Старая фотокарточка

Бессмертный подвиг народа

Куличи готовы, яйца покрашены, работы окончены. Листаем семейные альбомы. В одном из них бросается в глаза пожелтевшая фотокарточка. С неё на нас смотрит худенький мальчишка в пилотке и гимнастёрке. Это наш отец Кожухарёв Николай Павлович. Родился папа почти сто лет назад, в 1926 году.

Николай Кожухарёв, первое военное фото отца

Братья стали вспоминать скудные папины рассказы о детстве, о войне.

Голодное детство

Папиного отца, нашего деда Павла Григорьевича Кожухарёва, забрали на фронт в первый месяц войны. Под Ржевом он попал в плен.

Осталась мать нашего папы, бабушка Наталья, одна с четырьмя детьми. Жили в землянке в глухой ремонтненской степи. Дров в тех краях отродясь не было. Русскую печь топили кизяками и «перекати-полем».

После уборки дети воровским способом собирали колоски на жнивье. Но это строго запрещал бригадир, прикрываясь каким-то указом. Почему нельзя было собирать пропадавшие на земле колоски – загадка, для всех до сих пор не решенная. Сусликам, птицам и мышам — можно, а голодным детям — нет.

Летом 1942 года старший сын Николай ушел в райцентр в военкомат.

Бабушка Наталья работала на зерновом току. Но принести домой с работы хотя бы горстку зёрен было почти невозможно. Одинокие солдатки всё же умудрялись для своих оставшихся дома детей принести по пригоршне зёрен проса и даже кое-что спрятать впрок. Женщины рыли ямки где-нибудь в огороде и засыпали в них своё сокровище вперемежку с землёй, чтобы потом промыть зерно и сварить похлёбку для голодных детей. Бригадир сам не решался отнимать скудный припас. Он пригласил сотрудника НКВД из района и указал на «злостных расхитительниц».

Бабушка Наталья по наивности прятала в ямку просо, не смешав его с землёй. Тайник нашли и изъяли, составили акт и пригрозили отдать под суд. Но не успели это сделать. Бабушка умерла от голода 31 декабря 1943 года. 1 января 1944 года отелилась коровка, но доить её было некому. Когда это случилось, двух младших детей разобрали по разным детским домам.

Старшие дети, наш папа и наш дядя Михаил, уже были на фронте. С разницей в один год они, шестнадцатилетние мальчишки, ушли воевать. Папа вернулся в 1946 году, а дядя Миша повоевал аж до 1947 года на Дальнем Востоке в Северной Корее.

Отец семейства, наш дедушка Павел Григорьевич, освободился из лагеря для военнопленных в Норвегии 9 мая 1945 года. По возвращении он мог попасть в наш лагерь на долгих 10 лет. Но длительный срок сменили на шесть месяцев работы на химкомбинате «Маяк», поскольку в плен попала вся воинская часть, находясь в окружении без боеприпасов, медикаментов и продуктов.

Разыскать двоих младших детей дедушка смог лишь в 1947 году.

Юность в шинели, сшитой из огня

Но вернемся к старенькому фото.

Мой старший брат утверждает, что фото сделано в 1942 году в Ремонтненском военкомате в день призыва папы в действующую армию. Казалось бы, обычная история, но выяснились некоторые подробности.

На момент призыва папе было шестнадцать лет, но даже добровольцев на фронт брали по исполнении восемнадцати лет! Мальчишка так рвался защищать Родину, что приврал себе два года, ведь паспортов не было. Члены комиссии видели вранье, но закрыли глаза и отправили парнишку в «учебку». Там новобранца одели, обули, подкормили.

Надо заметить, что телосложения шестнадцатилетний полуголодный солдатик был хрупкого, поэтому выдали ему самую маленькую гимнастёрку, брюки «галифе» и пилотку. Всё равно фотографу пришлось исхитряться. Для придания бравого вида бойцу на время съёмки за застёгнутый воротник гимнастёрки сзади на шее вставили спичечный коробок. С той же целью под пилотку на затылке потребовалось вложить картофелину!

Средний брат вспомнил еще один рассказ отца о фронтовой жизни. Однажды во время бесконечного марша, когда солдатики еле ноги тянули по весенней распутице, группу новобранцев обогнала полуторка. Несколько шебутных солдатиков с криком «Дядь, прокати!» догнали машину и вскочили на подножку. Наш папка тоже бросился вперед, но запутался в полах длинной шинели и упал в грязь. Когда поднялся, отряхнулся, услышал взрыв. Это в полуторку попала мина… Не осталось в живых ни водителя, ни его нечаянных пассажиров… Так большеразмерное обмундирование спасло жизнь молодому бойцу.

Мы нашли наградное фото возмужавшего сержанта Кожухарёва Николая у развёрнутого знамени 7-го инженерно-противохимического полка. С помощью ОБД «Подвиг народа» установили боевой путь части. Батя добросовестно отслужил в войсках химзащиты, заслужил несколько боевых наград и вернулся на Родину в 1946 году. Отец рассказывал, как подразделения, в которых он служил, рискуя жизнью, очищали освобождённые города от химических «сюрпризов», оставленных нацистами. Для этого нужны были находчивость, смекалка и чрезвычайная осторожность. Спешка, ошибка или другая причина могли стать причиной массовой гибели мирных жителей.

Вернулся бравый сержант с фронта с двумя орденами и несколькими медалями на груди!

От тягот своего детства и войны не озлобился. Остался оптимистом. Прекрасно плясал и пел русские и многие украинские песни. Взял в жены самую красивую девушку в селе, нашу маму. Прожил счастливо в браке более 60 лет!

Всю жизнь был новатором и реформатором. В пятьдесят лет закончил университет. Успешно трудился директором совхоза.

До самых преклонных лет сохранил гибкость ума и тела. По утрам обливался ледяной водой! В 70 лет преподал урок своим внукам: на турнике сделал «подъём переворотом» и «выход силой», а на земле сальто назад!

Нас переполняет гордость за своего отца! Эта заметка – маленькая попытка сказать спасибо тому мальчику на старенькой фотографии за жизнь, которую он нам подарил и всему его поколению, за мир на нашей земле.

Владимир КОЖУХАРЁВ,

Павел КОЖУХАРЁВ,

Лилия ХАРЧЕНКО.

Ранее сообщалось, что 1418 человек станцевали под «Катюшу» и установили рекорд России

Искра - новости станицы Казанской