Наши станичники — участники войны и труженики мирной жизни

Ф.И.Юркин - , командир пулеметного взвода. Воевал под Сталинградом, Киевом, за Зееловские высоты, был ранен 5 раз.
Ф.И.Юркин - , командир пулеметного взвода. Воевал под Сталинградом, Киевом, за Зееловские высоты, был ранен 5 раз.Бессмертный подвиг народа

В год 80-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне и год «Защитника Отечества», объявленный президентом В.Путиным, я не мог не написать в газету о тех, кого уже нет, но они отстояли нашу Родину в страшной схватке с фашистами. Дали свободно жить нам, своим детям, внукам и правнукам. Искалеченные войной они до преклонного возраста трудились в совхозе «Мигулинский», в одном из передовых хозяйств района. Я работал здесь инженером по механизации трудоёмких процессов и был секретарём партийной организации мехмастерских, а потом и центральной конторы. Коммунисты совхоза многократно избирали меня членом парткома. Тогда тоже был юбилейный год Победы, наша большая страна отмечала 30-ю годовщину со дня окончания самой страшной войны прошлого столетия. Мне было поручено вести занятия с работниками мастерских, автопарка и строительной части. Все эти подразделения совхоза находились на одной территории и отделялись друг от друга деревянными заборами. Изучали мы в тот год историю нашего Отечества. Абсолютное большинство слушателей были участниками самой кровопролитной войны. Многие из них не имели даже семилетнего образования, поэтому очень серьёзно относились к занятиям. Когда на занятиях мы должны были изучать ход Великой Отечественной войны я подумал, а что я могу рассказать мужчинам, когда они сами прошли это горнило. Поэтому я решил дать каждому работнику задание, чтобы они рассказали о своих эпизодах военной поры.

В день занятий я сделал общий обзор темы, остановился на основных вехах войны, таких, как «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Бои за Ростов», «Освобождение Европы от фашизма» и, конечно, «Взятие Берлина» и «Наша Победа», т.е. безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии. Настала очередь говорить самим слушателям.

Первым начал свой рассказ секретарь парторганизации МТМ электрослесарь Георгий Романович Зуев. Была суровая и самая тяжелая зима 1941-1942гг. для всей страны. Враг, превосходящий нас в силе, встречал героическое сопротивление Красной Армии, но занимал все новые и новые рубежи. Они, курсанты артиллерийской школы на занятиях от офицеров знали о положении дел на фронтах. Учёба полностью перешла на практические занятия по огневой подготовке. И все понимали, что ускоренная программа — это отправка на фронт в ближайшее время. И действительно, в одну из ночей личный состав школы был поднят по тревоге.  Курсанты получили сухпаёк, погрузились в вагоны и состав пошёл на запад.  Всем сообщил, что матчасть и оружие получите по прибытии на место. В пути были не менее двух суток, высадили нас на небольшой железнодорожной станции. Отсюда строем мы отправились, как нам объяснили, на фронт. Были мы все без оружия, не считая пистолетов у офицеров, и вскоре услышали далёкие артиллерийские выстрелы. Ближе к вечеру увидели бегущего навстречу нам человека. Им оказался майор Красной Армии. Он был послан на автомобиле командованием, чтобы встретить курсантов и организовать оборону станции. Машина по дороге была расстреляна фашистским лётчиком вместе с водителем. Когда майор увидел совершенно безоружных курсантов матерно выругался. Приказал всем бежать в ближайший лес, так как вовсю были слышны выстрелы. Немцы прорвали нашу оборону. Лес был единственным спасением. Когда вновь прибывшие курсанты углубились в чащу, начался мощный артиллерийский обстрел, координаты нашего местонахождения немцы передали с самолета-разведчика, который кружил над лесом.  Курсанты приблизились к открытому от деревьев участку леса, то ли к озеру, то ли к поляне, было непонятно, так как все пространство было покрыто глубоким снегом.

