Они защищали Ленинград

ВОВ

Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, а вместе с ними и память о тех людях, которые не жалели жизни ради спасения своей страны, своего народа от нашествия фашистских захватчиков.

Что знают о них «правнуки Победы»? А ведь война коснулась почти каждой семьи и наш Верхнедонской район связан сотнями незримых нитей — судьбами наших земляков, которые защищали город на Неве – Ленинград.  В день полного снятия ленинградской блокады — 27 января 1944 года, хочется ещё раз вспомнить о них. Для нас все они являются героями, независимо от званий и наград.

В составе Ленинградского фронта, в 20 отдельной роте 132 стрелковой дивизии, в должности телеграфиста сражался Минаев Иван Михайлович. В 1943 году за оборону Ленинграда был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном документе отмечается «…В боях, несмотря на бомбежку, артиллерийский и миномётный обстрел, отлично выполнял свои обязанности по оборудованию узла связи, своевременно и аккуратно передаются и принимаются сводки и донесения…»

Голод, холод, страшная правда выживания в блокаде – все это было знакомо Ивану Михайловичу. Конечно, паек бойцов был побольше: 300 грамм хлеба против 125 грамм для детей и иждивенцев, но и этого слишком мало, чтобы не чувствовать голод, хотя еще выдавали по 100 грамм крупы, 20 грамм жиров и 20 грамм сахара. Эти цифры Минаев Иван Михайлович запомнил на всю жизнь.

Ангелом и сестричкой для сотен солдат Волховского, Ленинградского и Прибалтийского фронтов стала Кустова Антонина Федоровна. Хрупкая девушка вывозила раненых с линии фронта. В подчинении у лейтенанта медслужбы было три машины — что-то типа Скорой помощи в военных условиях. Четыре человека укладывались в эту машину, и она привозила тяжёлых больных. Если было некому обрабатывать раны, обрабатывала их сама. Медикаментов не хватало, а раненых были десятки, сотни, тысячи. Как раз в то время Ленинградская область оказалась одним из эпицентров военных действий. Тихвинская наступательная операция, блокада Ленинграда. «Наши войска боролись за этот Тихвин. Там была ж/д дорога. То немцы заберут, то наши. Раненых было очень много. И ленинградцев принимали, нельзя сказать в каком состоянии — одни-единственные глаза светились», — вспоминала участник Великой Отечественной войны Антонина Кустова. (главное фото).

«Сестричка…», сколько раз слышала это зовущее, нежное слово Година Ася Михайловна от бойцов Волховского фронта.  Ни кинжальный пулеметный огонь, ни артобстрел, кореживший металл, не могли заглушить это слово. Всю жизнь помнила Ася Михайловна первый поток бойцов с передовой. Это был шок. Быстро взяв себя в руки, отбирали самых тяжёлых и в первую очередь направляли к врачам. Работали военные медики, не щадя себя, потому что знали: тем, кто идёт в бой, ещё тяжелее.

Из всего пережитого Григорию Антоновичу Титищеву наиболее врезались в память тяжёлый бой и испытания во время Любанской операции. Эта операция была предпринята по приказу Ставки, чтобы помочь Ленинграду. Перед нашими войсками стояла задача захватить крупный опорный пункт немцев г.Любань; перерезать Октябрьскую железную дорогу; окружить и уничтожить крупную группировку противника в районе Любани Чудово; выйти в тыл немецких войск, которые блокировали Ленинград с юга. 6 июня 1942 года под селом Мясной Бор в окружение попали 6 наших бригад, 7 дивизий, а также 2 партизанских отряда А.И.Сотникова и И.Е.Соловьёва, ранее вышедшие навстречу 2-й армии. Положение наших войск было очень тяжёлым. Они находились в глубоком тылу врага, отрезанные от баз снабжения, измотанные тяжёлыми боями, испытывали острую нужду в продовольствии, боеприпасах, медикаментах и обмундировании. Люди голодали. «Мы 22 дня были в окружении, — вспоминал Титищев, — получали по 20 граммов сухарей и 30 граммов дохлой конины в сутки, ели траву, листья с деревьев и кустов, даже кожу разрезали на мелкие кусочки и долго её варили. Люди были настолько обессилены, что, если человек упал, у него уже не было сил подняться». Наши войска несли большие потери. В районе Мясного Бора Григорий Антонович тоже был ранен в правую руку и голову, но оставался в строю. 19 июня танкисты 29 танковой бригады, а за ними и пехота прорвали оборону немцев и вышли на соединение с частями 2-й ударной армии. А через 2 дня наши войска пробили коридор шириной 200-300 метров вдоль узкоколейной железной дороги, идущей к Волхову. Григорий Антонович рассказывал, что выход по «коридору смерти», который простреливался с двух сторон немцами, был похож на ад. Потом он с группой раненых был отправлен в один из госпиталей г.Рыбинска. Подлечившись, Григорий Антонович снова воевал во 2-й ударной армии в качестве командира стрелкового взвода, участвовал в прорыве блокады Ленинграда в районе Ладожского озера.

