В далеком 42-м…

ВОВ

Так сложилось, что Верхнедонской район стал частью истории сражений на Сталинградском направлении. На правобережье реки Дон воинами 153-й стрелковой дивизии в июле 1942 г. велась эшелонированная линия обороны. Решено было построить оборону в один эшелон, имея впереди на западном берегу полосу предполья. Населенные пункты — Водянской, Калиновский, Мрыховский, Коноваловский, Стоговской, Гормиловский, Первая и Вторая Белые Горки, Сухой Донец, Пасека, Монастырщина и Абросимово оборонялись стрелковыми ротами. Командиру 557-го стрелкового полка майору Мальцеву была поставлена боевая задача — оборонять ст.Казанскую. Штаб дивизии находился в х.Солонцовском.

8 июля немецкий самолет-разведчик долго кружил над мостом у реки Дон. А 11 июля авиация противника обрушила бомбовые удары по боевым порядкам рот и батарей, занимающих оборону предполья. Из воспоминаний В.М.Перекрестного: «Неожиданный, дикий, зловещий вой заставил оглянуться назад, на запад. Почему так много самолетов? Куда они летят? Они уже совсем близко. Не звёзды на крыльях — кресты. Строем пошли над Доном. Резче взревели моторы, а за ними посыпались какие-то чурки. Потом взрывы, взрывы и ещё раз взрывы». Это немецкая авиация совершила налёт на нашу станицу Казанскую, население которого составляли женщины, дети и старики. Страшная картина открылась после бомбардировки: разрушенный мост, гора кирпичных развалин на месте красивого старинного здания, которое занимал отдел НКВД, разрушенный Дом культуры, из-под развалин которого, где была сцена, высовывался в нескольких местах бордовый бархат занавеса, смертельно раненный солдат, погибший редактор газеты «Колхозный Дон» П.А.Бондаренко и женщины, воздевающие к небу руки и проклинающие фашистов… 

На рассвете 15 июля фашисты вышли на правый берег реки Дон и перешли в наступление в направлении Казанской. Но оборонявшие подразделения отбили первую атаку противника. Минометчики роты лейтенанта Петра Матвеевича Разума уничтожили 15 мотоциклистов и взвод автоматчиков, лейтенант Фурманов подбил 1 танк, до 10 повозок, а командир 7 батареи лейтенант Мирошников уничтожил 4 НП, 3 танка, 2 тягача, до 30 автомашин, до взвода пехоты. Храбро сражался в этом бою рядовой Тихон Алексеевич Щанкин. Во время контратаки был ранен командир. Тогда вперед вырвался солдат Щанкин и громко скомандовал: — Бей фашистов! За наших погибших товарищей, за нашего командира, вперёд! Тихон Щанкин бросился вперёд. Не обращая внимания на сильный огонь врага, он прикладом уничтожал одного фашиста за другим. Так он добежал до центра х.Водянского, где находился штаб батальона итальянцев. Застигнутые врасплох, фашисты в панике выбежали из штаба, стреляя наугад. Их было одиннадцать, а он, Щанкин, — один. У них автоматы, а у него винтовка и пара гранат. Не теряя ни секунды, Тихон метнул гранату. Пятеро фашистов были убиты. Вторая граната сразила ещё пятерых, а одиннадцатого взял в плен и привел свой «трофей» в штаб 557-го стрелкового полка. За подвиг в бою Т.А.Щанкин был награжден орденом Красного Знамени. Обороняя Верхний Дон, бойцы 153 стрелковой дивизии отразили немало атак противника, стремившегося прорваться к Дону. Это были первые бои дивизии с немецкими оккупантами. Это было боевое крещение. В результате боев за июль месяц врагу был нанесён чувствительный удар. Враг потерял до 900 убитыми и ранеными солдат и офицеров. Огнём нашей артиллерии было рассеяно до 3-х батальонов пехоты, уничтожено 3 орудия, 12 минометов, 24 танка, 14 пулеметов, около 100 автомашин, 78 повозок. За это время наши потери: убито 49 человек, ранено 107, пленных — 27, пропавших без вести — 217. Материальная часть: 2 орудия, 4 миномёта, 8 станковых пулемётов, 420 винтовок. З

