Когда -то в этих роскошных и богатых усадьбах снимали фильмы, а теперь старинные здания заброшены и никому не нужны. Они были построены еще при императорской России и стали декорациями для многих любимых советских кинолент, а сейчас приходят в упадок и медленно разрушаются. Возможно, что мы последнее поколение, которое застанет эту красоту. Но хочется верить все же в лучшее.
Усадьба Ляхово в Домодедовском районе, Московская область
Первые усадебные постройки появились в Ляхово еще в XVII веке. Они с тех времен не раз перестраивались. То, что дошло до наших дней, было построено генерал-лейтенантом Г.А. Васильчиковым. Главный дом и флигели были выстроены в камне в стиле классицизм в самом начале XIX века. И, судя по тому, сколько дом уже простоял бесхозным, строилось здание очень качественно.
После Васильчикова владельцы имения не раз сменялись. Последним владельцем усадьбы стал помещик и предводитель уездного дворянства А.А. Варгин. При нем были построено несколько деревянных корпусов, но все они сгорели в пожаре 1970-го года.После революции в усадьбе что только не находилось. Первое время тут работала обувная фабрика, рядом во флигели был открыт детский сад, позже – школа. Во второй половине века усадьба принадлежала местному колхозу.
Усадьба засветилась в фильме «Формула любви», который снимал режиссер Марк Захаров в 1984 году. Видно, что в то время усадебный дом и окружающая территория были в хорошем состоянии.Ставшее крылатым предложение «большой, но чистой любви» было сделано как раз на фоне главного здания усадьбы Ляхово.
Помимо этого, здесь сняли трехсерийный фильм «Моя жизнь» (1972) по одноименной повести Антона Чехова и «Проделки в старинном духе» (1986) по ранним рассказам Алексея Толстого.
Увы, увидеть уютные интерьеры из этих фильмов вам уже не доведётся.
В начале века имение забросили, оно было разграблено и практически уничтожено.
Усадьба Николо-УрюпиноКрасногорского район, Московская область
Усадьба Никольское-Урюпино (для краткости — Николо-Урюпино) считалась одной из красивейших в Подмосковье и принадлежала самым именитым русским родам: князьям Одоевским, Долгоруким и Голицыным. Первое имение здесь появилось в 17-ом веке, но своего расцвета усадьба достигла в конце 18-го и начале 19-го века при Николае Голицыне.
В войне 1812 года усадьба не пострадала: крепостные крестьяне вооружились тем, что было под рукой, и защитили её от мародёров. Пережило имение и революцию: оно было национализировано и стало музеем помещичьей жизни. Позже главный дом превратился в общежитие для курсантов Военно-инженерной академии имени В. Куйбышева, и это положило начало концу Николо-Урюпино. Старинный парк был превращен в плац, а многие архитектурные детали были безвозвратно утрачены. Поместье было заброшено и сгорело, а обещанная реставрация так и не стартовала.
Ранее Министерство культуры выставило старинную усадьбу на продажу для коммерческого использования с условием её реставрации. Пока же увидеть имение в своем убранстве можно в фильме Николая Губенко «И жизни, и слезы, и любовь» (1983).
Усадьба Николо-Прозоровское Мытищинского района, Московская область
Село Шипилово (а именно так изначально называлось место, где располагается усадьба) известно с 16 века.В начале 17 века здесь была возведена деревянная часовня Николая Чудотворца. И село было переименовано в Никольское. А после того, как владельцами села стали братья Прозоровские, оно стало называться двойным именем — Никольское-Прозоровское.
Именно в этой, тогда ещё деревянной, церкви и произошло 16 января 1774 года венчание генерала Александра Васильевича Суворова и княжны Варвары Ивановны Прозоровской.
Архитектурный ансамбль усадьбы Николо-Прозоровское сложился в 19-м веке. После революции усадьба пришла в упадок, и, хотя её реконструировали в 1950-е годы, она так и не нашла достойного применения: её использовали для хозяйственных нужд. В 1980-е годы здесь начали строить санаторий, и в старинном здании должен был расположиться его административный корпус. Но этот проект так и не был реализован.
Находящуюся на территории имения церковь Николая Чудотворца к 2008 году полностью отреставрировали. Хотелось бы надеяться, что такая судьба ждёт и усадьбу. А увидеть её в своем великолепии можно в фильме «Лес» (1980) режиссёра Владимира Мотыля.
Усадьба Пущино-на-Оке Серпуховского района, Московская область
Первые упоминания о деревне Пущино относятся ещё к эпохе Ивана Грозного, когда она была пожалована дворянскому роду Пущиных. Сам же двухэтажный особняк из камня в стиле классицизма был построен здесь в 18-ом веке, когда имение на несколько лет попало во владение майору в отставке Якову Арцыбашеву. После этого усадьба сменила ещё не одного владельца, а в революционные годы была разграблена и заброшена.
В 1920-е годы здесь разместили сельскую больницу, которая работала на этом месте ещё полвека. Когда здание совсем обветшало, в 1971 году больницу перенесли в другое место, а имение опустело. Пять лет спустя уже в заброшенной усадьбе Никита Михалков снимал «Неоконченную пьесу для механического пианино». С тех пор памятник истории и архитектуры федерального значения продолжает разрушаться. Ещё немного, и его едва ли можно будет восстановить.
Усадьба ОльговоДмитровского района, Московская область
Усадьба в подмосковном селе Ольгово принадлежала династии Апраксиных. В отличие от других поместий того времени, оно было оформлено лаконично и без лишней помпезности. Но окрестные пейзажи всё равно привлекали в стены Ольгово именитых гостей: придворных дам, поэтов и командиров.
Но настоящим центром культурной жизни усадьбу сделал собственный театр, где крепостные поставили целых шесть пьес. Когда в Россию приезжала итальянская опера, заморские гости тоже посещали имение со своими представлениями.
Актеры навещают усадьбу и сегодня: строения 17-20 веков и идиллическая природа, не испорченная современными постройками и вышками связи, привлекают сюда режиссеров. Территория поместья стала съёмочной площадкой для сцен из фильмов «Рай» (2015) Андрея Кончаловского, «Калашников» (2019) Константина Буслова, «Союз спасения» (2020) Никиты Высоцкого, а также многих других документальных и студенческих лент. И это несмотря на то, что ни одно из зданий усадьбы в исходном виде, увы, не сохранилось.
Сколько человеческой радости, искренности, предательства и боли видели эти стены вместе со своими семьями переживая дни, которые сложились в нить истории? У каждой усадьбы или богатого родового имения, своя уникальная история возникновения, однако закат их всех, увы, одинаков.
Подготовила И.Березова.
Фото из открытых источников.