Школа снится до сих пор

Ветеран педагогической работы из станицы Шумилинской Раиса Петровна Пержукова, вспоминая свою жизнь, подчёркивает, что с раннего детства хотела быть учителем. Так бывает, хотя, по её словам, дед и бабка были неграмотными людьми, а родители — простыми колхозниками. Семья Раи жила в селе Глубоком соседнего Петропавловского района Воронежской области. Девочка вначале училась в Дедовской восьмилетке, а затем закончила Монастырщенскую среднюю школу.

Новости Верхнедонского района

Получать профессию учителя Раиса поехала в неблизкий Казахстан. Там в 1969 году она поступила в Мендегаринское педагогическое училище имени Ибрая Алтынсарина в посёлке Боровое, который находится недалеко от областного центра Кустанай. Этот выбор был обусловлен тем, что в местном педучилище специальность учителя начальных классов можно было после десятилетки получить за два года, в то время как на территории РСФСР надо было везде учиться четыре года. Из-за тяжёлого материального положения семьи девушке хотелось как можно быстрее получить профессию и самой начать работать.

Вспоминая те годы, Р.П.Пержукова подчёркивает, что в педучилище была очень хорошая методика, замечательные преподаватели, плодотворная практика, за что она до сих пор благодарна казахстанскому педучилищу. По окончании училища по распределению Раиса была направлена учителем начальных классов в Бурлинскую школу-интернат, расположенную в этой же Кустанайской области. В ней обучались так называемые «трудные» дети, зачастую из проблемных семей. «Работать там, особенно молодой неопытной учительнице, было очень непросто, — вспоминает Раиса Петровна. — Например, многие дети-казахи не знали русского языка. Как им объяснять урок? Выход нашёлся в том, что один мальчик-казах знал русский, поэтому его приходилось использовать в качестве переводчика. А через несколько месяцев и все остальные местные ребятишки стали сносно общаться на русском языке». Были там дети и с нарушением психики, как, например, мальчик, у которого отец убил мать, а потом и сам застрелился. Но директор школы интерната был отличный человек и специалист: во всём, что нужно, он, как опытный педагог, помогал молодой учительнице. Учебное заведение даже предоставило Раисе Петровне благоустроенную квартиру, а она в свою очередь оправдывала возлагавшиеся на неё надежды, став в 1973 году победителем социалистического соревнования, но… Отработав положенные три года, она собралась вернуться на Родину. Как директор не уговаривал её остаться, мама и бабушка Раисы всё же настояли на возвращении.

В последний раз она отправилась по привычному за эти годы маршруту: на Ан-24 долетела из Кустаная до Воронежа, затем из Воронежа до Калача на «кукурузнике», а оттуда в родное село на автобусе. Дома Раиса стала думать о дальнейшем трудоустройстве. Бабушка посоветовала отправиться по этому вопросу в ближайший районный центр — в Казанскую. В районо Раису Петровну направили работать учителем начальных классов в Шумилинскую школу. Так в 1974 году началась её педагогическая деятельность в нашем районе. Постепенно молодая учительница стала привыкать к новой для себя обстановке: к новому району, к новым людям, к новой школе и ученикам. Школа оплачивала ей съём частной квартиры.

Раиса Петровна, найдя стабильное место работы, изъявила желание повысить свой профессиональный уровень. В 1975 году она поступила на заочное обучение в Ростовский пединститут, который успешно окончила в 1980 году. Ей давно нравилась история, поэтому она выбрала для обучения исторический факультет. Но, даже став дипломированным учителем истории, Раиса Петровна продолжала учительствовать в начальных классах: не было свободной вакансии. И лишь в 1983 году, когда из Шумилинской школы уехал учитель истории, Р.П.Пержукова смогла занять освободившееся место. Пришлось постепенно привыкать к новой учительской специальности, к появившемуся классному руководству. Все ученики были разные, но к каждому Раиса Петровна умела найти свой подход. Поэтому многие ученики с уважением до сих пор помнят её учебные и жизненные уроки. Одна из её учениц Валентина Андреевна Коршунова, работающая в ООО «Мешковское» (ст.Казанская), так вспоминает Р.П.Пержукову: «В 1986-88 годах, когда я училась в 9 и 10 классах, Раиса Петровна была нашим классным руководителем, а также вела уроки истории и обществоведения. Она уважительно относилась ко всем ученикам, независимо от их успеваемости. Она была наша любимая учительница; в день её рождения 19 апреля все ученики поздравляли её и желали здоровья. Мы ощущали идущее от неё материнское тепло. Таких учителей в своей жизни я уже не встречала. Даже шалунов, мальчишек-сорванцов она отчитывала строго, но не грубо, без унизительных оскорблений. Раиса Петровна входила в положение учеников, могла найти устраивающий всех компромисс. Многие одноклассники помнят такой случай. Однажды наш класс среди учебной недели гулял на дне рождения одной из одноклассниц. Праздновали до самой ночи, поэтому и не выучили очередной урок по обществоведению. Явившись на урок с «повинной головой», мы молча положили Раисе Петровне на стол письмо, подписанное всеми учениками, где разъяснялась ситуация с невыученным домашним параграфом. Когда учительница читала наше письмо, то весь класс стоял, виновато опустив головы. Раиса Петровна простила нас, но с условием, что к следующему уроку мы выучим две темы — эту, пропущенную, и очередную новую. И мы своего учителя не подвели».

