«Что сильнее вируса?» : изменит ли пандемия отношение общества к врачам

Медицина

У министра здравоохранения Ростовской области Юрия Кобзева после вступления в должность не было времени на раскачку: так сложилось, что его назначение пришлось на сложнейший период борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Как медицинская служба региона справляется с возросшей нагрузкой, почему определенная часть населения все еще не приняла решения вакцинироваться, изменит ли пандемия отношение общества к врачам? Об этом наш разговор с главой донского минздрава на Деловом завтраке «РГ».

— Юрий Викторович, предложение занять министерский пост, да еще во время нашествия вируса, стало для вас неожиданностью?

Юрий Кобзев: Да, это было довольно неожиданно. Раньше я работал в системе здравоохранения, в Комитете по охране здоровья Госдумы РФ, последние четыре года занимался законотворческой деятельностью. Но я патриот донского края и поэтому между возможностью остаться в столице или вернуться в Ростовскую область выбрал второй вариант.

Сейчас действительно непростое время для медицины. Пик пандемии пришелся на конец прошлого года и начало этого. В министерстве работал сплоченный, профессиональный коллектив. Мы стараемся не утратить все хорошие наработки и создать что-то свое. Сегодня команда сформирована.

— Как область прошла период максимального распространения вируса?

Юрий Кобзев: В тяжелой борьбе, впрочем, как и все регионы. Если объективно, система здравоохранения справилась достойно. Было время, когда отделения заполнялись пациентами, а врачи еще не знали, как вести этих больных. Но медики не бросили людей в беде. Хотя те, кто пробовал надеть защитный костюм, не пропускающий воздух, понимают, каково в нем работать. Я уже не говорю о риске для собственного здоровья, который, конечно, высок в «красной зоне». При этом плановая работа продолжалась. Со всеми предосторожностями мы оказывали медицинскую помощь: проводили трансплантации, делали операции на сердце и так далее. Надо отдать должное коллегам, которые, отработав смену в ковидном отделении, проходили санобработку и шли в операционные.

Один из уроков ковида состоит в том, что отношение к врачам должно кардинально измениться. Еще совсем недавно медиков встречали аплодисментами. Но вирус мы победим, это обязательно произойдет, и аплодисменты смолкнут. Не останется ли прежней позиция общества, когда критика в адрес врачей непререкаема? Я не идеализирую коллег, но если пациент многие годы ведет разудалую жизнь, а за последствия отвечает врач, несколько часов пытавшийся его спасти, это в высшей степени несправедливо.

— Сегодня коронавирус действительно отступает?

Юрий Кобзев: Оперативный штаб региона ежедневно публикует цифры, реально отражающие положение дел. Количество людей с выявленным заболеванием снижается.

Обольщаться не стоит, сейчас мы сами в ответе за то, пойдут эти цифры снова вверх или нет. Начала действовать программа вакцинации, и что же мы видим? Многие надеются на авось. Коронавирус циркулирует давно, но современный его вариант — совершенно другая история, это абсолютно неизвестная инфекция. Заполненные стационары в начале эпидемии говорят именно об этом. Выход есть, история тому свидетель.

Чума, оспа, полиомиелит и масса других болезней остались в прошлом исключительно благодаря прививкам. Роль отечественной науки в разработке вакцины от ковида колоссальная, мы подтвердили первенство страны в этом направлении. Конструкция вакцины появилась два десятка лет назад, она изучена и надежно работает. Более того, в распоряжении наших граждан не одна, а три вакцины! Но обыватель даже в самых сложных вопросах разбирается гораздо лучше академиков. В помощь интернет и система «одна бабушка сказала». К сожалению, когда такие всезнайки попадают в стационар, они говорят: «Мы же не думали, что это так страшно, когда не хватает воздуха».

— Как идет вакцинация в рабочих коллективах?

