Жизнь, посвящённая школе

— Главное в выборе профессии учителя – любовь к детям. У меня она проявилась, когда я ещё сама была ребёнком, любила нянчиться с малышами, которые жили недалеко от меня, даже одежду им шила, — вспоминает причины выбора своего профессионального пути ветеран педагогической работы Клавдия Игнатьевна Сёмина. — Огромную роль в том, кем я стала, сыграла моя первая учительница — Ольга Михайловна Захлебина, на которую мне очень хотелось быть похожей – строгая, добрая, внимательная ко всем детям.

Образование

Немецкий язык маленькой Клаве нравился чуть ли не с начальной школы.  Заранее, ещё за год до начала его изучения в школе, она уже знала немецкие буквы, умела читать и писать на немецком языке: в этом ей помогал брат. А когда начались уроки немецкого языка в пятом классе у учителя Ф.Н.Коновалова – настоящего специалиста в области немецкого языка, Клава их просто обожала. Вместе с тем в школе ей нравился ещё один предмет — химия. По этим двум предметам она всегда получала пятёрки. Заканчивая школу, Клава решала, какой предмет выбрать для поступления в пединститут. В 1970 году, когда она окончила Шумилинскую школу, в Песковатсколопатинскую восьмилетнюю школу срочно требовался учитель, так как некому было преподавать химию и немецкий язык. Директор школы обсудила тогда с Клавдией и её родителями данный вопрос и предложила кандидатуру выпускницы в отдел образования для утверждения на должность учителя химии и биологии. В результате 15 августа 1970 года вчерашнюю школьницу назначили учителем в Песковатсколопатинскую восьмилетнюю школу. Её учителя, зная, какой была старательной ученицей Клава, были уверены, что у неё всё получится. Коллектив учителей и учеников в Песковатсколопатинской школе и тогда был небольшим. Память о тёплом приёме и работе в том коллективе у К.И.Сёминой сохранилась до сих пор. Там работали замечательные учителя и директор школы, которые стали её наставниками. Запомнились и ученики, одним из которых был восьмиклассник Павел Минаев. Первое знакомство с предметом химии он получил на уроках юной Клавдии Игнатьевны, и в дальнейшем стал учителем химии и директором этой школы. В Лопатине юная учительница прошла хорошую подготовку для своей дальнейшей профессиональной деятельности, за что навсегда благодарна тогдашнему педагогическому коллективу Песковатсколопатинской школы.  В тот год Клавдия твёрдо решила, что будет поступать в пединститут на факультет иностранных языков. Так оно и произошло: в 1971 году она стала студенткой-заочницей факультета иностранных языков Таганрогского государственного педагогического института, который закончила в 1976 году. С 1971 года Клавдия Игнатьевна навсегда вернулась в Шумилинскую среднюю школу, где и проработала до 2018 года.

Работа К.И.Сёминой является примером отношения учителя к своей работе.

— Я всегда основательно и тщательно готовилась к урокам, составляла подробно поурочные планы, включая интересный материал и распределяя по времени каждый этап урока. Проблем с дисциплиной на уроках у меня никогда не было, — вспоминает К.И.Сёмина. — Из технических средств обучения вначале был только проигрыватель с пластинками, а потом появился магнитофон и кассеты.

Её ученики получали прочные знания. Эти знания помогали им в дальнейшей учёбе в высших и средних специальных учебных заведениях. В соответствии с одним из принципов педагогики, Клавдия Игнатьевна старалась сочетать учение с увлечением. А в советское время многие школьники увлекались перепиской с ровесниками из братских социалистических стран. «Мне пришлось руководить школьным клубом интернациональной дружбы (КИД). Обратившись в газету «Пионерская правда», мы получили адреса школьников из ГДР. И несколько лет наши ученики переписывались с немецкими школьниками, обмениваясь с ними пионерскими галстуками, сувенирами, открытками, наклейками, — вспоминает К.И.Сёмина. — Мы проводили на немецком языке вечера, викторины, учили и пели песни на немецком языке. Это было очень интересно и познавательно. Я выписывала в те годы очень много газет и журналов на немецком языке». Всё это помогало учителю в работе. Как результат — шумилинские старшеклассники занимали первое место в районных олимпиадах по немецкому языку.

В первый же год работы в Шумилинской школе Клавдия Игнатьевна была назначена классным руководителем 5«В» класса. «Класс был сплочённый, организованный. Ребята были трудолюбивые, принимали участие во всех школьных мероприятиях, собирали макулатуру, металлолом, ходили в походы, проводили пионерские сборы, — вспоминает К.И.Сёмина. — Работать в этом классе было одно удовольствие». В том классе учился будущий генерал А.А.Шапошников, который на встречах всегда вспоминает, где и у кого он учился. Среди учеников Клавдии Игнатьевны был не только генерал: есть учителя, врачи, профессор, доктор медицинских наук, кандидат юридических наук, продавцы, инженеры, предприниматели — представители разных профессий, просто замечательные люди. Некоторые работают в администрации Шумилинского сельского поселения.

