Уборочная страда глазами ребёнка

Общество

Закончилась очередная уборочная страда. Подведены её итоги, и они по-настоящему радуют тех, у кого в семье есть хлеборобы. Донской каравай сегодня небывалый – собрано более 14,5 миллиона тонн пшеницы. Очень весомый вклад в этот каравай внесли земледельцы нашего ООО «Шумилинское» — 51,3 тысячи тонн. Мой сын, главный инженер Н.В.Полетаев, труд которого почти два десятка лет связан с этим хозяйством, говорит, что такого валового сбора пшеницы никогда не было. В этих цифрах огромный труд хлеборобов, отдававших страде по 20 часов в сутки.

Так видится летняя страда и её результат глазами взрослых людей. Я же хочу рассказать о том, какой её увидела моя одиннадцатилетняя внучка Яна, побывав со своим папой, моим сыном, в поле во время уборки урожая, а также ранней осенью на севе озимых, когда закладывался будущий урожай. Во время этих поездок Яна получила такие впечатления, какие невозможно получить, услышав рассказ об этом из чьих-то уст или прочитав в газете о том, как идёт уборка урожая.

То, что она увидела, послужило основой для её сочинения на тему «Самое запомнившееся событие моих летних каникул». Позволю себе привести отдельные фрагменты её письменной работы.

«По безбрежному морю золотой пшеницы плывут степные корабли – комбайны. Гул стоит невообразимый. Погода для уборки прекрасная: солнечно, жарко. Пыль на поле стоит столбом. Вблизи комбайнов задыхаешься от пыли, першит в горле, слезятся глаза. Трудно достаётся хлеб!» — делает вывод девочка.

Во время одной из поездок Яна была свидетельницей экстренного ремонта в поле. «Папе по рации сообщили, что один из агрегатов остановился: случилась поломка. Мы на «Ниве» помчались туда. К счастью, неисправность была несложной, её быстро устранили, и комбайн снова на ходу».

Сколько удовольствия принёс внучке обед в поле! «Заглушили моторы комбайнёры и водители КамАЗов. Все расселись кружком и принялись за еду. Обед был, как дома: и борщ, и котлеты, и компот». Яна, по её словам, за обе щёки уплетала предложенные ей блюда. «Обед окончен, — продолжает своё сочинение Яна. — Загудели, зарокотали моторы. Битва за хлеб продолжилась».

В уборке принимал участие старший брат Яны, водитель хозяйства Сергей. Он взял её с собой в рейс на поле. И сидя в кабине, она обратила внимание, как прямо на ходу из бункера комбайна зерно перетекает в кузов машины. Всё происходит быстро, и вот они с братом уже на току, где внучку поразили огромные, ангары, заполненные зерном. «Знаешь, бабушка, там целые горы пшеницы!» — восхищалась она.

Однажды, в одну из поездок в поле, Яна побывала в кабине комбайна и увидела, каким высокотехнологичным оборудованием оснащены современные уборочные агрегаты.

Многое с помощью своего папы увидела моя внучка в поле. Море позитивных впечатлений получила она. Я, помогая Яне осмыслить и систематизировать их, убедилась, что она безошибочно сможет ответить на вопрос: «Как хлеб на стол пришёл?» Но, к сожалению, сегодня у нас нет возможности показать детям, как зерно превращается в муку, из которой потом выпекаются вкусные хлебобулочные изделия. Приходится довольствоваться книгами и рассказами взрослых.

Мне хочется сказать о том, что наши хуторские дети имеют возможность наблюдать сельскохозяйственные работы в поле, никуда не выезжая, а прямо с хуторских улиц, со двора дома или даже из окна квартиры, потому что поля подступают прямо к околице хутора. Просто надо нам, взрослым, научить детей обращать внимание на то, как и почему меняется цвет полей: то они чёрного цвета свежевспаханной земли, то покрыты изумрудной зеленью всходов, то превращаются в золотое море созревшей пшеницы.

Я, имея 37-летний стаж педагогической деятельности в качестве учителя-словесника, думаю, вправе дать совет взрослым членам семьи. И прежде всего папам, большинство которых — механизаторы и знают, как много труда надо вложить, чтобы получить хороший урожай. Я советую показывать детям, особенно мальчишкам, свой труд хлебороба. Это позволит вам быть ближе к детям, а им находить материал для творческих работ. Ведь за 11 школьных лет им много придётся писать сочинений на разные темы, в том числе по личным наблюдениям и впечатлениям. Помогите вашим детям увидеть окружающий мир, осмыслить наблюдения, образно и красочно выразить свои впечатления. Мой личный опыт говорит о том, что многие школьники затрудняются это сделать. Словам и мыслям в их сочинениях, к сожалению, нет простора.

О.ПОЛЕТАЕВА.

х.Новониколаевский.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий