Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из этого степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и всё мастерство, возможно ещё и поэтому он такой тёплый и ласковый.
А началось всё более двух веков назад.
Есть несколько преданий на этот счёт. Первое о том, что степные киргизы пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки-переселенцы, общаясь с кочевниками, вскользь заметили, что козы грязные и нечёсаные, и предложили свою помощь: «Мы вам коз почешем, и даже всё, что счешем с собой заберём». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но в следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. Некоторое время шёл обмен пуха на деньги и продукты. Но постепенно казаки завели своих коз.
По второй легенде прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались – как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и киргизы, скачут на своих вороных легко одетыми. Всё дело было в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию – сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивых платков: грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.
И уже дома казачки, не обременённые земледелием и большим подсобным хозяйством, стали из пуха коз вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды.
Местом зарождения пуховязального промысла является село Жёлтое Саракташского района Оренбургской области. Пока взрослые мужчины службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию они были непривычны. А рукоделием казачки владели — кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки.
Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода. Опыт первых пуховязальщиц передавался от матери к дочери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось.
Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Пётр Иванович Рычков – исследователь и открыватель Оренбуржья – первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил! Жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды Алёна Денисовна взяла с собой в столицу белый пуховый платок. И покорил он Санкт-Петербург. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.
Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.
Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. А с середины 19 века пуховые платки из России стали блистать на различных международных выставках: в Лондоне, на Парижской международной выставке, на выставке в Брюсселе. Платки были удостоены внимания и отмечены наградами.
А в 1862 платки из русской глубинки снова блистали в Лондоне на второй Всемирной выставке! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и других иностранцев. Все платки были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников! В 1897 году оказались уже за океаном в США: на выставке в Чикаго, оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.
Славились оренбургские платки и в России. На московской выставке художественной промышленности в 1882 году были представлены 6 платков из Оренбуржья. Два из них — М.Н.Усковой и Н.Р.Владимировой были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей!
В 20 веке оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами многочисленных международных выставок и ярмарок: в Канаде в 1967 году и в Японии в 1968 году, в Алжире в 1969-м, в Сирии в 1975-м, в Греции в 1976-м, во Франции в 1977-м, в Англии в 1979-м, в Испании в 1981-м, в Индии в 1982-м и в Германии в 1985 году.
Интересно отметить, что в 19 веке французская и английская фирмы пытались из козьего пуха выпускать платки «имитация под Оренбург». Но в качестве они заметно уступали оренбургским платкам. Видимо континентальный климат Оренбуржья оказался решающим фактором в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.
С развитием капитализма и рыночных отношений в России производство пуховых платков развивалось и расширялось. В 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом – 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!
После революции по мере развития советской власти важным шагом для пуховязания стала механизация труда пуховязальщиц. И в 1930 году, на окраине Оренбурга заработала первая в СССР пуховязальная фабрика имени Первого мая! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков: 80 ажурных, остальные – тёплые.
Не остановилось пуховязание даже в годы Великой Отечественной войны: посильный вклад вязальщиц в нашу победу также был весьма весом. После войны пуховязание стало набирать обороты. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок.
После колоссального взлёта пуховой промышленности в советское время, в «лихие» 90-е начался её спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! С 2009 года принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флешмобы, праздничную и конкурсную программы. Цель фестиваля – возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховязальщиц и воспитать необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения. Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День. Она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки. 13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания: 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно.
В ноябре 2015 года состоялось торжественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано всё, что имеет отношение к пуховязанию – история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязальщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 тысячи кв. метров.
Каждый день своей работы Дом пухового платка доказывает, что не перевёлся промысел на Оренбуржье, а платок год от года становится только краше!
По материалам открытых источников подготовил А.МУРАВЬЁВ.