Справедливые цифровые финансовые услуги

Тематику Всемирного дня защиты прав потребителей по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций. В текущем году объявлена тема — «Справедливые цифровые финансовые услуги». 
 Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. 

Общество

Развитие цифровых финансовых услуг в настоящее время не стоит на месте и очень быстро продвигается. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг (включая владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи) превысит 3,6 миллиарда человек. 39 процентов компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом.

В 2020 году Россия вошла в первую пятёрку стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. В зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо», впервые о нем заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трёхкратный рост.

 В таких условиях отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

  При этом, анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в региональные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т.п.);

– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в период перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.

 Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
 Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств в связи с низким уровнем безопасности таких операций с целью защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников. 

 В настоящее время цифровые технологии изменили характер многих услуг, так как встроенное программное обеспечение содержится во все возрастающем количестве потребительских товаров, а также используется при оказании различных возмездных услуг, в том числе финансовых. По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок.

Защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2017 года.

Прежде чем понять, как осуществляется защита прав потребителей на финансовом рынке, нужно разобраться в спектре услуг, которые относятся к этой сфере. Организации предоставляют возможность потребителям размещать денежные средства на банковских счетах или получать их в личное пользование под определенную процентную ставку. В перечень таких компаний входят страховые организации, банковские учреждения, фирмы микрокредитования. Предоставление услуг классифицируется, исходя из места их получения, например, банковские — клиент может сделать вклад или осуществить расчетно-кассовую операцию; переводы средств; получение кредита; консультация финансиста; оценка имущества; страховая услуга; работа с депозитами.

Любые действия на финансовом рынке обязательно должны совершаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Деньги сегодня – это движущая сила, поэтому каждый пытается любым способом получить большие заработки. Финансовый рынок очень развит: различных кредитных организаций, страховых компаний большое количество и каждому требуется заработок. Поэтому и появляются различные акции, зазывающие потребителей. Клиенту остается лишь быть очень внимательным, без полного прочтения и осознания договора, его подписывать нежелательно. Лучше всего обращаться в финансовые конторы, которые уже известны клиенту с хорошей стороны.

На территории нашего района работает комиссия по защите прав потребителей. За прошедший 2021 год 55 человек обратились за консультацией, 5 гражданам оказана помощь в составлении претензии недобросовестным поставщикам товаров и услуг. Информационная работа в сфере защиты прав потребителей на территории нашего района проводится не только через средства массовой информации, размещения нужных и полезных статей на официальном сайте района, но и при проведении конкурсов, олимпиад, викторин и опросов школьников в наших образовательных учреждениях.

Все, кому необходимо получить консультацию или у кого возникла проблема после приобретения товара или оказании услуги, могут обратиться по телефону «горячей линии» 8-86364-3-16-91 или же к секретарю комиссии по защите прав потребителей по адресу: ст.Казанская, ул.Матросова,12, каб. 223 (2 этаж).

Р.ПРОЙДАКОВА,начальник отдела экономического развития администрации района.

Искра - новости станицы Казанской