Как негаснущий светоч передают учителя своим ученикам знания, неуклонно следуя заповеди: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». На протяжении десятилетий сферу образования Верхнедонского района представляли преданные педагогике люди, чей труд отмечен государством. Среди них, конечно, и Людмила Александровна Степаненко.
Л.А.Степаненко родилась на другом конце Ростовской области — на юге в станице Егорлыкской. В школе девочка училась на пятерки, пела как соловей, была душой всех школьных вечеров, при этом оставалась отзывчивой и доброй. К окончанию школы у Людмилы не было проблемы с выбором профессии: она всегда хотела быть школьным учителем и заниматься с детьми. Для осуществления своей мечты девушка в 1965 году заочно поступила в Ростовский государственный университет на исторический факультет. Будучи студенткой-заочницей, Людмила начала практическую учительскую карьеру в одной из восьмилетних школ родного Егорлыкского района, где вела историю и биологию.
Вскоре в её личной жизни произошла серьёзная перемена. Летом 1968 года Людмила вышла замуж за уроженца Миллеровского района Владимира Степаненко, с которым познакомилась у знакомых на студенческой свадьбе. После этого Владимир и Людмила Степаненко начали семейную жизнь на родине мужа — в станице Мальчевской. В первый год работы в Мальчевской восьмилетней школе Людмила Александровна была старшей пионерской вожатой, а со следующего года — учителем истории. Одновременно она продолжала заочно учиться в РГУ, который окончила в 1971 году по специальности «История», получив квалификацию «историк, преподаватель истории и обществоведения». В процессе обучения в университете молодая учительница обогатила свои знания, на практике развила профессионализм, который в последствии будет оценён как самый высокий.
Старшая пионервожатая отвечала за организацию всей внешкольной работы и систему воспитательной работы в школе. Опытные педагоги ценили вожатую Людмилу как молодого коллегу, полезного и хорошего помощника: тут и энергия через край, и здоровые амбиции, и мощный творческий потенциал. А так как возрастная дистанция Людмилы Александровны со своими подопечными была небольшой, школьники испытывали к ней особое доверие, как к своему человеку, и в то же время – авторитету. Людмила Александровна организовывала множество различных мероприятий: вместе с пионерами собирала металлом, макулатуру, организовывала тимуровской движения. Тогдашним мальчевским пионерам навсегда запомнились и собрания возле огромных пионерских костров каждый год 19 мая — в День пионерии с песнями, стихами, рассказами…
В 1974 году Людмила Александровна вместе с мужем переехала в станицу Мигулинскую, где Владимира Павловича, как специалиста в сельскохозяйственной отрасли, назначили главным инженером в мясосовхоз «Мигулинский». Пришлось ей перевестись из Мальчевской в Мигулинскую школу на должность воспитателя группы продлённого дня. А в 1976 году, как освободилась вакансия, Л.А.Степаненко была переведена на должность заведующей детским садом-яслями совхоза «Мигулинский». Неторопливо входила она в группу, и десятки подвижных, любознательных малышей сразу окружали её. Одним она рассказывала что-то интересное о родном крае, другим помогала слепить из пластилина или вырезать из бумаги диковинных животных, третьим подсказывала, как лучше изобразить облака или лес. Понять каждого ребёнка, сблизиться с ними помогала ей искренняя любовь к этим непоседам.
В 1977 году в связи с назначением мужа директором совхоза «Шумилинский» семья Степаненко переезжает в хутор Новониколаевский. До 1981 года Людмила Александровна работала в местной школе учителем истории и обществоведения. До сих пор учащиеся Новониколаевской школы тех лет вспоминают о своём учителе с большой теплотой, помнят её советы и наставления. Ведь благодаря ее усердному кропотливому труду пытливые умы учеников были озарены светом новых знаний. Следует напомнить, что за свою большую педагогическую карьеру работала на самых разных должностях — от старшей пионерской вожатой и воспитателя группы продлённого дня до заведующей отделом образования. Но как учитель-предметник она больше всего раскрылась в Новониколаевской школе. По воспоминаниям коллег Л.А.Степаненко, как учитель истории, она была стопроцентный предметник: умело преподносила информацию ребятам. Для лучшего запоминания она часто использовала ролевые игры, когда ребята говорили от имени исторического персонажа, выражали те или иные действия. Так урок усваивался лучше и быстрей. И как классный руководитель Людмила Александровна была отличным педагогом. У неё всегда было много идей, задумок, которые она с удовольствием воплощала во внеклассных мероприятиях своего класса. Это и поездки по памятным местам, и организация диспутов, вечеров. В плане трудового воспитания, Людмила Александровна содействовала организации в школе целого ряда встреч школьников с передовиками совхозного производства. Всех окружающих она «зажигала» новыми идеями, вела на добрые дела.
