Памятники России, которые стоит увидеть вживую

Наследие нашей страны

Памятник «Родина-мать зовет!»

85-метровая скульптура «Родина-мать зовёт!» (1959-1967) — один из символов Волгоградской области, Великой Победы, да и, пожалуй, всей России. Авторы этого монументального творения — известный советский скульптор Евгений Вучетич и не менее известный инженер Николай Никитин, который приложил руку к созданию Останкинской телебашни. «Родина-мать» не может не впечатлять. И не только своими колоссальными размерами, но и смысловыми коннотациями, заложенными в её образ. Женщина символизирует Родину, которая зовёт своих сыновей в атаку: Сталинградская битва (август 1942/ — февраль 1943) переломила ход войны, но до её окончания было ещё далеко. Монумент является центральным в ансамбле «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

Покорителям космоса

Монумент «Покорителям космоса» открыли в Москве в 1964 году на волне качественного скачка в освоении внеземного пространства. Был запущен первый искусственный спутник Земли, в космос отправились первые живые существа и, наконец, первый человек — появление огромного монумента, вдохновенного этими прорывами, было предопределено. Ракета взмывает ввысь на головокружительную высоту, а за ней тянется шлейф выброшенного газа. Проект разработала группа авторов: архитекторы Михаил Барщ и Александр Колчин, скульптор Андрей Файдыш Крандиевский, инженер Лев Щипакин. По высоте монумент «Покорителям космоса» (107 метров) уступает только Монументу Победы на Поклонной горе (141,8 метров). В 1981 году в стилобате был открыт Музей космонавтики, ставший впоследствии одним из крупнейших научно-исторических музеев в России в мире.

Соединение фронтов

Возле поселка Пятиморск в Волгоградской области установлено еще одно творение Евгения Вучетича – 16-метровый монумент «Соединение фронтов». Он изображает пехотинца, танкиста, мотострелка и кавалериста со знаменами в руках.

Монумент посвящен исторической встрече подвижных соединений Сталинградского и Юго-Западного фронтов в районе Калача в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом.

Четыре товарища стоят на возвышении, на правом берегу аванпорта шлюза N13 Волго-Донского канала, который соединяет Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Северное моря.

Арка 13-го шлюза — одна из достопримечательностей Пятиморска.

Тачанка-ростовчанка

Треть памятников в России связаны с событиями Великой Отечественной войны, а этот отсылает нас к периоду Гражданской войны. Памятник, открытый в 1977 году, расположен на южном въезде в Ростов-на-Дону. Он посвящен Первой Конной Армии, а точнее, главной боевой повозке того времени — тачанке. Ее же прославляет знаменитая «Песня о Тачанке» (1937), в которой есть такие строки: «Эх, тачанка-ростовчанка, / Наша гордость и краса, / Конармейская тачанка, / Все четыре колеса!» Весь вид памятника — словно иллюстрация к этой песне. Над «Тачанкой-ростовчанкой» трудились архитектор Петр Ибалаков, скульпторы Владимир Батяй, Александр Косолапов и Анатолий Скнарин. Последний, к слову, является автором драматичного памятника «Стачке 1902 года» в том же Ростове-на-Дону.

Тысячелетие России

Памятник «Тысячелетие России» находится в Великом Новгороде. Он был установлен в 1862 году по указу Александра II в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Идею воплотили художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Общая высота памятника — 15,7 метров. Всего в композиции насчитывается 128 фигур выдающихся исторических деятелей, в том числе самодержцев, полководцев, генералов, писателей и поэтов, художников и композиторов, просветителей и общественных деятелей. Самое главное из развлечений — опознать хотя бы некоторых из них.

Тыл – фронту

Монумент «Тыл — фронту», открытый в 1979 году, возвышается на 18-метровом искусственном холме на берегу реки Урал в Магнитогорске. Рабочий, обращенный на восток в сторону заводов, передает меч воину, который смотрит на запад, где идут бои. Магнитогорск был выбран совершенно не случайно: именно здесь в огромном количестве ковали снаряды и прокатывали листы броневой стали — «Всё для фронта! Всё для победы!» Создатели воплотили идею подвига всего советского народа — и тех, кто проливал кровь на фронте, и тех, кто не щадил своих сил в тылу. Авторы 15-метровой композиции — скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Образ меча объединяет монумент «Тыл — фронту» с другими памятниками ВОВ — «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года на Чудском озере произошла битва между войсками Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, и немецкими рыцарями Ливонского ордена. Впоследствии ее назвали Ледовым побоищем (в котором, кстати, никто не тонул). Именно этой славной победе русского оружия посвящен 30-метровый монумент — самый впечатляющий во всей Псковской области. Он установлен на горе Соколиха на пути следования войск Александра Невского. Открытие монумента состоялось в 1993 году, авторами проекта стали скульптор Иосиф Козловский и архитектор Петр Бутенко. В центре композиции — сам князь верхом на коне, его окружают представители разных социальных групп — боярин, воины, ремесленники и крестьянин. По замыслу авторов, это символизирует единение народа в борьбе с врагом.

Памятник Василию Шукшину

Самый «душевный» памятник связан с именем Василия Шукшина — писателя, актера, режиссера, сценариста, которого, кажется, любил весь Союз. Он родился в селе Сростки на Алтае, и именно здесь, на горе Пикет в 2004 году был установлен 8-метровый памятник. Писателю нравилось приходить сюда, чтобы побыть наедине с собой и полюбоваться видом на родное село, горы и берег Катуни. В финале одного из его главных фильмов «Печки-лавочки» герой в исполнении Шукшина взбирается на гору и садится ровно в эту позу — памятник буквально повторяет кадр.

Мамонты

Группа из 11 мамонтов неспешно прогуливается у подножия Самаровского ледникового останца в столице Югры, городе Ханты-Мансийск. Самый большой мамонт достигает 8 метров в высоту. Эти доисторические животные стали частью культурно-туристического комплекса «Археопарк», где представлены и другие животные плейстоценового времени, обитавшие на территории Западной Сибири. Здесь и шерстистые носороги, и первобытные бизоны, и пещерный лев, большерогий олень, пещерные медведи, волчья стая. Есть и стоянка плейстоценовых людей. «Археопарк» — своеобразный музей вымерших животных под открытым небом и одна из главных достопримечательностей города.

Памятник Уастырджи

Алагирское (Ардонское) ущелье встречает гостей, прибывших в Северную Осетию со стороны Южной по Транскавказской магистрали, очень необычным монументом. Конный воин будто вырывается из скалы, устремляясь вперед. Это Уастырджи — богатырь («нарт»), один из центральных героев Нартского эпоса, покровитель мужчин, воинов и всех путников. Памятник создал скульптор Николай Ходов в 1995 году. Всадник на трехногом коне весит 28 тонн, он закреплен на высоте 22 метра с помощью металлических балок. Для понимания масштаба: размер копыта — 120 см. У подножия памятника есть смотровая площадка, где можно остановиться, отдохнуть и полюбоваться видами.

Подготовлено по материалам открытых источников.

Искра - новости станицы Казанской