Учила истории и любви к Родине

Среди замечательных учителей нашего района есть и те, кто родился, вырос в далёких от Верхнего Дона краях, но для кого наш район волею судеб стал родным домом, где они раскрыли свой педагогический талант. В их числе, несомненно, и Зоя Алексеевна Алексеева, работавшая в Мигулинской средней школе.

Образование

Она родилась 28 ноября 1926 года в деревне Ивановка Нижегородской области. Здесь она пошла в школу, но в 1935 году их семья в поисках лучшей доли переехала на Дальний Восток. Там в 1944 году она успешно окончила 10 классов и поступила в учительский институт города Благовещенска. В 1946 году, окончив институт, Зоя вышла замуж и уехала вместе с мужем-военнослужащим на Южный Сахалин, который СССР в конце войны отвоевал у милитаристской Японии. Там в одной из школ недалеко от воинской части Зоя Алексеевна начала свою педагогическую карьеру учителем истории, русского языка и литературы. В 1949 году после демобилизации мужа, она переехала на Верхний Дон, где была назначена учителем истории в Мигулинскую школу, в которой она проработала до выхода на пенсию в 1981 году.

За более чем тридцать лет учительской работы в нашем районе З.А.Алексеева всей душой прикипела к местным обычаям и традициям, сроднилась с жителями Мигулинской. Станичники запомнили её женщиной высокообразованной, эрудированной, начитанной, стремящейся передать разумное, светлое, доброе окружающим её людям. Зоя Алексеевна имела необыкновенно добрую душу, чуткое сердце, что позволяло ей ладить и с молодыми, и с пожилыми — всем рядом с ней было тепло и уютно. Она была замечательной рассказчицей, неплохо играла на гитаре, немного на баяне, любила вышивать гладью.

В 1954 году З.А.Алексеева для повышения своей профессиональной квалификации окончила Ростовский государственный педагогический институт. С этого же года по инициативе Зои Алексеевны её ученики и коллеги стали собирать экспонаты для школьного краеведческого музея. Труд был кропотливым и упорным. В экспозиции музея были представлены разные разделы, которые отражали доисторическое время, жизнь первых людей на Дону, время кочевников. Но самый большой раздел был посвящён истории Мигулинской и её жителей — казаков. Особенность краеведческого музея Зои Алексеевны было в том, что она разрешала трогать экспонаты руками. Мальчишки осторожно прикасаются к бивню мамонта, а Зоя Алексеевна рассказывает, где и как был найден этот бивень. Осматривают другие экспонаты, а учительница с гордостью говорит о своих учениках, как они во время походов по родному краю отыскивали эти экспонаты.

Выпускники Мигулинской школы спустя многие годы помнят, как они ещё пионерами ходили в походы по родному краю, как на привалах Зоя Алексеевна варила на костре вкуснейшие галушки, как все вместе занимались раскопками на Сёмкиных бурунах, где были найдены наконечники стрел и другие предметы далёкой старины. Школьники самозабвенно вели поиски родственников солдат, захороненных в братской могиле в парке станицы. С трепетом сведения о каждом солдате, погибшем в годы Великой Отечественной войны, заносились в альбом, хранившийся в музее. Помогали и станичники: пенсионеры совхоза сдали в музей пожелтевший и такой уникальный первый номер ленинской «Искры», первое издание «Декрета о мире», принесли и вещи старинного казачьего обихода.

Патриотическое воспитание в Мигулинской школе проходило через созданный стараниями Зои Алексеевны школьный музей. В него приезжали на экскурсии ученики из других школ района, о чём с теплотой вспоминает учитель истории Казанской средней школы Т.В.Карташова. С мигулинским школьным музеем поддерживали связь работники Новочеркасского музея истории донского казачества, которые дали высокую оценку труда учителя и её учеников. Часть экспонатов З.А.Алексеева передала в Новочеркасский музей. За время своего существования школьный музей, к сожалению, дважды горел. Вторым пожаром были уничтожены почти все экспонаты. Но учителя и школьники не опускали руки вновь пополняли музей, реставрировали старые материалы и собирали новые экспонаты.

Уроки Зои Алексеевны не были обыденными, дежурными, напротив, они были необыкновенными, каждый раз новыми, запоминающимися, наполненными интереснейшим дополнительным материалом. Доброжелательная строгость, непоколебимая справедливость этого учителя надолго остались в памяти и рассказах её бывших учеников. Слушая ответы мигулинских выпускников на вступительных экзаменах, преподаватели ВУЗов удивлялись тем глубоким знаниям, какие дала абитуриентам простая сельская учительница.

Она жила школой, учениками, радовалась вместе с ними их небольшим успехам. О таких говорят: «Учитель от бога». Зоя Алексеевна не кричала, не повышала голос. Но её самодисциплина в работе была примером для учеников. Она не навязывала своего мнения, а просто делилась с ребятами знаниями. Труд Зои Алексеевны Алексеевой по заслугам был высоко оценён. В 1970 году она была награждена юбилейной медалью «За доблестный труд», в 1975 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в 1976 году вручён знак «Победитель социалистического соревнования», в 1979-м — знак «Отличник народного просвещения» и присвоено звание «Ветеран труда».

С трепетом говорила Зоя Алексеевна о своей профессии: «Учительство — сложная профессия. Почётная, нужная и, скажу без преувеличения, самая ответственная. Нам доверяют самое дорогое — детей, нам доверяет государство свою молодость — подрастающее поколение. А раз так, то нельзя плохо работать. Токарь может ошибиться и выбросить деталь в ящик с надписью «брак». Мы так не можем, нам не дано такой возможности. Для учителя самая большая неприятность, если ученик в жизни свернул «не туда».

Несмотря на высокие награды, она оставалась простой и доброй, чуждой высокомерия. З.А.Алексееву отличали честность, порядочность, тактичность, удивительная скромность и нежелание кого-либо обидеть. Пример педагогической работы Зои Алексеевны показывает, что учительскую жизнь можно напомнить самым высоким смыслом, даже живя в сельской провинции. Она была счастливым человеком, очень полноценным, удовлетворённым жизнью, увлечённым. Свои увлечения она несла в школу, чтобы ученики разделяли их и увлекались сами. З.А.Алексеева старалась научить детей не приспосабливаться, а сотворить себя из лучшего в себе и из лучшего в окружающих.

Шли годы, её ученики становились взрослыми, достойными, уважаемыми людьми. Но Зоя Алексеевна, как добрая мать, смотрела на своих питомцев — учителей, врачей, инженеров, агрономов. Она радовалась, когда бывшие ученики навещали родную школу, своих учителей. Как святыней любовалась она натруженными руками слесаря аксайского завода делегата XXV съезда КПСС Ивана Ермакова. «Это мой ученик», — с гордостью радовалось сердце педагога. Подошедший к ней научный сотрудник Фёдор Гречишников с благодарностью сказал:

— Спасибо вам, Зоя Алексеевна.

От волнения учитель не нашла, что ответить, а хотелось сказать: «Спасибо и тебе, Федя. Ты сам того не знаешь, какую радость ты мне даришь».

Таких эпизодов в жизни учителя З.А.Алексеевой было немало. В этом реальная оценка учительского труда.

А.МУРАВЬЁВ. Фото из семейного архива С.Кузнецовой.

Искра - новости станицы Казанской