В жизненном выборе не ошибся

Общество

Здравствуйте, уважаемые работники редакции газеты «Искра». Давно я с вами общалась. Но газета для меня была и остаётся окном в мир нашего района.

Конечно, сейчас в такое тяжёлое время для всей нашей страны, слезы невозможно сдержать, читая информацию о погибшем солдате. Очень жаль ребят. Жаль их матерей потому, что нету большего горя, чем горе матери, потерявшей своего сына.

Каждый день слушаю сводки военкоров о положении на фронте. Восхищаюсь и горжусь мужеством, героизмом, стойкостью наших солдат. Ведь многие из них ушли добровольцами, оставив своих детей, жён, матерей.

Один солдат, получая награду от президента, сказал: «Герои рождаются в бою». Думаю, что это так и есть. Два военных лётчика, видя, что погибают, уничтожили противника, повторив подвиг Н.Гастелло. Или вот ещё два других лётчика «обкеросинили» и утопили вражеского разведчика. И таких примеров много. Вылетая на задание, о героизме они, конечно, не думали. Главная их задача – уничтожить врага. Ну а там как получится.

И я на страницах газеты «Искра» хочу рассказать о нашем земляке, военном лётчике, теперь уже в запасе. Но думаю и уверена, что будь он сейчас в строю и помоложе, в стороне бы не остался и с честью выполнил свой гражданский долг.

Жил-был полк истребительной авиации. Место дислокации – Смирных. Он был создан на материке в сороковых годах, участвовал в боях в Маньчжурии. На его знамени орден боевого Красного Знамени. История полка и радостна, и драматична. На белокрылых «птичках» летали наши лётчики. Им была доверена «крыша» нашего дома. Чтоб она не прохудилась, лётный состав авиаполка, а также его обслуживающий персонал с честью выполняют свой ратный труд.

Все смирныховцы помнят почти непрекращающийся гул над взлётной полосой – истребители стартовали и днём, и ночью. Пилоты уходили не только к заливу Терпения, чтобы отстреляться на полигоне, но шли крыло в крыло с японскими и американскими асами вдоль границы.

Этот материал я взяла из газеты «Новая жизнь» Смирныховского района, что на острове Сахалин. Автор статьи Ю.Александров. Время – 9 октября 1983 года.

А вот другая «Новая жизнь» от 2 сентября 2000 года. Автор В.Кузьмин тоже пишет о положении в том же полку. «Думаю, я не одинок в ностальгии по полку. Сегодня грустно пройти по аэродрому, зарастающему травой, мимо опустевших ангаров, мимо разворованных коммуникаций, грустно идти мимо хорошего прошлого». Дальше писать не стоит. Судьба этого полка и многих других такова, как и судьба многих заводов и фабрик, колхозов и совхозов, ферм и матушки-земли. И что удивительно, в этих двух газетах фотография военного летчика, нашего земляка Сергея Васильевича Вяликова, который служил в этом полку. А под фотографией надпись: «Майор Вяликов С.В., окончил высшее военное лётное училище в Харькове в 1977 году. По отзывам товарищей из полка, он один из лучших специалистов своего лётного дела». Я хорошо помню Сергея, это мой ученик.

Познакомились мы с ним, когда он пошёл в пятый класс. Я уже писала об этом классе. Хочу отметить, что в этом классе, да и в других, в то время было много мальчишек. Природа как бы восполняла урон, нанесённый войной. А мальчишки все были хороши. А Сергей, можно сказать, был душой компании, словоохотливый балагур, весельчак, умеющий в любой ситуации, в любом разговоре вставить нужное слово. Родители его Василий Егорович и Мария Михайловна – сельские труженики. Учился хорошо, легко. А вот кем стать в будущем, свою мечту держал в тайне. Хотя, будучи уже взрослым, признался: «А кто из пацанов не мечтал о небе?» И вот когда друг-одноклассник Вова Кравцов рассказал о своей мечте: «Хочу стать лётчиком-истребителем ВВС», Сергей загорелся поступить в военное лётное училище. Об этом он и заявил в военкомате. В 1972 году окончил школу, получил повестку и повёз его отец в Харьков.

Приём в училище был строгим. На место более 10 человек. Теоретический экзамен сдавать было проще. А вот в психологическом отборе, в барокамеру надо было в очереди стоять, чего Сергей не любил делать. Оказался в хвосте поступающих и получил отворот поворот. «Не прошёл по конкурсу». Рассказал мне это Сергей, а я вспомнила эпизод из его школьной жизни, чем-то схожий с этим.

Находясь на экскурсии в г.Волгограде вместе со своим классом, Сергей потерялся. Надо только представить волнение и испуг учителя. Пока судили-рядили, где его искать, разделились на группы, а он появился сам. Понурый, невесёлый. «Где ты был, Сергей?» «В будке». «В какой? И что ты там делал?» «В телефонной. Звонил в Мещеряки, на мельницу, отцу. А он не ответил» (отец его работал на мельнице).

Сергей после неудачного поступления, сдавая документы в военкомат, твёрдо заявил: «На будущий год направляйте туда же».

Целый год он работал электриком в совхозе и упорно готовился к экзаменам. Летом 1973 года пришёл вызов в училище, и он уже уверенно поступил в ХВВАУЛ (Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени (первого!) дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца).