Пробегая этот участок, Г.Зуев услышал страшный звук летящего снаряда или мины, и тут же раздался оглушительный взрыв. Это было озеро, лёд вздыбился, и курсант оказался в ледяной купели, как-то он смог выбраться на снег, стал соображать, что же дальше делать. Рядом с ним оказался майор и закричал, чтобы он бежал вперёд, иначе замерзнешь! В первые же минуты шинель и другая одежда замерзли на морозе и стали колом, двигаться становилось все труднее, но желание жить придавало силы. Так и не заметил, как высохла одежда, когда добежал до железнодорожного разъезда. Тут собирались новобранцы, вернувшиеся из леса, а также стоял состав с нашей военной техникой, его сюда притянули в лесистую местность со станции, последнюю часто бомбили немецкие самолёты. По приказу майора состав вернули на станцию вместе с техникой и курсантами. Все срочно приступили к разгрузке 45мм орудий, нескольких автомобилей и другого снаряжения. Курсантам выдали винтовки, патроны к ним, гранаты и несколько ручных пулемётов. Пока шла разгрузка, в это время личный состав школы очищал от снега заранее приготовленные местными жителями траншеи. Их углубляли для установки пушек и устройства блиндажей. Ночью прибыло ещё пополнение. Отошли сюда и немногочисленные отряды, все стояли насмерть и немцам так и не удалось взять железнодорожную станцию. Отсюда же их погнали на запад.  В этих боях мало кто из курсантов остался в живых. Георгий Зуев же прошёл с боями до конца войны.

Участник «Сталинградской битвы» Иван Андреевич Куренсков рассказал об этом величайшем сражении на Волге. Стояли жестокие морозы, бои шли днём и ночью без остановки.  Каждая пядь земли переходила из рук в руки почти ежедневно. Не было никакой возможности вытащить погибших с поля боя. Их было много с обеих сторон.    Своих красноармейцев хоронили в воронках от бомб и снарядов, земля была сильно промёрзшей. Из фашистских трупов выкладывали стенки и из подветренной стороны разводили костерки, чтобы хоть как-то обогреться. От тепла стенка подтаивала и разваливалась.

В один из дней командир их взвода дал Куренскову задание: найти разбитую машину и снять подшипник с переднего колеса, так как на их автомашине он рассыпался. Где бегом, где ползком по открытой местности добрался он до города.  Нашёл разбитый автомобиль, снял нужную деталь. И в это время начался вражеский обстрел из миномётов.  Иван быстро спустился в ближайший подвал разрушенного дома. Что он там увидел трудно представить. Шапку подняли волосы на голове. С немецкой аккуратностью весь подвал был уложен их трупами. В голове вертелась одна мысль: зачем, для чего пригнали этих людей в страшную «мясорубку»?

После Сталинграда, в одном из боёв Иван Андреевич получил тяжелое ранение. Вражеский осколок раздробил колено. Врачам удалось спасти ему ногу, но она не сгибалась. После госпиталя он сразу же начал работать. Одновременно строил дом, воспитывал приёмного сына, а затем и внука с внучкой. Был безграмотный, но начал индивидуальное обучение грамоте на дому у старейшей учительницы начальных классов Ирины Ивановны Елисеевой. За два года освоил программу начальной школы и успешно сдал экзамены по русскому языку и арифметике. Работал до пенсионного возраста.

Фёдор Иванович Юркин после тяжелого ранения работал механизатором.  Участвовал в посадке и выращивании государственных лесных полос вдоль правого берега Дона. Он рассказал о кровопролитных боях в Сталинграде. Здесь горела земля, плавился металл, дым застилал небо, но бойцы и офицеры стояли насмерть и победили.  Уже находясь в предпенсионном возрасте, Федор Иванович работал заведующим склада запчастей.  А в выходные дни обеспечивал работу совхозной бани.

Для Георгия Александровича Чучуева и Николая Егоровича Мелёшина война в 1945 году не закончилась. Они ещё целый год добивали бандеровские банды на Украине.  Г.Чучуев после возращения домой возглавил электрослужбу в станице. Одновременно он учился в вечерней школе и получил среднее образование. После ликвидации Мигулинского района работал главным энергетиком совхоза. В последний год перед выходом на заслуженный отдых, по состоянию здоровья работал электриком в кормоприготовительном цехе.

Совсем молодой боец-водитель Николай Кириллович Самойлов участвовал в разгроме японской армии на Дальнем Востоке.

Григорий Тихонович Вяликов, как он любил говорить-«молодой салага», на Балтике морфлотцы добивали фашистскую нечисть.