В Любанской операции участвовал и уроженец станицы Казанской Петр Яковлевич Яковлев, воздушный стрелок-бомбардир самолета У-2. С 1 января по 8 марта 1942 года произвел 38 ночных боевых вылетов, сбросил в цель 56 фугасных, осколочных, зажигательных бомб разного калибра. За образцовое выполнение боевых заданий старшина Яковлев Петр Яковлевич был представлен к правительственной награде – ордену Красного Знамени. В ночь с 7 на 8 июня 1942 года экипаж с задания не вернулся. Лишь спустя 64 года в 2008 году самолет легендарного экипажа поисковики нашли в болотах «Долины смерти» (место к северо-западу от деревни Мясной Бор Новгородской области).

Кавалер двух орденов Славы Александр Григорьевич Семин вместе со своими боевыми друзьями выдержал сотни боев за Ленинград. А однажды во время одной контратаки Александр Григорьевич совершил поистине подвиг. Рота автоматчиков шла на прорыв. Продвижению мешал пулемет фашистов, поливая наших автоматчиков свинцовым ливнем. Что делать? Рота залегла. Тогда старшина Александр Семин короткими перебежками зашел с тыла, и, как снег на голову, ворвался в каменный сарайчик, где находился расчет фашистских пулеметчиков. Сколько нужно было иметь мужества и отваги, чтобы прыгнуть в окно и, пользуясь коротким замешательством фрицев, уничтожить расчет!  Семин овладел пулеметов, перетащил его к другому окну и стал угощать свинцом приближающихся гитлеровцев. А в это время рота ворвалась в расположение врага. Командование высоко оценило этот подвиг, Александр Григорьевич Семин был награжден орденом Славы II степени.

Форсирование советскими войсками Невы в ночь на 20 сентября 1941 года и попытка прорыва немецкого окружения в районе поселка Невская Дубровка — это один из самых драматичных моментов обороны Ленинграда. По оценкам специалистов здесь полегло 50 тысяч защитников Ленинграда. 22 ноября 2015 года на Невском пяточке был найден боец. Им оказался наш земляк Вифлянцев Яков Иванович.  Имя установлено по медали «За Отвагу», которую он получил в боях под Усть-Тосно в 1941-м году.

За мужество и отвагу в боях за Ленинград Орденом Славы III степени был награжден Липодаев Федор Тихонович. Из наградного листа «… во время боевых действий за город Нарва уничтожил три пулеметных точки и более десяти солдат противника, из личного оружия уничтожил одного снайпера, мешающего переправляться наступающим подразделениям, и вытащил из реки трех бойцов, оказал помощь и продолжил выполнять поставленную задачу».

18 июня 1941 года молодой парнишка Иван Смольянин был призван в армию. На станции Лодуйное поле под Ленинградом узнал, что началась война с немцами. «Когда Молотов выступил по всесоюзному радио с сообщением о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну, от Карельского военного округа были сформированы два эшелона с солдатами и отправлены в направлении на Белосток. Но по пути их разбомбили. Остатки вернулись под Ленинград, но уже в Петергоф, красивейший уголок нашей страны», — вспоминал Смольянин Иван Николаевич.

