Возрождение традиций.
И пусть меняются века,
Ты в сердце бережно храни
Образ лихого казака
И вечный зов родной земли.
Заветы давней старины
Из уст в уста передаются.
Их знать и помнить мы должны.
Они историей зовутся.
Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю и культуру своего народа, страны, человечества. Только тогда он сможет осознать своё место в череде поколений и глубже понять смысл собственного существования. А начинать знакомство с историей надо уже с малых лет.
Мы живём в казачьем краю. Наша станица, наш район находятся на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки, а мы — внуки и правнуки настоящих казаков. Казачество – это часть общей культуры. Это наше наследие, и мы должны сохранить его для наших детей.
На данный момент в общеобразовательных организациях нашего района обучается 1585 учащихся и 569 воспитанников в группах детских садов. Все образовательные учреждения имеют статус «казачье». Процесс получения статуса «казачье» постепенный и нелёгкий. В некоторых образовательных учреждениях эта работа ведётся уже много лет, в некоторых только начинается. Именно в детском возрасте нужно возбудить интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в сознании детей чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу, дать то ценное, что создано казачеством за его историю. По наследству мы получили богатые традиции казачьего края, которые служат источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой родине.
Традиционными казачьими праздниками в образовательных учреждениях нашего района стали «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские колядки», «Казачья масленица», «Троица», «Медовый и яблочный спас», «Сороки», «День матери — казачки».
Для лучшего усвоения исторической информации для воспитанников дошкольных учреждений проводятся музыкальные развлечения, обряды, конкурсы стихов, викторины. Дети играют в традиционные казачьи игры, слушают напевные казачьи песни. Вот примеры воспитания на казачьих традициях в детских садах района.
Казанский детский сад «Колобок». Здесь прошли такие значимые мероприятия, как «Казачий переполох», «Мы казачата – весёлые ребята», «Близко к Дону казаки гуляли», «Конь — верный друг казака», ярмарка «Здравствуй, батюшка Покров!» (музыкальный руководитель Е.В.Шурупова, воспитатели Е.А.Еремеева, Е.Ю.Рекункова, Г.Н.Самофалова, Л.Е.Дорофеева).
Мигулинский детский сад «Сказка». Проведён конкурс чтецов «Край донской навек любимый», реализованы проекты «Мой край – донской казачий» (воспитатель В.Д.Савченко), «Моя малая родина» (воспитатель О.А.Гоголева).
Детские сады «Родничок», «Берёзка» ст.Казанской. Педагогами проведены праздники «Обряды и праздники на Дону» (воспитатель Н.В.Горячева, музыкальный руководитель Т.С.Нестеренко), «Родной мой край донской» (воспитатель О.А.Топольскова).
Мещеряковский детский сад «Берёзка». Воспитанники детсада приняли участие в празднике «Мы донские казаки» (воспитатель В.А.Щебуняева) и развлечении «Как у нас на тихом Дону» (воспитатель Ф.В.Санакоева).
Верхняковский детский сад «Солнышко». Прошло развлечение «В гостях у тётушки Аксиньи» (воспитатель Е.С.Чернышова, музыкальный руководитель Т.А.Мукасеева), в течение года реализован проект «Наш край родной», изготовлены композиции «Мой любимый хуторок», обновлён цикл сюжетно-ролевых игр «Казачья семья» (воспитатель М.А.Зеленькова).
Новониколаевский детский сад «Рябинушка». Помимо цикла занятий состоялась викторина «Люби и знай свой край родной» (воспитатель Н.И.Попенкова).
Мешковский детский сад «Улыбка». Прошли развлечения «История донских казаков» (воспитатель Г.В.Рекункова), «Казачьему роду нет переводу», «С днём рождения, станица», «На Дону, на Доне» (музыкальный руководитель О.Ф.Баканеева).
Тубянской детский сад «Ромашка». Конкурс чтецов «Край ты мой казачий», праздник «Донская ярмарка», фольклорный досуг «В горнице» (воспитатель Г.И.Ездакова), создан мини-музей «Горница» (воспитатель Н.А.Кадыгрибова).
Поповский детский сад «Радуга». Оформлены мини-центры по краеведению, прошли конкурс среди родителей «Азбука донских казака и казачки», музыкально-познавательное развлечение «Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать» (воспитатели Г.П.Быкадорова, А.М.Карташова, музыкальный руководитель Д.А.Чеботарёва).
Шумилинский детский сад «Берёзка». Стали традиционными мероприятия «Как у нас на Дону», «Казачьи посиделки», «Покровские посиделки», обряд «Как провожали линейного казака на службу» (воспитатель С.Н.Фалынскова, музыкальный руководитель И.Н.Евсеева).
Песковатско-Лопатинский детский сад «Казачок». Незабываемым стал праздник «Жизнь, обычаи, традиции и быт казаков» (воспитатель Н.Е.Агафонова).
Проведение данных мероприятий позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества, приобщиться к обычаям и традициям своих предков. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей.
Учителя школ нашего района с успехом продолжают работу воспитателей детских садов. В школах проводятся уроки, экскурсии, праздники, развлечения, конкурсы, реализуются разного уровня и сложности проекты. Знаменательным событием стал конкурс «Юная казачка», в котором приняли участие Верхнедонская гимназия, Тубянская, Верхняковская, Верхнебыковская, Шумилинская школы. Победителем стала учащаяся 9 класса Верхнедонской гимназии Титова Мария.
Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как по сути речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, корни которых кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. В Уроке памяти, посвящённом 5-му гвардейскому кавалерийскому Донскому казачьему Краснознаменному Будапештскому корпусу, приняли участие все школы нашего района.
При реализации мероприятий по тематике донского казачества преследуется цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учёбе. Поэтому педагоги школ практикуют различные по своему формату и содержанию мероприятия.
В Шумилинской школе прошли праздник ко дню Святой Троицы «Обычаи и традиции казаков» (руководитель школьного краеведческого музея Е.П.Михина), торжественная церемония «Посвящение в казачата» (учитель С.Н.Любимова), Квиз-викторина «Народы Дона – дружная семья», Международная научно-практическая конференция «Казачество на службе Отечеству» (вожатая О.В.Татарчук, замдиректора по воспитательной работе С.В.Суярова).
Обряд посвящения в казачата для детей, как присяга для взрослых казаков. Он необходим, чтобы каждый ребёнок прочувствовал всей душой особую значимость своего приобщения к казачеству, чтобы гордился принадлежностью к «взрослой» организации и с честью носил звание «юный казачок».
В Мигулинской школе состоялись празднично-конкурсная программа «Казачка Дона», экскурсии в общий зал истории и культуры «Быт казаков», «История предметов быта казаков», «Жизнь казаков» (учитель Т.М.Гоголева), праздник «Посвящение в казачата» (учитель В.С.Пухликова).
В Мешковской школе в течение года работали литературные гостиные «Писатели и поэты донского края», «Поэзия казачьего зарубежья», состоялся конкурс сочинений «Горжусь тобой, мой край донской» (учитель М.И.Трухачёва), школьники приняли участие в станичном празднике «День Покрова» (замдиректора по воспитательной работе В.В.Дёмина, Т.В.Лихоносова, старшая вожатая, сотрудники школы).
В Новониколаевской школе прошёл праздник «Поклон тебе и слава, казачка — мать» (учитель Л.В.Довыдова).
В Тубянской школе реализован проект «Мои истоки» (учитель Н.А.Шурупова), организованы «Казачьи посиделки», праздник «Слава казакам Дона» (вожатая У.И.Мрыхина).
Ученица Верхнедонской гимназии Кузнецова Кристина приняла участие в конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», в котором заняла 1-е место (замдиректора по воспитательной работе О.В.Зимченко); Лукьянов Данил участвовал в онлайн-челлендже «Что-то на ростовском» (директор краеведческого музея С.Г.Абакумова); по всем классам прошли тематические классные часы «Мы чтим традиции своих предков казаков».
Ребята Верхняковской школы приняли участие в районном конкурсе краеведческих работ «Мой край родной, моя история» (учителя Л.А.Максаева, Т.П.Колесникова, О.А.Попова, В.П.Горягина, Е.В.Вищунова); в региональном конкурсе рисунков «Пасхальные традиции народов Дона» (учителя Л.А.Максаева, О.А.Попова, Т.А.Бровкина); в муниципальном этапе конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
В Верхнебыковской школе прошли конкурсная программа «Казачий сполох»; час краеведения «Казачья старина» (учитель Г.И.Какурина); викторина «Казачья слава»; этнографический праздник «Слава богу, мы – казаки!» (учитель Н.М.Михина); игра «Казаки: Что? Где? Когда?»; конкурсная программа «Донские забавы»; праздник «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество» (учитель С.Н.Карташова); оформление композиции «Казачество в истории хутора»; экологический поход «Моя казачья сторона».
Обучающиеся Поповской школы приняли участие в мероприятии детского сада «Казачьи песни слушать – что мёд ложкой кушать» (учитель Н.В.Серова), прошли мероприятия «Наши предки – казаки», «Батюшка Покров, укрой донскую землю добром» (учитель Т.Н.Долгова).
Представление об образовательном пространстве казачьей направленности было бы неполным без так называемой «музейной педагогики». В ряде дошкольных учреждений и школ созданы центры казачьего быта, музеи казачества. Предметы казачьего быта, собранные для музеев руками казачат, родителями, педагогическими коллективами, помогают наглядно увидеть и прочувствовать жизнь и быт казаков.
В детском саду «Колобок» педагоги провели цикл музейных уроков для ребят из всех возрастных групп. В детском саду №3 «Солнышко» ребята приняли участие в виртуальной экскурсии по казачьей горнице (воспитатель Д.С.Шишкина), а педагоги детского сада соревновались в конкурсе мини-музеев «Мой край родной» (Н.А.Юркина, Д.С.Шишкина, Л.П.Дронова). Поповская школа провела для ребят детского сада «Радуга» экскурсию по музейной комнате «Казачья горница» (учитель Г.Ф.Распопова).
Воспитанники детских садов, обучающиеся школ с большим удовольствием посещают историко-краеведческий музей нашего района. Большая работа ведется в школьных музеях в Мигулинской, Шумилинской, Верхнебыковской, Средне-Лопатинской школах.
Новым мероприятием для школ стала акция «Казачий диктант», в которой приняли участие 337 обучающихся.
У каждого образовательного учреждения района своё лицо, у педагогического коллектива – своя главная тема. Но общей приоритетной идеей деятельности коллективов образовательных учреждений является идея возрождения традиций донского казачества. Создавая условия для реализации этого направления деятельности, мы не забываем о главном – воспитании духовно богатой личности, наделённой любовью к ближнему, к родной земле, уважающей историю своего народа.
Подводя итоги, можно отметить, что труд педагогов дошкольных учреждений, школ востребован молодым поколением. Все мероприятия, организованные ими, оставляют в душах ребят неизгладимый след, рождают интерес и неравнодушное отношение к родному краю, донскому казачеству. Можно быть уверенными, что дети вырастут настоящими патриотами своей малой родины, они будут с гордостью говорить: «Я живу на Дону, я знаю и почитаю обычаи и традиции казачьего народа!».
Г.ВОРОНИНА,
директор Информационно-методического ресурсного центра.