Доверяй, но проверяй: эксперт ЮФУ рассказал о выявлении ложных фактов в медиапространстве

В наше время, когда большие объёмы информации распространяются очень быстро, важно уметь вовремя распознавать недостоверные сведения.

Общество

К сожалению, не всегда информация, которую мы находим в медиапространстве, правдива. Каждый пользователь должен научиться самостоятельно анализировать всё, что он видит в интернете, чтобы не распространять ложные факты дальше.

Любовь Шаронова, преподаватель кафедры теории и практики массовой коммуникации Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, рассказала о том, как можно проверять информацию на достоверность и дала советы тем, кто хочет научиться фактчекингу. Эксперт отметила самое базовое правило — атрибуция. У любой мысли есть привязка, мы должны знать, откуда мысль взялась.

«Если перед нами утвердительное предложение с новой для нас информацией, но мы не понимаем, откуда эта информация взялась, мы условно относим её к точке зрения журналиста. Утверждения, не имеющие атрибуции – это утверждения без ссылки на какой-либо источник. Такую информацию мы можем отнести либо к категории мнений, либо к фейковой информации», — отметила Любовь Шаронова.

Также эксперт рассказала о существующих квази-журналистских сайтах, на которых ради развлечения авторы публикуют шуточные новостные материалы. Иногда люди по ошибке всерьёз воспринимают такие публикации, начиная распространять фейковую информацию в интернете. Чтобы понимать деятельность таких сайтов корректно, нужно обладать определенным сознанием, начитанностью, пониманием того, как работает информационное поле.

Спикер отметила, что журналист пользуется в основном теми же источниками информации, которые доступны всем. Когда ему необходимо проверить её достоверность, первое, что он делает — критически смотрит на неё. Источники информации журналиста – это информационные агентства, пресс-службы, представительства в различных компаниях. Любой человек может прозвонить или направить запрос в пресс-службу, чтобы проверить какие-то данные, либо «прогуглить» их в официальном источнике.

«С моей точки зрения, и обычный человек, и журналист могут пользоваться одинаковыми инструментами. Разница в том, что журналист заранее знает, где, что и как ему проверять. Человеку же приходится этот опыт приобретать самостоятельно», – отметила Любовь Шаронова.

Отдельно специалист отметила важность проверки информации в социальных сетях и составила список основных правил. Во-первых, следует внимательно смотреть на публикацию внешне. На некоторых платформах можно увидеть, была ли запись отредактирована, найти похожие материалы и сравнить информацию и дату публикации. Стоит уделять внимание реакциям пользователей по сравнению с другими постами – так можно понять, были ли они накручены. А в комментариях, по словам специалиста, иногда можно найти больше полезной и достоверной информации, чем в самом материале:

«В частности, проверка информации для паблика «Ростов Главный» (группа в соцсети «ВКонтакте» — прим. ред) часто осуществляется подписчиками паблика. Если написать самым активным, то через пять минут можно выяснить, что это пустые комментарии: люди этого не видели. Либо видели и могут предоставить какие-то фотографии, видеозаписи или поделиться номером телефона, с кем можно связаться по соответствующему вопросу».

В заключение Любовь Шаронова дала общие рекомендации для интернет-пользователей:

  1. Быть внимательным
  2. Не позволять эмоциям перекрыть правильное восприятие информации
  3. Перечитывать материал
  4. Если не получается проверить информацию самостоятельно – позвонить/написать туда, где её могут проверить

Центр общественных коммуникаций

Южного федерального университета:

+7 (863) 218 40 04 (доб. 10037, 10038)

pr@sfedu.ru

Искра - новости станицы Казанской