В 1984 году К.И.Сёмину назначили заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. В этой должности она проработала 32 года.  В Шумилинской школе часто проводились семинары директоров школ и завучей. Клавдия Игнатьевна давала открытые уроки, в том числе открытые уроки немецкого языка для учителей иностранного языка других школ района. Неоднократно её уроки посещали специалисты из Ростова. Иногда на этих уроках «гостей» было даже больше, чем детей в классе. По долгу службы Клавдии Игнатьевне и самой приходилось посещать уроки по разным предметам у мастеров педагогического труда в школах района и области. «Я старалась брать на вооружение всё лучшее с этих уроков и внедрить это в практику работы учителей нашей школы», — подчёркивает К.И.Сёмина.  Круг обязанностей у завуча был очень большой и ответственный. Все поставленные задачи нужно было решать грамотно, профессионально и качественно. Довелось Клавдии Игнатьевне пережить много комиссий, проверок, при этом не подвести честь школы, районного отдела образования. Ведь от её работы во многом зависели результаты работы школы.

В 1994 году по рекомендации отдела образования Клавдия Игнатьевна была представлена к государственной награде, как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Ей было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РФ» за заслуги в обучении и воспитании детей, за многолетний добросовестный труд. Заведующей отделом образования в то время работала Л.А.Степаненко, ведущим специалистом, курирующим работу нашей школы, – Г.П.Рекункова, директором школы был В.Е.Фомичёв.

Муж Клавдии Игнатьевны Сёмин Виталий Филиппович тоже был педагогом — по специальности учитель физики. Он тоже учился в Шумилинской средней школе, а затем — в Ростовском государственном педагогическом институте. В 2015 году он, к сожалению, ушел из жизни. Сёмины были замечательной учительской семьёй.

Виталий Филиппович 12 лет работал директором Шумилинской средней школы, педагогический стаж его работы составляет 40 лет. Он много сделал для школы, как директор и как учитель физики. Кабинет физики, который он сам оборудовал, был не только лучшим в районе, но и одним из лучших в области. Его опыт работы был изучен, обобщен и распространён на областном уровне. Виталий Филиппович был членом творческой группы учителей физики при Ростовском институте повышения квалификации. Он был награждён значками «Отличник просвещения РФ и «Отличник просвещения СССР». Вообще В.Ф.Сёмин был творческим человеком, мастером на все руки, хорошим музыкантом, сам сочинял музыку, писал стихи, статьи, которые печатались в газете «Искра». Под его руководством учителя готовили концерты художественной самодеятельности и выступали с ними не только в Шумилинской, но и в соседних хуторах. Он научил играть на аккордеоне сына Романа. В репертуаре, который они исполняли, насчитывалось более 30 музыкальных произведений. Когда Роман учился в первом классе они принимали участие в районном смотре художественной самодеятельности, исполняя на аккордеонах попурри.

Ныне Клавдия Игнатьевна давно уже на заслуженном отдыхе. Являясь мамой и бабушкой, старается больше времени уделять своим взрослым детям и внуку Саше, который живет в Ростове-на-Дону, но любит приезжать к в гости к бабушке. В этом году внук пойдет в школу, и бабушка помогла ему научиться читать.

Общаясь, когда представится возможность, с коллегами, бывшими учениками, друзьями, Клавдия Игнатьевна интересуется тем, что происходит нового в образовании, как сдают экзамены шумилинские школьники. Часто вспоминает о школе. «Перебирая недавно свои бумаги, я увидела конверты с письмами от своих бывших учеников, среди них были конверты со звёздочками от курсанта первого курса военного училища. Перечитала ещё раз, обратив внимание, что в этом письме, написанном на немецком языке, не было ни единой ошибки, — вспоминает К.И.Сёмина. — Бывший ученик писал, чтобы за свой предмет я не волновалась у него все хорошо, за диалог получил «5». Читаешь и слёзы наворачиваются». Бывшие ученики звонят ей, поздравляют с праздниками, юбилеями. Дочь и сын Клавдии Игнатьевны не пошли в педагогику, потому что дома видели, насколько тяжёл учительский труд, а престиж его со временем понизился.

Сама же Клавдия Игнатьевна никогда не жалела, что выбрала профессию учителя. И сегодня считает себя счастливым человеком, потому что посвятила свою жизнь любимому делу — школе, детям. За всё это она благодарна учителям, которые были её наставникам, с которыми она работала, бывшим ученикам. С особой благодарностью она вспоминает своих родителей, которые всегда были крепким тылом, предоставляя в молоденькой дочери-учительнице возможность рано уходить на работу и поздно с неё возвращаться, проходить длительные (по 2 месяца) курсы повышения квалификации в городе Ростове. Благодаря этому она смогла посвятить свою жизнь любимому делу.

— Говорят, что сейчас всё изменяется, общество развивается, происходят изменения в образовании, в школе, в методиках и технологиях. Но я считаю, что основная миссия учителя — давать детям прочные знания, воспитывать честность, справедливость, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к старшим актуально во все времена, — уверенна педагог-ветеран К.И.Сёмина.

В Год педагога и наставника Клавдия Игнатьевна желает всем педагогам района от чистого сердца и своей педагогической души успехов в работе, творческих поисков и находок, профессионального роста, радости от своего ответственного труда.

А.МУРАВЬЁВ. Фото из архива К.Сёминой.

Искра - новости станицы Казанской