За скупыми строчками оперативных сводок из журнала боевых действий 153-й стрелковой дивизии — десятки и сотни жизней наших солдат и офицеров. Так, 18 августа командиру батальона лейтенанту Судейкину была поставлена задача форсировать р.Дон и захватить выгодный плацдарм на участке Гормиловский, Стоговской. Два часа ночи. Спит тихий Дон. Но не спит ст.Казанская. Воины первого батальона под покровом ночи вышли в район переправы. Дивизионные разведчики бесшумно переправились через реку, сняли дежурных пулеметчиков противника и подали сигнал на наш берег. Началась переправа.  Вот как рассказывают выверенные строки военных документов и донесений об этих событиях (орфография и пунктуация оригиналов оставлены без изменений): «В ночь с 19 на 20.8. батальон 557 сп в составе 469 штыков начал форсировать р. Дон, переправа прошла успешно и дала возможность батальону подойти к дороге, идущей из Гормиловский на Стоговской. В 16.00 20.08 батальон в результате жестокого боя овладел Гормиловский и выс. 160,7. Противник пытался окружить батальон, и неоднократно бросался в атаку. Подтянул резервы на 30 автомашинах. Создался численный перевес противника. Бойцы, командиры и политработники в бою показали образцы мужества, героизма, стойкости. Потери были значительные. Батальон получил приказ переправиться на левый берег р. Дон».

Переправой руководил лейтенант Иван Яюс. Отход прикрывала группа коммунистов под командованием комиссара Али Абдрашитова. В критический момент боя, когда в группе комиссара оставалось не больше полсотни бойцов, а фашисты бросили танки, к нему подполз военфельдшер и попросил покинуть поле боя, как раненого. Комиссар отказался. Прямым текстом Али Абдрашитов связался с командиром полка Мальцевым: «Фашистские танки и пехота входят в Гормиловский. Военком Абдрашитов просит огня. Скорее огня по западной окраине хутора!». Рвались на западной окраине хутора Гормиловского наши снаряды. Они плотной стеной преградили путь немецким танкам и пехоте. Отряд комиссара отходил к реке. Четверо бойцов несли на плащпалатке окровавленное, безжизненное тело политрука. Его похоронили в братской могиле с его солдатами и офицерами в ст. Казанской.

После этого боя фашисты стали сосредоточивать силы на нашем участке обороны.  «29.9.42. В 20.15.28.9 противник открыл сильный арт. огонь из районов Озерской, Гормиловский по Казанской. В 21.00 под прикрытием сильного арт. огня группа противника до роты форсировала р.Дон в р-не Казанская, совершила налет на Казанскую, захватив станковый пулемет, подожгла 40 домов, безнаказанно отошла на правый берег р.Дон». «9.10.42. Под прикрытием арт. мин. огня противник силою до батальона начал переправу на левый берег в районе р.Песковатка. Противник форсировал реку Дон и начал наступление в направлении Заикин-Базки. Тяжелая артиллерия противника вела огонь по нашим батареям. Мутилинский, выс. 175, Солонцовский.  Противник захватил территорию у устья р. Песковатка и западнее на один километр. При продвижении к Базки и Заикин противник встретил сильный минометный огонь минометчиков под управлением ст.лейтенанта Федотова. Ворвавшись в Базки и Заикин, противник, поджег ампулами, частично гранатами 55 домов, но его попытка закрепиться в населенных пунктах не удалась. Так, группа автоматчиков с майором Романовым бросилась в атаку на врага и стала теснить его с с.з. окр. Заикин. В это же время группа разведчиков со ст. лейтенантом Никитиным стала отрезать немцев от переправы и создавать угрозу удара с тыла. А группа солдат во главе с командиром Шафорс, расстреливая в упор немцев уничтожила их до 20, бросилась в атаку с криками «За Родину», «За Сталина» и выбила немцев с захваченной территории. 21.00 противник был выбит из Базки и Заикин, оттеснен к берегу, опрокинут и изгнан с левого берега».

Командующий 63 Армией генерал-лейтенант Кузнецов объявил за умелое личное участие по руководству операцией командиру 557 стрелкового полка Мальцеву благодарность.

