«Демидовские пещеры» относятся к началу XIII века, когда монахи, создав пещерный монастырь, поселились в нем. Т.к. именно в этот период известны передаваемые предания по обращению данных монахов к казакам о выделении им земли для хозяйственных нужд, которая впоследствии была предоставлена, а в монастырь стали вступать престарелые казаки, вдовцы или бездетные.
Внутренние ходы и помещения представляют из себя многочисленные кельи (очень малого размера 1,8 х 1,5 м), соединенные ходами и более просторными помещениями, в которых молились наши предки и это чувствуется душой.
Спелеологами Демидовская пещера была осмотрена дважды: в 1975 г. и в 1983 г. По итогам работы был составлен схематический план памятника и написан краткий рукописный отчет. Через полузасыпанный вход пещеры, высотою около полуметра, можно проползти в комнату, через которую проходит трещина. По этой трещине сделан очень узкий ход влево, разветвляющийся в дальнейшем влево и вправо. Двигаясь далее по пещерному лабиринту, можно подойти к винтовой лестнице, ведущей во второй верхний ярус пещеры. Верхний ярус представляет собой ход, ориентированный в целом по линии север — юг. От этого хода преимущественно в восточном направлении отходят тупиковые ходы помещения, в которых встречаются тумбы (возможно, аналои). Данные помещения расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Эта особенность расположения напоминает гостиницу, что и легло в одно из данных ими названий пещеры — «Гостиница». Самая южная оконечность верхнего яруса пещеры производит впечатление неоконченной работы, стены здесь плохо обработаны.
Ходы Демидовской пещеры имеют преимущественно коробовый свод. На их стенах фактически не встречаются вырезанные в мелу киоты для икон. Подземный памятник, в который ранее можно было попасть через четыре входа (три из них к моменту исследования спелеологов были засыпаны), имеет сильные разрушения. В нем встречается много обвалов, но местные жители с гордостью устроят вам экскурсию и расскажут о том, как здесь еще в начале XX в. жили монахи.
Уход от обыденной «греховной» действительности поощряется многими религиями. Часто для этого используются пещеры, длительное пребывание в которых кардинально меняет психическое состояние личности, что воспринимается религиозным человеком как приближение к сакральному. В степной местности пещер не так уж много, поэтому желавшим возложить на себя обет пещерного затвора приходилось строить подземелья самим. Подобная деятельность была распространена среди христиан в XII-XIV веках, а также в более позднее время. Наиболее хорошо её следы сохранились на Дону, где пещеры строились в относительно прочных меловых отложениях.
Сейчас Демидовская пещера состоит из двух ярусов, нижний из которых практически засыпан. Есть сведения, что ниже существует и третий, но до него в настоящее время не добраться без приложения большого количества усилий. Вообще пещера находится в плачевном состоянии — через неё прошли несколько трещин в меловой породе, часть стен осыпается. И, видимо, разрушение началось ещё в то время, когда здесь кто-то жил — на некоторых трещинах сохранились следы ремонта. Ситуацию усугубляют современные неандертальцы, стремящиеся оставить свои подписи на стенах. Самая ранняя дата — 1939 год, но гораздо больше сделанных в последнее десятилетие.