет проработал в Политехническом институте сначала преподавателем рисования и черчения, а затем заведующим кафедры графики. Он ходатайствовал об открытии в городе художественной школы.

Художник активно участвовал в общественной жизни города. Более 10 лет был почётным мировым судьей, гласным Городской Думы, издателем либеральной газеты «Донская речь», попечителем лазарета и семей мобилизованных воинов в период первой мировой войны.

АТАМАНСКИЙ ДВОРЕЦ

Атаманский дворец — памятник архитектуры XIX века. Дворец служил резиденцией донских наказных атаманов и высочайших особ во время их посещений Донского края. На флагштоке дворца поднимался государственный флаг, и в этом Новочеркасск был равен Санкт-Петербургу, Москве, Варшаве и Тифлису. Дворцовые залы видели блестящих офицеров и генералов – героев Отечественной, Крымской, русско-турецкой, русско-японской войн; великих князей и трёх последних монархов России; руководителей Белого движения и Советов рабочих и солдатских депутатов, известных командиров и комиссаров Красной Армии. 

Облик дворца типичен для особняков второй половины XIX века. Проектировал его академик живописи И.О.Вальпреде. Необходимость постройки особой резиденции для Донских наказных Войсковых атаманов возникла в связи с тем, что Высочайшим указом от 2 октября 1827 года наследник Цесаревич был назначен Августейшим атаманом всех казачьих войск года. Для принятия пернача наследник приезжал в Новочеркасск, где торжественно на войсковом кругу ему вручали этот символ атаманской власти. 

Решение о строительстве особого дома для помещения наказного атамана войска Донского было принято Военным Советом и после высочайшего утверждения 24 марта 1860 года вступило в силу. Постройку дома поручили произвести атаману М.Г.Хомутову хозспособом, на что разрешили ассигновать 115 тысяч рублей из войскового строительного капитала. Все работы по Атаманскому дому были окончены в октябре 1863 года, всего израсходовано 135 083 рубля 86 копеек.

С момента постройки дворец стал одним из центров культурной и деловой жизни, выполняющих представительские функции в столице донских казаков.

В годы гражданской войны Атаманский дворец становится штабом белого движения. Здесь в разные годы гражданской войны жили и работали А.М.Каледин, П.Н.Краснов, А.И.Богаевский. После установления советской власти дворец был местом нахождения городских властей. Наконец, в марте 2001 года это историческое здание было передано Музею истории донского казачества. После процессов реставрации и музеефикации в 2005 году музей «Атаманский дворец» распахнул свои двери для посетителей.

Материалы взяты на сайте

Новочеркасского музея истории донского казачества.

Искра - новости станицы Казанской