В течение октября-ноября противник активности не проявлял. Наши части совершенствовали оборону, занимались боевой подготовкой, проводили рекогносцировку (разведка для получения сведений о противнике).   «С 20 по 25 октября снайперами наших частей и частей НКВД на линии обороны было убито и ранено 306 фашистов, особенно отличились: Руденко, уничтоживший — 17 фашистов, Валянский — 15 фашистов, Киелев —  19, Подворко — 17».

В начале декабря наша авиация (самолеты 208-го авиаполка) беспрерывно бомбили передний край противника, сбрасывая десятки бомб смертельного металла на противника. По воспоминаниям итальянского офицера дивизии «Пасубио» Эудженио Корти, полк которого держал оборону в районе села Абросимово, «до начала декабря жизнь на берегах Дона казалась нам вполне терпимой. Даже когда великая русская река полностью замерзла, жизнь продолжала идти своим чередом. Периодически то там, то здесь возникали вялые перестрелки, временами включалась артиллерия, по ночам противник иногда устраивал внезапные вылазки. Но к середине декабря разрозненные ночные атаки стали значительно интенсивнее, зачастую переходя в короткие яростные баталии. Мы начали понимать, что русские готовят массированное наступление».

16 декабря 1942 г. над Доном взметнулась красная ракета. Батальоны 557 сп заняли исходный рубеж для штурма правого берега Дона. 55 мин. наша артиллерия вела огонь по позициям врага. Особый лыжный батальон совместно с танковой ротой под непрерывным артиллерийско-миномётным огнем переправились через Дон. Немцы не выдержали натиска, начали отходить. Так был создан плацдарм для основных сил армии между станицей Вёшенской и х.Нижнетиховским. Немецкие войска, упорно сопротивляясь, отходили вдоль речки Тихой. «18.12.1942 к исходу третьего дня основные силы 153 ст.дивизии заняли Стоги, Громчанский, Мрыхин, Мещеряки, Бирюки, Батальщики и развивали успешное наступление в направлении Мешково — Меловатка».

Ломая сопротивление противника, бойцы особого лыжного батальона ворвались на заречную сторону ст.Мешковской. В это время со стороны х.Назаровского выступила 110 тбр. Перед танкистами стояла задача занять Мешковскую, принять круговую оборону и не пустить части противника прорваться к Миллерово. «19.12.42 При движении 110 тбр. в районе Назаров колонна была перерезана, часть в составе: батареи ПТО, 3 танков с десантом и рации 18 тк, на которой ехал НШ корпуса майор Герасименко, нач.связи Трантин и н.ч. оперотдела капитан Морозов, остались отрезанными на подходе к Назаров от основной колонны ушедшей в Мешков. Батарея развернулась и заняла ОП, танки открыли огонь из пушек и пулемётов в темноту не видя противника, десантная рота спешилась. Противник после ракетного освещения, двумя снарядами вывел из строя батарею и открыл сильный огонь болванками и ПТ орудий по танкам. В результате боя погибли смертью храбрых начальник штаба 18 тк майор Герасименко, офицер связи Царук, сгорели 3 танка.  Услышав бой, танковая бригада атаковала противника со стороны х.Верхняковского.  По маршруту за бой Мешков уничтожено 2000 солдат и офицеров, батальон «СС», 3 танка, 12 пулеметов, 153 автомата, 45 автомашин. Взято в плен 3500 солдат и офицеров. Освобождено русских военнопленных — 1250 человек. Наши потери — танков Т-34 — 5, танков Т-60 — 6, убито 83, ранено 183». После занятия танковыми бригадами Мешковской, Верхняковского, Назаровского путь отхода итальянским дивизиям был отрезан. В ночь на 19 декабря сопротивление противника не ослабевало.