Спустя несколько дней после занятия я возвращался с обеденного перерыва в мастерские. Чтобы сократить путь, пошёл через калитку стройчасти, так было ближе. Под навесом, где размещались деревообрабатывающие станки, сидел с папиросой, опустив голову, плотник Алексей Андреевич Бабкин. Я поинтересовался его здоровьем. Он ответил, что в физическом плане все нормально, а вот в душевном — нет, даже обедать не пошёл, да и работа сегодня не ладится. Алексей Андреевич объяснил, в этот день 29 лет назад он потерял лучших армейских товарищей и что на занятиях он бы не смог рассказать об этом ужасном случае на фронте. Я, чтобы облегчить его состояние, попросил Алексея Андреевича поделиться об этой трагедии со мной, хотя я знал, что фронтовики неохотно откровенничают. Он сначала задумался, как будто заново переживал случившееся на войне, а потом стал говорить: «Наша армия уже громила фашистов за границей нашей страны. Они ещё вовсю сопротивлялись, даже на отдельных участках фронта пытались контратаковать, мы же имели хороший опыт ведения боевых действий на опережение. Так было и в этот раз. На нашем участке фронта авиаразведка докладывала нашему командованию, что в лесистой местности немцы сосредотачивают танки и пехоту. Чтобы их уничтожить ещё до наступления, нужны были точные координаты. Мне был дан приказ произвести разведку. Я отобрал шесть лучших разведчиков, в их числе был опытный радист. Результат за день был нулевой. Уже смеркалось, мы подошли к огромной поляне. На ней было сложено много больших копён сена. Приняли решение здесь переждать ночь, а утром продолжить поиски. В одной копне спрятались три человека. В другой — я с тремя разведчиками и радистом.  Ранним утром нас разбудил рёв моторов на противоположной от нас стороне поляны. Из леса один за другим выезжали танки. На ходу они рассредоточились в цель. На большой скорости неслись они по поляне, разбивая копны сена. По всей вероятности, это была «репетиция» перед боем. Стремительно они приближались к нам.  Обнаруживать себя мы не имели права, задание было бы провалено. Ждать долго не пришлось, танк разметал копну сена вместе с тремя разведчиками. В следующее мгновение другой танк лишь задел нашу копну. Мы оказались открытыми. Было шоковое состояние от случившегося, но сознание чётко сработало, мы быстро укрыли себя клочками сена. Танки развернулись и двинулись в другую сторону поляны и стали отходить к лесу, откуда выкатились ранее.  Поднялось солнце, и чтобы не обнаружить себя, мы ползком добрались до лесной чащи. Выждав время, определившись на местности, радист передал координаты расположения немецкой техники. Наши авиаторы и полковые артиллеристы выполнили боевое задание точно, попав по вражеским складам и танкам. День и ночь горела замаскированная техника противника, взрывались боекомплекты.

Под этот «салют», как только стемнело, мы на краю леса похоронили своих боевых товарищей, которые ценой своей жизни спасли сотни товарищей. Полковое начальство обещало перезахоронить разведчиков после освобождения территории со всеми почестями. Живые же продолжали гнать фашистов на запад».

На следующем занятии, с разрешения Алексея Андреевича, я рассказал остальным слушателям о трагической гибели трёх советских разведчиков. Не сговариваясь все встали, чтобы почтить память этих отважных героев.

Я написал все эти воспоминания, которые мне довелось услышать самому от непосредственных участников тех страшных событий Великой Отечественной войны для нашей молодежи, подрастающего поколения земляков, чтобы все пронесли эстафету   героизма и самоотверженности участников войны, тружеников мирной жизни и дальше, передавая истории их героических подвигов на войне из поколения в поколение, чтобы все помнили — наша мирная жизнь была завоевана десятками миллионов жизней простых людей.

В конце своего повествования хочу еще раз назвать имена участников той жестокой битвы с фашизмом. Их ратные заслуги были отмечены орденами и медалями, а за трудовую доблесть они имели правительственные награды.

Вот имена работников мехмастерских, автопарка и стройчасти совхоза «Мигулинский»: Георгий Романович Зуев, Федор Иванович Юркин, Николай Егорович Мелёшин, Иван Андреевич Куренсков, Аким Ильич Буханцов, Николай Кириллович Самойлов, Василий Георгиевич Брёхов, Алексей Андреевич Бабкин, Александр Матвеевич Вяликов, Григорий Тихонович Вяликов, Иван Афанасьевич Дёмин, Василий Моисеевич Брёхов, Виктор Николаевич Поздняков.

 Мы, станичники, всегда помним о них и гордимся их подвигами.

И.САМОЛАЕВ.

ст.Мигулинская.

Фото предоставлены Мигулинской школой и библиотекой.

Ранее сообщалось, что Ещё не всё мы знаем о войне

Искра - новости станицы Казанской