С первых дней службы здесь, в Петергофе он был направлен в учебный полк шоферов. Обучение было коротким, и их, новоиспеченных солдат-шоферов отправили на восток страны.

С июня 1941 по май 1945 года пришлось крутить «фронтовую баранку». С ноября 1941 года был шофером «Дороги жизни».

Солдат Смольянин был непосредственно в первой колонне из 60 автомобилей ГАЗ-АА 388-го отдельного автомобильного батальона, которые 22 ноября 1941 года из поселка Кобона по узкой полоске льда Ладожского озера первый раз доставили продукты в блокадный Ленинград.

Необычно труден был этот первый ночной рейс. Лед прогибался под тяжестью машин… Каждый рейс был подвигом. Ледовая трасса спасла ленинградцев от голодной смерти. Из воспоминаний Ивана Николаевича Смольянина: «Без слез нельзя было смотреть на наших пассажиров. Это были скелеты, обтянутые прозрачной кожей. Трудно было узнать, старушка ли это или девочка-подросток. Пронизывающий ладожский ветер, жестокий мороз делали свое дело: случалось, пока из Ленинграда до Кобоны довезешь этот полуживой груз, десятка человек не досчитаешься в кузове. Проезжая по улицам Ленинграда, мы видели очереди людей за своей блокадной нормой хлеба. Никакая вражеская бомбежка, никакой артналет не могли вырвать людей из этой очереди. Казалось, стоят просто тени людей. И каждый из нас, водителей «Дороги жизни», понимал, что от нашей работы зависит жизнь этих людей».

Вплоть до прорыва блокады и дальше до полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года нес свою трудную службу солдат на Ленинградском фронте.

С января 1942 года возил грузы в осажденный Ленинград уроженец хутора Демидовского Прохоров Иван Федорович. «Никогда не забыть мне 18 февраля 1942 года, — вспоминал Иван Федорович. Под сильным артиллерийским огнем мы возвращались из Ленинграда. Вдруг впереди идущая машина с женщинами и детьми остановилась, осколком снаряда у нее пробило блок мотора. Что делать? Объехать подбитую машину и продолжить путь, ведь у меня в кузове полтора десятка еле живых людей? А разве те, что останутся в той, подбитой машине, не имеют права на жизнь? Открыл борт подбитой машины и стал переносить и переводить людей на мою. Взял автомашину товарища на буксир, тронулся в путь. Не проехали и двадцати метров, как на нас обрушились потоки воды и осколки льда: в то место, где мы только что стояли, угодил тяжелый артиллерийский снаряд. Выжимая из машины все, на что она была способна, вскоре выскочили из зоны обстрела. Люди были спасены».

С приближением весны и оттепелей на льду озера стали образовываться полыньи, целые лиманы. На берег ушли войска противовоздушной и дорожной службы. А автомашины со снятыми дверцами кабин всё шли и шли по «Дороге жизни», доставляя всё необходимое защитникам легендарного города на Неве. Только 24 апреля был дан приказ закрыть ледяную дорогу.

Отвагу и мужество в боях за город Ленинград проявили Сбойчаков Иван Сергеевич, Бушуев Алексей Федорович, Арзамасцев Иван Михайлович, Минаев Пимон Федорович, Васильев Савелий Николаевич, Кравцов Иван Антонович, Турилин Семен Алексеевич, Ерохин Алексей Романович, Климов Дмитрий Самойлович, Головицкий Петр Севостьянович, Антипов Никанор Георгиевич.

Я рассказала о тех защитниках Ленинграда, уроженцев Верхнего Дона, о ком удалось собрать материал. На сколько удалось — судить не мне. Не все имена ещё вписаны в историю Великой Победы. Сотрудники музея продолжают поисковую работу.

Уважаемые читатели, просим поделиться с музеем имеющимися у вас материалами (фотографиями, документами, воспоминаниями) о ваших родственниках-ветеранах. Телефон для справок 8-928-120-28-61.

С.АБАКУМОВА, директор музея.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий