Учительское счастье — добрая память учеников

Интересно

Одна из главных оценок учительского труда — это любовь и уважение учеников, которые выросли, окончили школу, стали студентами самых разных учебных заведений, но всё равно по-доброму помнят своего наставника, его интересные и такие нужные уроки, как в школе, так и вне её стен. К таким педагогам безусловно относится бывшая учитель химии и биологии Казанской средней школы Анна Ивановна Чеботарёва. В 1996 году в Ростовской области в рамках программы «Соросовский учитель средней школы» проводился опрос студентов первых трёх курсов. Юношей и девушек просили назвать лучших, по их мнению, школьных учителей по четырём предметам: математике, физике, химии и биологии. В числе педагогов, набравших наибольшее количество «ученических голосов» в масштабах нашей области, была Анна Ивановна Чеботарёва. Это ли не заслуженная оценка учительского труда? Путь к такому признанию, конечно же, был не простой.

Анна Ивановна родилась в послевоенном 1947 году в несуществующем ныне хуторе Липовском в семье Варвары Пантелеевны и Ивана Петровича Козыревых. С детства она была жизнерадостной, любознательной девочкой. В 6 лет Аня пошла в Мутилинскую начальную школу. Знания ей давались легко, хотя за ними приходилось ходить пешком за три километра в соседний хутор. После начальной школы Аня продолжила обучение в Казанской средней школе. Уже в школьные годы она проявила себя умелым организатором — председателем совета пионерского отряда, любознательным исследователем — принимав активное участие в математическом кружке и кружке юных натуралистов, активным участником художественной самодеятельности — в хоре и вокальной группе. Со школьных лет Аня любила детей, с удовольствием была вожатой в младших классах. Именно в годы учёбы в Казанской средней школе Аня решила стать учителем.

В 1961 году Аня Козырева поступает в Каменское педагогическое училище на специальность учитель начальных классов. Наряду с основами педагогических знаний, будущим учителям начальных классов преподавали рисование и музыку, игру на различных музыкальных инструментах, основы хорового пения. В 1965 году, после успешного окончания училища, судьба забросила Аню Козыреву в далёкую Сибирь. По распределению она была направлена старшей пионервожатой в Гусевскую восьмилетнюю школу, что в Томской области, где также вела уроки пения и хоровые занятия. В 1968 году Анна Ивановна переехала в город Томск, где стала работать учителем начальных классов. Работая в школе, она заочно получила высшее педагогическое образование в Томском государственном педагогическом институте.

В 1972 году после окончания Томского пединститута, отработав в Томской области и Томске почти семь лет, Анна Ивановна вернулась на родной Верхний Дон. Здесь она была принята учителем начальных классов в Казанскую среднюю школу. Затем стала лаборантом, а с 1973 года была назначена учителем химии и биологии. В 1972 году Анна Ивановна вышла замуж за своего избранника Михаила Ивановича Чеботарёва, который впоследствии стал и её коллегой — учителем черчения, труда и автодела.

Трудными были первые годы самостоятельной работы. Но это было ещё интересное, увлекательное время, когда молодой учитель, обучая детей, училась сама искусству быть педагогом. Много времени приходилось уделять самообразованию, методике преподавания таких интересных предметов, как химия и биология. Спасибо, что рядом работали такие опытные педагоги, как Сергей Афанасьевич Кузьмин, Евгения Григорьевна Середина, Лия Кузьминична Топольскова, Мария Платоновна Купянская, Нина Стефановна Кукуяшная. На их открытых уроках А.И.Чеботарёва постигала секреты педагогического мастерства.

Кроме урочной работы в классе Анна Ивановна проводила с учениками практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке. Ребята работали дружно, заинтересованно. Чего только не было на участке: полевой и овощной отделы, отдел опытнической работы для начальных классов. На делянках закладывались опыты, велись дневники наблюдений, подводились итоги работы. Теперь очевидно, что А.И.Чеботарёва не только выдержала свои первые практические экзамены, но со временем достигла высокого мастерства в своей профессии.

Результаты не заставили себя ждать. Вместе с любовью учеников, уважением коллег в 1984 году Анне Ивановне было присвоено звание «старший учитель».

За годы работы в Казанской средней школе Анна Ивановна постоянно вела классное руководство. За свою учительскую карьеру она провела пять выпусков. Всегда, как классный руководитель, Анна Ивановна уделяла первостепенное значение сплочению учеников класса путем вовлечения ребят в интересные и полезные дела: в художественную самодеятельность, походы, поездки, экскурсии. Незабываемыми для детей стали различные туристические поездки на каникулах и по окончании учебного года. Их география была широка и для нынешнего времени просто нереальна. Это Ленинград, Москва, Волгоград, Кутаиси, Краснодон, Ереван и, конечно, по родным местам — по Дону и его берегам. «Нигде так не удастся познать своих питомцев, расположить их к себе, вскрыть самое сокровенное, как в подобных походах, где можно стать для детей не просто учителем, но и другом», — считает А.И.Чеботарёва. Каждому ученику она отдавала частичку своего тепла, а в ответ они посвящали ей такие строки: «На её уроках мы проникали в недра земные, казалось, вдыхали запах древнего леса и поражались размерам мамонта. Анна Ивановна могла быть строгой и требовательной на уроках, весёлой и общительной в походах. И всегда — справедливой и доброй, простой, самой близкой. Она может стать с нами вровень, и мы чувствуем тогда в ней верного и честного друга, большого, искреннего, сильного, готового помочь, если будет трудно. Я бесконечно благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким учителем». Так выразила свои чувства одна из выпускниц Казанской школы 1979 года И.Воронина.

За годы своей работы в Казанской школе А.И.Чеботарёва была не просто учителем, но также членом общества «Знание», председателем школьного общества охраны природы, руководителем методического объединения учителей химии и биологии, передавая своим коллегам наработанные в свою очередь знания и опыт. Под её чутким руководством школьниками выращивались овощи в теплицах Казанской школы, красивые цветы на пришкольных клумбах. Анна Ивановна всегда относилась к своей работе очень ответственно и увлечённо, будь то открытый урок или посадка саженцев на клумбе. В 1985 году образцы овощей, выращенных в Казанской средней школе под руководством А.И.Чеботарёвой, экспонировались на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.

Благодаря признательности своих учеников в 1997 году, как было отмечено выше, Анна Ивановна стала лауреатом гранта «Губернатора Ростовской области и Джорджа Сороса». В 2002 году педагогический труд Анны Ивановны был отмечен званием и нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В 2005 году за многолетний добросовестный труд А.И.Чеботарёва получила высокую оценку государства — ей было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Знания по химии и биологии, которые давала Анна Ивановна, помогли в выборе будущей профессии врача целому ряду её учеников. Более десяти учеников Анны Ивановны пошли по её стопам, став учителями химии и биологии.

С 2009 года Анна Ивановна Чеботарева ушла на заслуженный отдых, но любовь и преданность своей профессии в ней продолжают жить. Даже будучи пенсионеркой, она помогает детям осваивать азы химии и биологии. Её ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в высшие учебные заведения в разных городах. Анна Ивановна всегда радуется достойным результатам вместе со своими ребятами. Её любовь к своей профессии никогда не иссякнет, как не иссякнет благодарность её учеников, которым она помогла выйти на дорогу в жизнь. В профессиональный праздник — День учителя и в день её рожденья телефон Анны Ивановны не умолкает: со всех уголков страны летят поздравления и слова благодарности за её труд, внимание, заботу и любовь. 

У неё во дворе всегда благоухает цветник, и дом всегда полон гостей! Анна Ивановна — хорошая мама и прекрасная бабушка. Её любимые внуки никогда не оставались без внимания. Она научила их читать и писать, танцевать, приобщила к музыке, естественно помогает разобраться в химии и освоить биологию. Старшая внучка Елена, прекрасно зная Анну Ивановну, её отношение к работе и ученикам, справедливо считает, что вся жизнь её бабушки – это образец беззаветной преданности своему делу, высокого профессионализма, необыкновенного трудолюбия и большой любви к детям.

Тут, как говорится, не поспоришь.

А.МУРАВЬЁВ. Фото из архива А.Чеботарёвой.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий