КОРЕЙЦЫ ДОНА — ПОРЯДОК И ГАРМОНИЯ
Массовая эмиграция, сталинские депортации, тяжёлый труд на новой земле — корейцам Дона выпала непростая судьба. Однако народ смог не только выжить, но и преуспеть на новом месте.
Это история началась более 150 лет назад в середине XIX века, когда крестьяне начали бежать из Кореи в Приморье в поисках лучшей доли, подгоняемые страшным голодом, непосильными налогами, стихийными бедствиями. Осенью 1869 г. на севере Кореи произошло большое наводнение, а вслед за этим выпал сильный иней, уничтоживший на корню все хлеба. Начался массовый переход на русскую территорию гонимых голодом корейских беженцев.
Первые корейцы на Дону появились в конце 1940-х годов, когда на территории РСФСР начало развиваться рисоводство. Массово выращивать рис на Дону начали в Весёловском, Багаевском районах, а корейцы в этом деле мастера на все руки. Поэтому приехали сюда, чтобы учить местных жителей этому искусству. В то время началась эпоха процветания ростовского рисосеяния. На слуху были имена Героев Социалистического Труда — Хван Чан Ира и Сергея Тена, рисоводов Цой Сунн Хи, Ли Сен Чун, Цой Ха Ку, Ем Чан Дюне и др. В Корее считается нормой, когда человек работает 15 — 17 часов, встает в 6 утра и в 23.00 ложится спать.
Наряду с Краснодарским краем наша область считалась одним из перспективных районов для развития рисоводства. В Ростовской области наиболее крупными массивами рисосеяния стали Пролетарский рисовый массив и пойма Дона.
В пойме Дона были созданы большие специализированные совхозы – «Манычский», «Большевистский», «Романовский», «Дубенцовский». В 1980 г. в стране был поставлен рекорд по сбору риса, который не побит до сих пор – 1,380 млн тонн.
В настоящее время на Дону корейцы представлены во всех сферах общественной и экономической жизни. Первые переселенцы были рисоводами, а сегодня молодое поколение корейцев после окончания вузов теперь работают в разных областях: в образовании, науке, культуре, медицине, армии, спорте, правоохранительных органах и т.д. И многие являются гордостью донской земли. Сейчас в Ростовской области насчитывается около 12 тысяч корейцев.
В основе корейских обычаев и обрядов лежит стремление к порядку и гармонии. Они должны царить в душе, в семье, в обществе, в государстве. Пятьсот лет тому назад человек, не умеющий поддержать порядок и гармонию в своей семье, не мог рассчитывать на то, что ему доверят управлять даже маленькой корейской деревней. Среди корейцев Дона важными являются вековые традиции, называемые — «четыре стола». Первый и второй столы — святая обязанность родителей по отношению к детям; третий и четвертый, в свою очередь — возвращение долга родителям благодарными детьми. Первый стол — это первая годовщина жизни ребенка, второй — свадьба, третий — шестидесятилетие, четвертый — похороны и поминки. Каждая из этих традиций, наполнена философским смыслом.
АСЯНДИ, СВАДЬБА И ХАНГАБИ
В жизни корейцев есть очень важные моменты, когда накрываются торжественные столы. Годовщина, когда ребенку исполняется годик, –называется «Асянди», по случаю вступления в брак – «Свадебная церемония», и «Хангаби», в день 60-летия. Это подведение итогов твоей жизни, грустный праздник. Тут уже взрослые дети накрывают столы родителям и зовут гостей. Рождение сына – это самое великое событие в семье, потому что сыновья – продолжатели рода, на них лежит большая ответственность. Когда родители состарятся, они живут с сыном в одном доме. Сын ухаживает за стариками и провожает их в последний путь только он. Это честь, которая достается старшему сыну. В чем еще смысл проживания со стариками? Дети должны видеть, как их отец относится к деду, какие почести он ему отдает. Это и есть сохранение традиций и самобытности. Для корейцев отдать родителей в дом престарелых – это нонсенс.
При этом у корейцев нет культа детей. Они радуются появлению ребенка, но в приоритете культ стариков. Ведь пожилым людям многое уже не дано, счет идет на годы, а у детей все еще впереди. Поэтому и отдается предпочтение старикам.
ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СТРАНЫ УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ
«Корё-сарам» – так называют себя корейцы, живущие на постсоветском пространстве. В переводе это означает «корейский человек».
В каждой станице Ростовской области можно увидеть обрабатывающих свои небольшие участки корейцев. С 1950-х в Ростове-на-Дону корейцы стали селиться в Советском районе. Здесь много частных домиков, есть улицы, где почти все дома принадлежат корё-сарам. Недаром здесь открыли Корейский культурно-просветительский центр, куда по вечерам приходят на бесплатные занятия все желающие.
На первом этаже занимаются корейским языком. В семьях корё-сарам давно уже говорят по-русски. Так что детям нужно учить язык предков с нуля.
Корейцы стараются всеми силами сохранить свою национальную идентичность. Отношение к смешанным бракам сейчас уже не такое, как тридцать лет назад. Еще совсем недавно замужество по любви было необязательным. Корейские жены славились хозяйственностью, рукоделием и были требовательны в материальных вопросах. До сих пор во многих семьях финансами распоряжаются именно жены. В то же время корейское общество всегда было иерархично. В нем сохранялось традиционное четкое разделение мужской и женской сфер деятельности.
Со временем корейцы дона поняли, что если не будут сохранять свои традиции, то народ просто исчезнет. В многонациональном обществе изменился менталитет, и постепенно диаспора утратила родной язык. Сейчас на корейском говорят лишь те, кому за 60 лет, и те, кто начал изучать корейский язык, как иностранный. Остальные владеют лишь наборами фраз.
К счастью, на сегодняшний день возродился интерес к корейскому языку Организованы школы корейского языка, курсы.
На Центральном рынке Ростова-на-Дону есть целый ряд с корейскими салатами и готовыми национальными блюдами, которые продают красавицы с раскосыми глазами и в кокетливых масках с кружевом и стразами.
А когда кореянка приглашает вас к столу в свой дом со словами «Добро пожаловать к нам на Дон», а на столе соседствуют казачье сало и традиционные корейские ттокпокки, это производит впечатление!
Подготовила И.Березова.