Юрий Кобзев: Вакцина от ковида внесена в национальный календарь прививок, и это накладывает обязательства: определенные категории граждан должны быть привиты. Есть ответственные работодатели, которые думают о коллективе, о производстве. Они не заставляют вакцинироваться, но предлагают сотрудникам еженедельно предъявлять справку о наличии антител в высоком титре, либо отрицательный ПЦР-тест. На таких предприятиях нет вспышек заболеваемости. Кстати, если раньше такие вспышки случались именно в коллективах, то сейчас они чаще происходят в семье. И наших сограждан по-прежнему манят как раз те страны, где уровень заболеваемости высок. Они подхватывают там вирус и попадают к врачам.

— Регион обеспечен коечным фондом? Перебоев с кислородом нет?

Юрий Кобзев: Когда мы настраивали систему здравоохранения на борьбу с коронавирусной инфекцией, коечный фонд доходил до 3363 единиц. Сейчас у нас менее двух тысяч коек, и занят он на 55 процентов.

Медики пристально следят за развитием эпидемиологической ситуации, начиная с майских праздников. Можно констатировать, что резкого скачка не произошло. Мы готовим предложения для оперативного штаба для снижения коечного фонда.

Теперь о кислороде. За период моей работы не было ни одного факта снижения подачи кислорода для тех, кому он необходим. Сегодня благодаря огромным капиталовложениям в донское здравоохранение модернизированы или созданы кислородные системы во многих больницах. До эпидемии подводка кислорода была в основном в скоропомощных стационарах, а в остальных стационарах — только в палатах интенсивной терапии, в операционных, в реанимации. Сейчас во всех медицинских учреждениях, где лечатся пациенты, нуждающиеся в кислородотерапии, есть либо кислородная линия, либо кислородный концентратор.

— Почему некоторые люди не приходят на вторую вакцинацию?

Юрий Кобзев: Процент граждан, не пришедших на повторную вакцинацию, достаточно большой. Однако нам удалось его значительно сократить. Например, человек сделал первую прививку, но повел себя слишком самонадеянно, не придав значения тому, что в период между двумя вакцинами можно заболеть.

Напомню, прививка двухкомпонентная, она начинает действовать через 42 дня после первого компонента. В это время надо соблюдать осторожность. К сожалению, есть и такие, кто на свой страх и риск решил вообще не делать вторую прививку. А некоторых мы пока просто не видим в статистике. Например, вахтовики. Первый укол они сделали в нашем регионе, а второй — в другом. В конечном итоге они попадут в общие сведения.

Однако при среднероссийском показателе 2,6 процента, у нас лишь 1,3 процента не вакцинировались второй раз. Здесь, безусловно, сказался авторитет губернатора, который обязал глав муниципалитетов принять дополнительные меры для разъяснения принципа действия вакцины.

— Перед вакцинацией надо проверять уровень антител?

Юрий Кобзев: Это необязательно. Когда вакцина проходила третью фазу клинических испытаний, в исследования включали тех, кто еще не сталкивался с коронавирусом, чтобы посмотреть, насколько она эффективна. Поэтому всем, кто участвовал в исследовании, определяли уровень антител. Так и сложилось мнение, что без его результатов вакцинироваться нельзя.

Другое дело, если человек уже переболел. Тогда ему стоит сделать тест и посмотреть, достаточный ли у него уровень антител, выработанных собственным иммунитетом. Сейчас в области работает 27 лабораторий, осуществляющих этот вид диагностики.

— В регион поступило три вида вакцин. Планируете ли вы сами прививаться и какой вакциной?

Юрий Кобзев: Все вакцины, «Спутник V», «Эпиваккорона» и «Ковивак», показали высокую эффективность. Если в анамнезе есть хронические заболевания, посоветуйтесь с доктором и вместе с ним примите решение, какая из них подходит именно вам. Я перенес COVID-19 в достаточно тяжелой форме, и пока уровень антител высок. Но как только он упадет, тоже вакцинируюсь «Спутником-V». Сейчас многие опасаются третьей волны. Спрашивают: что надо сделать, чтобы она не пришла? Отвечу однозначно: вакцинироваться.

Источник: donland.ru

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий