17 июля, в День этнографа рассказываем о том, как студенты-филологи Южного федерального университета проходят фольклорную практику, собирая традиции, истории и легенды Ростова-на-Дону.
С чем у нас ассоциируется фольклор? Это сказки, легенды, интересные истории, ритуалы и традиции, песни, пословицы и прибаутки и многое другое. Но что в нем такого особенного? А вот доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК ЮФУ и главный научный сотрудник Южного научного центра РАН Марина Ларионова ответит вам:
«Фольклор уникален тем, что он одновременно объединяет всех людей на земле и при этом делает каждый народ индивидуальностью».
Вспомним замечательный советский кинофильм «Кавказская пленница», где главный герой Шурик отправляется в путешествие в одну из горных республик, чтобы собрать местный фольклор: сказки, басни, песни, тосты… С ним произошли по-настоящему увлекательные приключения, но не менее интересно проходит лето у студентов первого курса Южного федерального университета направления «Отечественная филология». Обучающиеся проходят фольклорную практику. В этом году она была посвящена свадебным и досвадебным обрядам, студенческим традициям и детскому фольклору.
Как отмечает профессор Ларионова, фольклорная практика особенно важна для студентов первого курса, ведь им предстоит непростая работа, обучающиеся выходят на улицы и общаются с прохожими, берут своеобразные интервью, таким образом развивая коммуникативные навыки, преодолевая различные барьеры и страхи общения с совершенно незнакомыми людьми.
«Фольклорная практика представляет собой интервьюирование жителей Ростова-на-Дону на самые разные темы. Для этого мы составляем большие вопросники, с ними студенты группами отправляются собирать необходимый материал. Важно, что студенты работают именно группами, так они учатся командной работе, ребята поддерживают друг друга, обретая уверенность в себе, поскольку не каждый может просто так подойти к незнакомцу и начать разговор. Главная задача — посмотреть, как развивается традиция в городе, как, например деревенский домовой становится городским полтергейстом», — объясняет Марина Ларионова.
Несмотря на то, что практика проходит в городе, ее называют полевой, и надо отметить, что в этом информационном пространстве студенты находят много интересного, например, как старые традиции сочетаются с новыми — появляется уже современный фольклор.
«С одной стороны, свадебные обряды среди молодого поколения становятся всё разнообразнее и необычнее, с другой — у людей всё же остаются какие-то ещё консервативные взгляды на свадьбу в целом. И при этом обе ситуации могут присутствовать в одной свадьбе. Мы можем видеть, как, например, молодая пара тридцати лет играет трендовую камерную свадьбу (ту, на которой присутствуют только жених, невеста и их фотограф), и при этом до дня бракосочетания невеста не разрешает жениху видеть свое платье. Также удивляет такая тенденция, когда жених и невеста играют свадьбу повторно через несколько лет. Во время нашей практики мы это замечали не раз. Одна из наших опрашиваемых таким образом отмечала со своим мужем двадцать лет со дня свадьбы. А ещё один случай нам рассказывал наш другой интервьюируемый, чьи родители-казаки решили вновь пожениться через два дня после его же свадьбы», — делится первокурсница направления «Отечественная филология» Анна Елеськина.
Профессор Ларионова в свою очередь добавляет и собственные наблюдения о том, как меняются знакомые каждому свадебные обряды. По ее словам, один из самых ярких ритуалов на свадьбе, когда невеста бросает букет пришел к нам с Запада, а на Руси невеста на девичнике передавала сестре или незамужней подруге цветок или деревце в горшке или венок из сухоцветов. Назывался такой подарок «девичья кра́сота», а символизировал он девичество, и здесь мы как раз можем увидеть, как фольклор объединяет людей и в то же время придает каждому народу индивидуальные черты, ведь бросание букета и дарение цветка — это передача девичества, только в разных интерпретациях.
«Еще один интересный обычай, который сохраняется во многих семьях, когда жених дарит невесте туфли, таким образом, он как бы обращает к своему дому. Кроме того, мы видим сегодня, что фата невесты становится нечастым атрибутом костюма, мы наблюдаем на голове невесты украшения и цветы, которые, как и фата символизируют девичество. Еще от крестьянской свадьбы идет классический обычай, и мы замечаем его и в наши дни — перед свадьбой девушка может и всплакнуть, а объясняется это тем, что невеста как бы перерождается, заканчивается ее прошлая жизнь и начинается новая», — отмечает эксперт.
По заданию каждая команда студентов должна сделать не менее 20-ти интервью. Кроме свадебных обычаев, ребята собирали фольклор про студенческую жизнь. Первокурсница Надежда Баушова поделилась своими успехами и историями с практики:
Среди студенчества часто ходит много историй про розыгрыши, смешные и курьезные моменты. Уже давно закончившие обучение в университете, наши собеседники рассказали нам такой забавный случай: «Один раз сильно спящего товарища вынесли вместе с кроватью и поставили прямо перед лифтовой дверью, самое неожиданное, что открылось лифтовая дверь и оттуда вышла комендант общежития, только благодаря нашей смекалке мы сказали, что переносим кровать с одной комнаты в другую и никого не выгнали из общежития».
Или еще смешная история, но уже про преподавателей: «Был у нас преподаватель по фамилии Чудный, вёл он электротехнику, так вот сдача экзамена: два студента около двери крутятся, разговаривают друг с другом, один у другого попросил зачётку посмотреть, смотрел, смотрел, взял и швырнул её под дверь преподавателю, как раз под кафедру подлетела, через минуту вылетает зачётка обратно, они открывают её, а там пятёрка стоит, тогда другой берёт свою зачётку бросает под дверь, ждем — вылетает через минуту зачётка обратно, открываем, а там записка «Чудный чудит только раз»».
Профессор Ларионова рассказывает, что есть и совсем необычные, даже мистические вопросники, например, про ведьм. И как оказалось, многие не просто верят в их существование, но и даже боятся об этом говорить. Поэтому студенты умело выходят из положения — сегодня, когда распространено множество специфических магазинов с ритуальной, магической тематикой, за интересными историями и обычаями студенты отправляются именно туда. Кроме того, по словам эксперта, одна из ее студенток, будучи уже в аспирантуре, писала диссертацию об образе домового в отечественной литературе. К примеру, всем известный Захар, слуга Ильи Ильича Обломова приобрел черты этого фольклорного существа.
«Фольклорная практика носит важное образовательное значение, помимо работы в команде, студенты учатся профессиональной беседе, тому, как правильно коммуницировать с людьми, как настроить человека на беседу, как себя вести при диалоге, как правильно задавать вопросы. Кроме того, без знания фольклора сложно понять многие литературные произведения, многие традиции, обычаи, представления о каких-то событиях — все это отражается в нашей литературе. К сожалению, уменьшение объема лекционных часов негативно влияет на освоение студентами материала по фольклорной тематике. Поэтому они так много и упорно трудятся на летней практике, в конце она захватывает их настолько, что ребята даже соревнуются, кто больше соберет интересных фактов и историй», — замечает Марина Ларионова.
Большинство думает, что фольклор — это что-то устаревшее, вовсе не современное, но это не так, ведь каждый из нас сочетает в себе множество традиций и обычаев, переданных старшими поколениями, а еще мы создаем новые традиции, которые со временем обязательно войдут в историю уникального русского фольклора.