Жизнь Л.А.Степаненко была беспокойной. В 1981 году их семья снова переезжает. И на этот раз из-за новой должности мужа — в станицу Казанскую. Людмила Александровна становится учителем и завучем Казанской средней школы. Требовательная к себе, Людмила Александровна продолжала воспитывать в своих учениках такие качества как долг, совесть, ответственность, умение начатое дело доводить до конца.
Результаты работы Л.А.Степаненко показали эффективность её системного подхода к педагогического деятельности, и в 1983 её назначают заведующей отделом образования администрации Верхнедонского района. На этой должности она проработала до 2002 года. В этот период в школах района ввели строгий контроль за порядком и чистотой территорий, прошла массовая замена устаревшей мебели, были обновлены учебные и наглядные пособия, был внедрён новый стандарт общественно-полезного труда. Много сил и внимания Людмила Александровна уделяла методической работе, организовывала семинары, аттестации, поддерживала все виды повышения квалификации учителей района, большую работу провела по систематизации школьного контроля. Людмила Александровна всегда умела формировать команду из числа высококвалифицированных специалистов, с которыми поддерживала не только рабочие, но и дружеские отношения. Это учителя Новониколаевской школы А.Д.Чижикова, Т.И.Якунина, директор Казанской средней школы Р.П.Мухина, которых она считала своими наставниками, учитель Казанской школы Л.Е.Самусенко, директор Мещеряковской школы А.Н.Цыганкова и, конечно же, специалисты отдела образования Г.П.Рекункова, А.В.Сыромятникова, В.М.Рубель. Ещё одна её коллега, работавшая много лет директором Новониколаевской школы, В.Е.Смыкова и близко знавшая Л.А.Степаненко, считает: «Высокая трудоспособность Людмилы Александровны позволила ей не просто проработать на ответственной должности около двадцати лет, но и оставить свой значимый след в деле районного образования. Но самое главное, что в памяти учеников и коллег она навсегда осталась умным, талантливым и уважаемым учителем».
За заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд в 1996 году Степаненко Людмиле Александровне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Также её педагогическая деятельность была отмечена званием «Учитель-методист» и медалью «За заслуги в детском движении».
Уйдя на пенсию из районной системы образования, Л.А.Степаненко не завершила педагогическую деятельность. В 2002 году она стала инициатором создания Центра психолого-медико-социального сопровождения в нашем отдалённом районе области и непосредственным исполнителем своей инициативы. Людмила Александровна заранее осознала необходимость данного учреждения, смогла спрогнозировать его перспективность. Под её руководством Центром была выполнена основополагающая стартовая функция: определена чёткая цель сопровождения, выбрана стратегия построения системы оказания специализированной и квалифицированной помощи детям, которые в ней нуждаются. Спустя 20 лет после образования Психологического центра, это детище Л.А.Степаненко существует и развивается.
Очень многим коллегам Л.А.Степаненко запомнилась и как гостеприимная, радушная хозяйка, домашний цветовод. Некоторые помнят случай, когда группа директоров школ левобережной части района, возвратившись из Ростова, из-за распутицы «застряла» на ночь в Казанской. Но проблему решила Людмила Александровна, работавшая тогда заведующей районо, пригласив всех в свой гостеприимный дом.
Следует отметить, что дочери Людмилы Александровны Ольга и Наталья с самого детства были «обречены» на профессию педагога. Как настоящие учительские дети они своё детство провели в школе вместе с мамой. Вместе зачитывались мифами Древней Греции и Рима, помогали клеить пособия, вместе с её учениками ходили в тематические походы и даже дома выпускали семейную стенгазету. И, конечно, обе стали педагогами.
Как человек, посвятивший свою жизнь школе, обучению и воспитанию, Л.А.Степаненко даже будучи на пенсии неравнодушно относилась ко всем нововведениям, преобразованиям и реформам в системе образования. Что-то поддерживала и разделяла, что-то не принимала. Радовалась модернизации современной школы, техническому оснащению, новому оборудованию, и в то же время не одобряла появления названия «образовательные услуги», при которых ученик и учитель становятся соответственно покупателем и поставщиком образовательных услуг, была против увеличения «бумажной работы» учителя и другой бюрократической волокиты.
Своим коллегам, близким людям Людмила Александровна запомнилась, прежде всего, как позитивный человек с большим желанием помогать другим.
А.МУРАВЬЁВ. Фото из архива Л.Степаненко.