В бою за захват высоты в районе х.Мрыхинский вражеский дзот пулемётным огнём положил стрелковую роту старшего лейтенанта Валентина Соколова. Они лежали на снегу в окровавленных и замерзших шинелях. Свистела и злобствовала вьюга, словно злилась на не званного, ненавистного врага и отпевала погибших воинов, защищавших донской вольный край, российскую землю от фашистов. 20 декабря наше командование приняло решение бить из «катюш» по высотам, где скопился враг. После 15 минутного артналёта поднялись в атаку три роты отважного батальона капитана Ивана Яюса. Враг сопротивлялся до последнего патрона.  И только вечером с поднятыми руками и криками «Капут, Гитлер капут», сотнями сдавались в плен.  В 17.00 3-й пехотный полк дивизии «Челлере» с минометами и орудиями ПТО начал наступление на Мешковскую. В районе х.Суходольного в 4-х часовом бою при поддержке, подошедшей с востока 153 стрелковой дивизии, противник был разбит. Штаб дивизии уничтожен. Операцией руководил лично командир корпуса полковник Глущенко. Наши солдаты удерживали рубеж: 110 тбр-Мешковскую, Алексеевский, имея связь с 153 сд, 170 тбр — западную окраину Мешкоская-Назаровский. Все части, перехватив узлы дорог в своих районах подвижными отрядами и группами вели разведку, уничтожая бегущие, разгромленные группы противника. «20.12.42 110 тбр выступила на марш и без боя заняла Скельный (Скельновский). Противник поспешно отступил, оставив 2 танка, 2 склада ГСМ и 15 автомашин».

На рассвете 21 декабря продолжалось наступление на северной окраине х.Поздняковского.  «21.12.42. К 7.00 оперативная группа в составе 32мсбр, мспб 170 тбр, 2 Т-34, 3 Т-70, 18 танкового корпуса, 415 сп 1 сд, 3/110 сп перешла в общее наступление.

В тыл противника была выброшена танково-десантная рота. В течение всей ночи части опергруппы выполняли задачу по окружении и уничтожении противника севернее Поздняково. К 8.00 22.12.1942 г. полностью были разгромлены группировки противника, при этом уничтожено: 2500 солдат и офицеров, захвачено в плен 10000 чел., 325 автомашин с военным имуществом, 450 лошадей, 75 повозок, 22 орудия разных калибров, 6000 винтовок. 186 пулемётов. Наши потери: ранено 325, убито 200 человек».

Из воспоминаний танкиста С.А.Отрощенкова: «Когда передовые части итальянцев поравнялись с нами, по колоннам пошла команда: «Вперёд! Давить!» Вот тогда мы им с двух флангов дали! Я такого месива никогда больше не видел. Итальянскую армию буквально втёрли в землю. Это надо было в глаза нам смотреть, чтобы понять, сколько злости, ненависти тогда у нас было! И давили этих итальянцев как клопов. Зима, наши танки были выкрашены в белый цвет. А когда вышли из боя, танки стали ниже башни красные…Взяли толпы пленных в этот день. В конце марта 1943 г. комбриг по фамилии Секунда успел отправить нас, человек семь, по местам прошлых боев, зафиксировать и документально оформить подбитые танки нашей бригады… Казачки говорят: «Увозим по пятьсот человек в день хоронить, и все равно конца не видно».  Сколько мы их там набили» (А.Драбкин «Я дрался на танке», 2010 г.стр.291). Вот уж поистине «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Так, 21 декабря 1942 года, спустя пять месяцев, был освобождён оккупированный врагом Верхнедонской район. Кроме 153 стрелковой дивизии в освобождении района приняли участие многие другие подразделения нашей армии. Документы не передают тех трудностей, которые испытывали наши солдаты, идя в наступление под непрерывными обстрелами, которые вёл противник, на сильном морозе, по глубокому снегу, с неподъёмной ношей вооружений и боеприпасов. Не передают они и той безграничной радости, которую испытывал наши солдаты, идя в наступление: в тот момент они уже понимали, что это не локальное наступление, это наша армия наступает на широком участке фронта, они освобождают от врага Родину, они — воины-освободители.

Пользуясь случаем, я хочу обратиться к жителям Верхнедонского района: «Уважаемые земляки, к 80-летию Победы мы хотим собрать и опубликовать как можно больше фотографий и сведений об участниках Великой Отечественной войны. Наверняка, в каждой семье есть портрет фронтовика. Присылайте, приносите в музей фотоснимки, письма, документы военных лет своих родственников, давайте вместе расскажем нашим читателям о солдатах Победы. По всем вопросам обращайтесь по тел.8-928-120-28-61. Возврат и бережное отношение к документам гарантируем».

С.АБАКУМОВА,

директор историко-краеведческого музея ст.Казанская.

На главном фото: Командиры 153-ей стрелковой дивизии.

Ранее сообщалось, что Выплаты ко Дню Победы получили донские ветераны и инвалиды ВОВ

Искра - новости станицы Казанской