Уходят свидетели Чернобыльской трагедии  

Новости Верхнедонского района

Женам чернобыльцев выпала нелёгкая судьба. Ведь они в душе переживали все жизненные невзгоды, которые выпали их мужьям во время незапланированной командировки в чернобыльскую зону, а затем и после их возвращения из зоны ликвидации последствий катастрофы на атомной станции. Последствия для здоровья ликвидаторов были, в основном, плачевными. Поэтому многие жёны становились вдовами рано. Екатерине Владимировне в этом плане повезло. Иван Андреевич вернулся из полугодовой командировки, где находился в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС. Благодаря надежному тылу в лице жены, работал, вырастил детей, успел порадоваться внукам.

Екатерина Владимировна родилась в х.Мещеряковском. После окончания 10 классов школы в 1966 году поступила в Шахтинский текстильный техникум.  В 1967 году она попала на практику по распределению на Павло-посадскую текстильную фабрику прядильщицей.

 В Подмосковье Екатерина встретила свою судьбу. На свадьбе знакомого с ней познакомился брат жениха — Иван. А вскоре Иван и Екатерина стали мужем и женой. Иван Селягин каждый год из Павлова Посада стал ездить погостить на малую родину жены, в Мещеряки, где кстати и родился их первенец Виталий. Житель Подмосковья быстро привык и влюбился в верхнедонскую природу, был заядлым рыбаком. В 1979 году Селягины решили окончательно перебраться в Мещеряки на постоянное место жительство. «Вернее сказать, муж всё сам решил. Приезжает в Подмосковье после летнего отпуска один без сына.

— Я его спрашиваю, где Виталик? А он отвечает, что остался в Мещеряках. Как остался? Не переживай, и мы туда едем, — вспоминает Екатерина Владимировна.

Иван Андреевич стал работать газоэлектросварщиком в МТМ, а жена поступила на ферму дояркой и телятницей. Молодой семье совхоз «Мещеряковский» выделил квартиру. «Уезжала в город от коров, к ним же и вернулась», — рассказывает Екатерина Владимировна.

Жизнь текла своим чередом, у Селягиных подрастали два сына. В стране шла перестройка, когда под Киевом в 1986 году случилась чернобыльская трагедия. Тысячи молодых здоровых мужчин из городов и сёл со всего Советского Союза стали призывать на ликвидацию последствий аварии. Настал черед и Ивана Селягина. В апреле 1988 года он вместе с земляками Михаилом Сидоровым из х.Стоговского и Виктором Симоновым из ст.Шумилинской был направлен в чернобыльскую зону. Местом их дислокации стал лагерь ликвидаторов из Ростовской области, располагавшийся в Брагинском районе на Гомельщине. Основная работа была дезактивация в зоне отчуждения. Иван Андреевич на спецмашине ездил по населенным пунктам и специальным раствором проводил обработку строений. На многих домах, в том числе многоэтажных, меняли крыши. Здесь нашему земляку пригодились навыки монтажника-высотника и строителя. Некоторые обезлюдевшие деревни сносили полностью. Трудились ликвидаторы интенсивно: рабочий день длился 12 часов. А выходные были только в те дни, когда лил дождь, изредка давали выходной в воскресенье. С момента взрыва прошло уже два года, радиоактивная заражённость местности была такова, что у нашего земляка стали сыпаться волосы. Общее самочувствие тогда было нормальное, а сильные головные боли появились лишь через три года. Чтобы не пугать и не отвлекать ликвидаторов от работы, все дозиметры были изъяты, а дозиметристы в открытую говорили, что у них приказ занижать значения, которые показывал прибор. Вот и в военном билете дозу облучения поставили небольшую. Такую дозу участники работ получали за месяц, а работали-то полгода. Если бы участникам ликвидации последствий аварии отмечали фактическую дозу, то всем без исключения чернобыльцам нужно было давать инвалидность.

По новому закону Иван Андреевич стал, как участник работ в 1988-89 годах, чернобыльцем второй категории. У этой категории значительно меньше льгот. Может быть, Иван Андреевич попал в Чернобыль уже через два года после аварии и это обстоятельство спасло ему жизнь. За участие в зоне чернобыльской аварии И.А.Селягин награждён восьмью нагрудными знаками и двумя Почётными грамотами.

После чернобыльской командировки Иван Андреевич продолжил трудиться в совхозе до самой пенсии, на которую вышел досрочно в 1988 году в 50 лет. В то время, после развала колхозно-совхозной системы, в сельскохозяйственной отрасли была неразбериха. Семья Селягиных стала заниматься домашним хозяйством: держали худобу, сажали огород.

Екатерина Владимировна и Иван Андреевич прожили вместе более полувека. Старший сын Виталий живет рядом в х.Мещеряковском со своей семьёй.  Сейчас внук учится в г.Ростове-на-Дону на правоведа.

В 2007 году умер младший сын Сергей, который с детства болел сердечно-сосудистым заболеванием. В марте 2024 года скоропостижно скончался и Иван Андреевич.

Но жизнь продолжается. Хотя в судьбе Екатерины Владимировны было немало трудностей и печалей, она старается не терять своего оптимизма.

 — 26 апреля муж всегда приезжал в ст.Казанскую на торжественное мероприятие к станичному мемориалу чернобыльцев, — рассказывает Е.В.Селягина. — В этом году я собираюсь посетить мероприятие, посвященное верхнедонцам, участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, почтить их память, возложить цветы к обелиску жертвам радиационных аварий.

Екатерина Владимировна и Иван Андреевич на лыжной прогулке в Подмосковье.

На главном фото: Выполняя гражданский долг перед Родиной, И.А. Селягин(слева) полгода работал на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

И.ШАЛАЕВА.

Фото из семейного архива Е.В.Селягиной.

Искра - новости станицы Казанской