В нынешнем 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Этот факт отметил президент В.В.Путин, объявляя 2023-й Годом педагога и наставника. Поэтому было бы полезно вспомнить о педагогических идеях, реформах и судьбе К.Д.Ушинского. По заслугам этот педагог считается классиком, родоначальником научного подхода к педагогике.
Константин Ушинский родился в Туле в небогатой дворянской семье отставного офицера, а детство провёл в маленьком уездном древнерусском городе Новгороде-Северском нынешней Черниговской области, где его отец получил назначение на должность судьи. После ранней смерти матери 11-летний Костя большую часть времени был предоставлен сам себе. Чтобы не тяготиться грустью и одиночеством мальчик сильно пристрастился к чтению и глубоким размышлениям над прочитанным.
Будущий автор «Родного слова» — руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, — в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».
Высшее образование Константин получал на юрфаке Московского университета. Там в то время преподавал профессор философии государства и права Пётр Редкин, который, помимо университетской работы, служил инспектором московских частных учебных заведений и был очень увлечён теорией педагогики. Именно Редкин «заразил» Ушинского интересом к педагогике как к науке, которая способна менять не только людей, но и в целом общество к лучшему.
Окончив университет, Константин Дмитриевич стал преподавать в Демидовском юридическом лицее. Но в тогдашней удушливой атмосфере дореформенной России он выделялся вольнодумством. Поэтому руководство лицея принудило его уволиться. Ушинский вынужден был какое-то время зарабатывал переводами, стал мелким чиновником. Однако спустя четыре года вернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы.
В 1854 году К.Д.Ушинский смог найти работу учителя русской словесности и юридических предметов в Гатчинском сиротском приюте. Это заведение было известно жестокими методами воспитания. За пять лет работы в приюте молодому Ушинскому удалось изменить местные порядки, а также искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
Как-то Константин Дмитриевич наткнулся в лицее на пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике, и стал читать их залпом. «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он впоследствии.
Это открытие вдохновило Ушинского, и он стал публиковать свои статьи в «Журнале для воспитания». На свежие идеи молодого педагога обратила внимание сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Институт тогда представлял собой просто пародию на образование: воспитывавшиеся там девицы толком ничего не знали, кроме французского, и выпускались жеманными невеждами.
В итоге в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Его должность была чем-то вроде завуча по учебной части — главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого, на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз из-за методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это добро с самого верха. Однако от проблем это его не избавило. В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».
Ушинский кардинально изменил жизнь института: заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, пожелавшие получить профессию домашней учительницы.
Главное же, Ушинский поменял мировоззрение институток, разбудил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
Всё это Ушинский проделал менее чем за три года, но ломкой традиций сразу же нажил себе врагов в лице начальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни, на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликта стало невозможно: Константину Дмитриевичу и отсюда пришлось уволиться.
Своенравного и независимого Ушинского от греха подальше командировали за границу — изучать и описывать опыт передовых европейских школ. К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.
Ушинский отличался вспыльчивостью, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно. По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика.
Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги, но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог нанять кучера с повозкой). Однажды Костю за провинность оставили в гимназии на ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобы проделать путь домой и сразу же обратно — на уроки.
Ушинский придерживался и последовательно развивал много педагогических идей, многие из которых не утратили актуальность и в наши дни. Вот основные из них:
— Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, что равные права на образование женщины получили только после установления советской власти, так что эти идеи Ушинского сильно опередили время).
— Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. В труде «Человек, как предмет воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
— Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
— Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний.
— Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
— Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
— Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
Воспитание и образование по мнению К.Д.Ушинского должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной — «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Константин Ушинский был счастлив не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на подруге детства из Черниговской губернии Надежде Дорошенко. В течение 15 лет у них родились шестеро детей — три сына и три дочери.
Ушинский по службе часто менял место жительства. Но в конце концов семья Ушинских приобрела дом (сегодня сказали бы дачу) на хуторе Богданка недалеко от Чернигова, где они проводили большую часть времени. Интересно, что все дочери Ушинского также связали жизнь с педагогикой: они организовали народные школы и училища, тратя на них не только время, но и личные средства.
В последние годы К.Д.Ушинский активизировал научную и гражданскую деятельность, публиковал свои педагогические статьи; пользовался уважением.
К несчастью, в 1870 году на охоте трагически погиб старший сын Павел. Чтобы окружающая обстановка не напоминала о трагедии, семья Ушинских решила поменять место жительства. Константин Дмитриевич приобрёл дом в Киеве и перевёз туда всю семью. Затем поехал с сыновьями в Крым, чтобы подлечиться. По дороге он простыл и остался на лечение в Одессе. Болезнь вызвала осложнения, и в конце декабря 1870 года 47-летний Ушинский умер в этом приморском городе. Похоронен он в Киево-Выдубицком монастыре.
Память о великом педагоге живёт в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
По материалам открытых источников подготовил А.МУРАВЬЁВ.