К 120-летию Мигулинской школы: твои люди, Верхний Дон.
Мне бы молодость повторить…
И на лестницах новых знаний,
Как мальчишка, хочу скользить
По перилам воспоминаний…
Михаил Светлов.
В прошлом 2021 году Мигулинская школа отметила своё 120-летие. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы, и празднование прошло не так, как задумывалось. Многие выпускники написали воспоминания о своём школьном детстве и любимых учителях «Ничто на земле не проходит бесследно». Даже спустя долгие десятилетия живут в памяти бывших учеников имена тех, кто приветливо встречал их с тетрадками и книжками в самой волшебной стране детства, имя которой – школа.
Без учителя нет школы, нет образования, нет будущего, вот и сливаются все воспоминания в единый поток любви и благодарности дорогим наставникам. А ведь, как сказал Булат Окуджава, «не покупается доброе имя, талант и любовь».
Все имена и факты в этой статье из воспоминаний Ивана Николаевича Самолаева, который учился в Мигулинской школе с 1946 по 1956 год. Ваня Самолаев, как и его одноклассники, сели за школьную парту в первый послевоенный год. Дети войны, они тяжело пережили оккупацию. В станице царила разруха, учились в старом неприспособленном здании. За одной партой сидели по три ученика. Учились в две смены. Когда темнело, в класс приносили керосиновые лампы, стёкла которых быстро покрывались густой копотью, свет сквозь них почти не проникал. Писать приходилось наугад. На переменах открывали настежь окна и двери, так как от ламп стоял сильный запах керосина.
Территория школы взгляд не радовала. Посреди двора высился огромный курган битого камня и кирпича. Это были остатки разрушенной церкви. Каждое воскресенье ученики вместе с учителями вывозили со двора мусор. Очистив площадь, посадили клёны, которые заботливо поливали, таская вёдрами воду из колодца и Гущевки.
Тем временем росли стены новой школы. Дети часто бегали туда, с интересом наблюдали за стройкой. Наконец, новая школа гостеприимно распахнула двери. Теперь надо было наводить порядок в учебных классах. В кабинетах физики и химии ученики помогали проводить электричество, делали специальные столы для опытов, рамки для наглядных пособий, стеллажи.
Постепенно старое здание школы переоборудовали под мастерские, где были установлены токарный, заточный, сверлильный, стропальный станки, циркулярная пила. Главным в этом мире станков был учитель рисования и черчения Василий Андреевич Романов. Школьники буквально пропадали в мастерских, где увлечённо пилили, строгали, точили. Уроков труда, как таковых, тогда ещё не было, все ходили в мастерские по собственному желанию.
К годовщине открытия новой школы ученики под руководством учителя изготовили из деревянных брусков звезду высотой два метра, на лучах которой закрепили сорок электролампочек, подвели к ним провода от редуктора с контактами. Лампочки попеременно включались. Получилось подобие сегодняшних ёлочных гирлянд. Рукотворную звезду торжественно водрузили на крышу школы, и вечерами она ярко и красиво светилась. У школьников появился обычай с наступлением сумерек собираться у своей звезды. Она была для них чудом и праздником.
По проекту того же Василия Андреевича Романова построили котельную. Так в школу вместо печного пришло центральное отопление. И при строительстве тира для уроков военной подготовки коллективом учителей и учеников руководил опять же Романов. Его технический талант был очевиден. Талантливого учителя рисования и черчения уважали все. Был он для многих и символом мужества. Ученики знали, что он воевал на фронте, имел боевые награды. Ходил Романов в поношенной шинели, но выписывал разные книги. В том числе Большую советскую энциклопедию, увесистые тома которой нередко приносил в школу. Общаясь с учениками, любил повторять философские тезисы Спинозы: «Невежество – не есть аргумент» или «Незнание – это небытие», чем, несомненно, будил в них жажду познания мира, учил ценить жизнь в труде.
Сам он трудился не покладая рук. К удивлению и зависти многих собственными руками на базе тяжёлого мотоцикла создал легковой автомобиль, любовно названный «Мигулёнок». Целых два десятилетия романовский автомобиль колесил по району, и все признавали, что он ничуть не хуже тогдашнего популярного «Москвича».
Ещё Василий Андреевич Романов сконструировал какую-то особую сеялку для пунктирного посева пропашных культур, за что земледельцы района выразили школьному учителю горячую благодарность и подробно рассказали о ценной новинке в газете «Искра».
За впечатляющими успехами педагога стоял упорный труд и над всем этим глубокий ум и образованность.
Яркой творческой личностью являлся и другой учитель-фронтовик Захар Иванович Чайкин. Математика не у всех в чести, но большинство его учеников на удивление хорошо усваивали и строгие алгебраические формулы, и геометрические «пифагоровы штаны», что на все стороны равны. Он умел красиво и легко объяснять материал. Многие его ученики легко поступали в технические вузы или на физмат в пединститут. Свойственна была ему категоричность и суровая прямота, но это только дисциплинировало и вызывало уважение.
Чайкин виртуозно играл на баяне, замечательно пел русские народные песни. Созданный им школьный хор славился на весь район. От желающих петь в хоре не было отбоя. Это был шанс лишний раз послушать, как поёт их учитель, о певческом таланте которого знали все.
Заметный след в памяти учеников оставил учитель физики Степан Тихонович Артёмов. На его учительском столе всегда лежала стопка книг, брошюр, журналов, статьи из которых он советовал прочесть. И был очень доволен теми, кто следовал его советам, учитывал этот факт при оценке знаний
Был у педагога-физика ещё и диплом агронома. Свою усадьбу, расположенную на бывшем пожарище, он превратил в цветущий сад. Для этого снял верхний слой почвы, покрытый густым пеплом, и завёз плодородную землю. Посадил груши яблони сливы. Когда деревья стали плодоносить, занялся прививками. В результате, на одном дереве в его саду созревало до двадцати сортов груш или яблок. Плоды вкусные, урожайность высокая. Жители станицы стали наперебой учиться у Артёмова садоводческому искусству.
Необыкновенной личностью считали ученики завуча школы Павла Михайловича Ткачёва. Офицер запаса, участник Великой Отечественной войны, имевший семь боевых наград, он восхищал военной выправкой. Ходил только в военной форме, всегда с планшетом в руках, но, конечно, это был не гаджет. Преподавал он геометрию, тригонометрию. Урок начинал с увлекательных математических шарад или простых арифметических примеров, плавно переходя к сложным темам. Не жалел личного времени для дополнительных занятий. Ученикам, сильным в математике, давал особые, усложнённые задания.
Завуч регулярно возил старшеклассников в Мещеряки на машинно-тракторную станцию, где тогда располагалась районная МТС. Там ученики становились свидетелями всех процессов ремонта тракторов и автомобилей. Со станции привозили в школу отдельные детали разных механизмов в качестве наглядных пособий. Экскурсии на МТС помогали лучше усваивать теоретический материал о двигателях внутреннего сгорания, обработке металлов. Да и понятно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Интересно вёл уроки химии уже пенсионер к тому времени Пётр Спиридонович Попов. Он бесконечно любил свой предмет и свою увлечённость умел передавать другим. Почти все уроки он проводил в лаборатории. Седого добродушного учителя ученики всегда вспоминали с благодарностью, когда успешно сдавали экзамен по химии, поступая в мединститут или педвуз.
Уроки русского языка и литературы вела старейшая учительница школы Клавдия Григорьевна Макарова. Она наизусть знала «Евгения Онегина» А.С. Пушкина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, изумительно читала стихи поэтов-классиков. Клавдия Григорьевна носила очень красивые платья и костюмы. Её наряды по тем временам считались роскошными.
Русский язык преподавала и другая, тоже пожилая учительница, Анна Ивановна Генералова. Она была самой строгой из всех. На её уроках ученики работали усердно, не поднимая головы. Шутили, что характером Анна Ивановна оправдывает свою фамилию.
Уникальной личностью был учитель немецкого языка Герасим Прокопьевич Комаров. Во время войны он служил переводчиком, свободно говорил и писал по-немецки. Герасим Прокопьевич выписывал немецкие газеты и журналы, давал ученикам статьи для перевода. Это был профессионал высокого уровня.
Удивительной добротой запомнились школьникам учительницы анатомии Анна Васильевна Чайкина и географии Наталья Григорьевна Дёмина. Они почти никогда не ставили двоек. А если ученик не знал материал, его усаживали отдельно, и он учил урок, пока другие отвечали у доски.
На уроках истории у Зои Алексеевны Алексеевой ученики сидели, затаив дыхание. Объяснение учителя всегда увлекало. Зоя Алексеевна по природе была мягким, интеллигентным человеком, говорила всегда негромко. Но когда рассказывала о подвигах героев войны, её голос звучал так проникновенно и торжественно, что походило на гимн во славу чести, доблести и геройства советских воинов.
По инициативе З.А.Алексеевой был создан школьный исторический музей. Вместе с учениками она исходила все близлежащие хутора, по крупицам собирая ценные экспонаты.
За плодотворный педагогический труд Зоя Алексеевна Алексеева удостоена почётного звания «Заслуженный учитель СССР».
Яркий профессиональный дар тех, о ком рассказано в этой статье, делал мир Мигулинской школы светлым и радостным. Светлым и радостным было школьное детство её выпускников. Как важно, чтобы в жизни каждого человека была своя любимая школа и свои любимые учителя-наставники.
В.САПРЫКИНА.