Деревенский мальчишка, попавший впервые в такую далёкую от хуторской жизни обстановку, был восхищён самим училищем. Об этом он часто говорил и гордился, что он поступил и учился в таком знаменитом училище. Ведь это училище закончил лётчик-космонавт А.А.Леонов. До 1943 года в училище был лётчиком-инструктором легендарный И.Н.Кожедуб – трижды Герой Советского Союза. Из выпускников этого училища более 240 Героев СССР и РФ.

Итак. Сергей – курсант военного училища. Всё для него тут было ново. По его словам: «Это были лучшие годы жизни! Мы жили в казарме четыре года, но именно эти суровые годы сплачивали, ковали настоящую дружбу. А когда начались полёты, сначала с инструктором, потом самостоятельные – ребята вместе проходили ещё одну школу жизни: они взрослели, становились настоящими мужчинами». Летать Сергей начал на первом курсе. Самостоятельно вылетел четвёртым на курсе 6 июня 1974 года на самолёте Л-29. Тогда ему было 18 лет. Навсегда запомнил лёгкий мандраж на взлёте и посадке. «Но самый незабываемый полёт оказался на втором курсе, когда на большой высоте отказал двигатель и инструктор принял решение сажать самолёт «на пузо». Сели на кукурузное поле. Это была настоящая школа жизни», — вспоминает Сергей.

Окончил училище в 1977 году. Начал службу в звании лейтенанта в Белорусском военном округе и летать на самолёте Миг-23. Закончил службу на Дальнем Востоке. Проходил службу во многих авиационных полках, при непростых погодных условиях. За годы службы было много различных ситуаций, но это другая история.

Всю лётную практику проходил на самолёте Миг-23 различных модификаций. Достиг квалификации «Военный лётчик 1-го класса», присвоено звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки».

Весёлый, разговорчивый Сергей в быту, но в разговоре со мной и на мои вопросы о трудностях работы военного лётчика отвечал скупо, сдержанно. Только и рассказал о службе на Сахалине и на Курильских островах. «Особенность службы состояла в том, что аэродром находился в сложных климатических условиях с одной стороны и частыми полётами военных разведывательных и противолодочных самолётов США, с другой. Их полёты диктовали то, что дежурное звено регулярно приводилось в готовность N1, а также осуществлялись вылеты самолётов дежурного звена для сопровождения неприятельских самолётов».

Закончил службу Сергей Васильевич Вяликов в 2001 году в управлении 8 корпуса ПВО г.Комсомольск-на-Амуре в воинском звании подполковник. Награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР III степени», медалями СССР и РФ.

За весь период службы в рядах Вооружённых сил налетал 1100 часов на реактивных самолётах, совершил свыше 1000 прыжков с парашютом.

После выхода в отставку Сергей переехал на постоянное место жительства в Самарскую область, где, как говорится «пришёлся ко двору». На гражданке он продолжил свою деятельность по первоначальной специальности, дойдя до должности начальника района электрических сетей. Принимает активное участие в общественной жизни района, является членом участковой избирательной комиссии. А ещё (как это на него похоже!) Сергей – активный участник художественной самодеятельности.

Прошло 50 лет как Сергей Вяликов покинул свой родной край, где теперь остались могилы родителей да разрушенное подворье. Но он не забывает свой родной хутор. Всегда приезжает на встречу одноклассников. Бывая на этих встречах, я ни разу не заметила в его поведении никакого зазнайства и превосходства. Прост в общении со всеми. Знает о всех событиях, происходящих в хуторе. В каждый свой приезд обязательно посещает наш музей. А недавно подарил в музей своё лётное обмундирование и книгу МИГ-23. Спасибо, Серёжа, примеряют шлем мальчишки, а один попросил дать почитать ему книгу.

Очень радует, что Сергей помнит и часто добром вспоминает имя своей первой учительницы Анастасии Трофимовны Улитиной и классного руководителя Прасковьи Ивановны Кулак.

Итак, карьера военного лётчика осталась в прошлом. С момента выпуска из военного училища прошло почти полвека. Но разве можно забыть самые важные и лучшие годы своей жизни? Поэтому выпускники харьковской лётной школы регулярно встречаются, не забывают друг друга. Выпускники 1977 года встречаются каждые пять лет. В 2022 году они встречались в Приморско-Ахтарске. Они выступили перед учениками школы и воспитанниками казачьего кадетского корпуса. Посетили памятные места. Но главное провели несколько дней вместе, вспоминая славное время своей юности, делясь событиями прожитого. А ещё – обсуждали следующую встречу, приуроченную к 50-летию выпуска в 2027 году. Рассказывая мне об этой встрече, Сергей произнёс: «Я ни о чём не жалею, и, если бы можно начать жить сначала, я бы прожил жизнь так же и никак иначе. Я ни разу не пожалел о своём выборе».

Р.ЕСАКОВА. х.Мещеряковский.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий

  1. Сергей Вяликов

    Спасибо, дорогая Раиса Васильевна! Вы одна из плеяды наших, самых лучших, учителей прекрасной Мещеряковской средней школы! (Так она для меня в памяти и как записана в моём Аттестате о среднем образовании).
    Прочитал. И ярким светом вспыхнули воспоминания о школе, о вас, дорогие мои Учителя! Мой класс 10Б выпуска 1972 год, класс удивительно дружный!..
    Это вы все дали мне путёвку в жизнь.
    Удивительно то, что и по школе и по училищу меня позиционируют «Сусаниным». Мне поручалось уводить темы занятий в сторону. Удивительно, но этого я не помню и не представляю, как это было!

    Ответить