Раиса Петровна никогда на уроке не кричала, а поддерживала дисциплину, говоря тихим спокойным голосом. Против опозданий на урок у неё было заведено правило: опоздал на урок — отвечаешь весь материал. Но, несмотря на всю строгость, ученики Р.П. Пержуковой вспоминают её только добрым словом. «Если ты честен, искренне любишь учеников, то и они также будут относиться к тебе», — считает Раиса Петровна. Школа стала для неё вторым домом. Она и сегодня вспоминает: «Я не могла дождаться, когда закончится отпуск — так хотелось вернуться в стены школы».

В 1990-е годы в работе учителя истории и обществоведения появились новые сложности. В связи с тем, что изменилась и сама страна, и общественно-экономическая формация, изменился взгляд и на саму историю, и на политические процессы, проходившие в 20 веке, изменились и школьные программы, появились новые требования. В момент существующие учебники устарели, а новые ещё не были созданы. «Приходилось выходить из положения самостоятельно, — вспоминает Р.П.Пержукова. — Что-то сама из программы выкидывала, брала на себя нагрузку по исправлению, старалась рассказывать тему не по учебнику, а от себя, в связи с новыми требованиями. В этом помогала дополнительная литература — книги, газеты, журналы. Помогала ученикам готовиться к экзаменам, поощряла в них дополнительное чтение, чтобы они могли высказывать своё аргументированное мнение, что-то доказывать».

При этом Раиса Петровна старалась избегать уравниловки. Тех учеников, которые могли мыслить, она спрашивала по полной программе, а тем, у кого с мышлением были проблемы, она делала поблажки, а то иначе у них мог совсем пропасть интерес к предмету. Её ученики знали, что если по какой-то причине ты не выучил урок, то надо честно предупредить об этом учителя, но к следующему уроку обязательно выучить и ответить.

В своей любимой Шумилинской школе Р.П.Пержукова проработала до 2007 года. И хотя было желание работать и дальше, она была вынуждена по состоянию здоровья уйти на заслуженный отдых. Но, даже покинув школьные стены, Раиса Петровна не растеряла любовь к своей профессии, когда ты не считаешься ни с временем, ни с самим собой. Ещё лет пять она занималась дополнительно с учениками, особенно по предмету обществознания.

Будучи обычной пенсионеркой, Р.П.Пержукова с радостью посещает встречи своих бывших учеников, а некоторые, приезжая в отпуска из городов, сами заходят к ней в гости. Всё потому, что она для многих остаётся лучшим и любимым учителем. Раиса Петровна рада таким встречам, ведь сейчас она живёт одна: мужа давно уже нет, два взрослых сына Владислав и Максим живут и работают в Ростове. Но она никакого труда не боится, и на подворье всё делает сама. При этом она не забывает и о своей любимой профессии: «Если ко мне приходят ученики за консультацией, младшие коллеги-учителя за советом, то я никому не отказывала и не отказываю, ведь с меня не убудет».

Не забывают одного из старейших станичных учителей и в Шумилинской школе. Её приглашают в качестве почётного гостя на торжественные мероприятия в честь Дня 8 Марта, Дня учителя, других памятных дат.

А.МУРАВЬЁВ. Фото из архива Р.Пержуковой.

Искра - новости станицы Казанской