Искусство Палеха

В мире нет милей и краше ремесел и традиций наших!

 98 лет назад — в 1924 году в Палехе была образована «Артель древней живописи». Эта дата считается днем рождения нового вида искусства — палехской лаковой миниатюры. Хотя истоки этого искусства уходят в глубь веков.

 Палехская миниатюра является видом традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в посёлке Палех недалеко от города Иванова на основе местного иконописного промысла.

Истоки расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской земли в Палехе относятся к XVI–XVII векам. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых.

Точную дату возникновения палехской иконописи письменные источники не сохранили. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы с примесью особенностей московского иконописания XV и XVI веков.

Хотя церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и всего остального. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Все это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Некоторые иконы являли собой целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы — в середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, но наибольшее распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI–XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегодске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли своё яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля – во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), отличающийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо.

В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.

В 1921 году Иван Голиков, в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.

В декабре 1924 года семь бывших иконописцев — Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев и Владимир Котухин собравшись в Палехе, основали Артель древней живописи. С 1932 года она стала называться Палехское товарищество художников, а с 1953 года — Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. С самого начала артель заботилась обучением художников основам нового искусства. С 1928 года здесь было официально введено ученичество. 13 марта 1935 года при артели были открыты библиотека и музей.

Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма широк: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, футляры для очков, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки. Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в Советском Союзе, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли. Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало художественную сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.

Палехские художники параллельно успешно работали и в области театрально-декорационного искусства. Это эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре в исполнении Павла Баженова (1940 год); эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре работы Ивана Вакурова (1936 год). В книжной графике Иван Голиков проиллюстрировал «Слово о полку Игореве» (1934 год). Проявили себя палешане в монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, в реставрации монументальной живописи.

В советский период большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства уделял Народный художник СССР Николай Зиновьев. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.

После распада СССР, проведения рыночных реформ в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, а также небольшие частные мастерские и отдельные художники. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году на базе профтехшколы.

Приём палехского письма заключается в строго последовательном накладывании краски на лаковую поверхность. Это сложная техника, на овладение которой уходят годы, иногда до 10 лет, и даётся она далеко не каждому. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на чёрном фоне, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта фигур персонажей, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зелёного, восходят к традициям древнерусской иконописи.Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Работа художников в палехской росписи очень ювелирная и кропотливая. Роспись ведётся долго; наиболее мелкие детали рисуются с помощью лупы. Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объёмов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и тёмном.

В настоящее время в Палехе живут и работают несколько сот художников. Каждый десятый житель Палеха — выпускник палехского художественного училища им. А.М.Горького. Именно по инициативе Горького в советское время в Палехе был открыт музей Палехского искусства. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров.

По материалам открытых источников подготовил А.МУРАВЬЁВ.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий