Донской край. Бескрайние просторы полей золотистой пшеницы и участки степи, покрытые седым ковылём, венчают степные курганы — хранители богатой истории казачьей славы, за которую боролись и ставили выше всего.

Свободно, но тяжело жилось казакам. В борьбе за славу порой забывали обо всех радостях земных. Каждый клочок многострадальной земли щедро полит потом и кровью казаков и всех, кого в своё время приютила хлебосольная донская земля, чьи сердца крепко приросли к степным просторам. Имена многих донцов хранит память людская.
В тридцать третьем году в хуторе Алексеевском появилась большая семья из семи человек. Бежали из Белоруссии в поисках лучшей жизни. Арсентий был самым старшим, ему было двадцать четыре года. Рослый, статный, голубоглазый, хоть и не казак от роду, но чуб имел не хуже любого казака. Да и силой бог не обидел. Уважали его за покладистый характер и неистощимое трудолюбие.
Постепенно жизнь налаживалась на Дону. Легче стало и в большой семье, богаче стали жить колхозники. Верили люди в светлое будущее. Помогали друг другу. Окреп колхоз «Заветы Ильича», в нем и трудился Арсентий трактористом. С молодой, статной и красивой девушкой, не по возрасту мудрой и рассудительной, прочно соединила судьба молодого парня. А познакомились случайно на слёте передовиков сельского хозяйства. Через год они поженились и в семье появилась наследница. Отец в Валечке души не чаял. Радостно прошло шесть лет. Пропадали целыми днями все на полях, но работали с энтузиазмом.
То утро, двадцать второе июня, было особенно приветливым, многообещающим. И вдруг… Этот день стал самым страшным в семье Яковчука Арсентия. Беспощадным вихрем ворвалась в спокойную жизнь хуторян Великая Отечественная война. Какая-то гнетущая тишина установилась над степным хуторком, затаилась леденящим холодом в сердцах людей. Даже дети сразу повзрослели. Казаки старались держаться, не подавали вида, приосанивались, подолгу «гутарили» у кульстана. И вот у клуба заиграла залихватски гармошка местного весельчака Василия. Вроде бы и веселила, но как-то с надрывом разжимались и сходились меха. То там, то тут заголосили, залились в плаче казачки, уходили на фронт казаки. Вместе с односельчанами Иваном Матвеевым и Михаилом Дерябкиным провожали и Арсентия. С надеждой смотрела вслед молодая жена Александра, прижимая к подолу Валю. Тогда ещё никто не знал, что так долго продлится война, и какая горькая доля ждёт казаков впереди.
Арсентий с Иваном вместе с другими пехотинцами попали сразу на передовую. Было страшно, но во время атаки какая-то неведомая сила поднимала, подталкивала вперёд, и на время забывали о смерти, страхе, был единый порыв, плечом к плечу. Многие падали, как покошенные снопы. Арсентий слышал крики, стоны, грохот, видел «сплошной ад на земле». Так с пехотой он прошагал до столицы Венгрии. Участвовал в наступательной операции по взятию города Будапешта. Гитлер надеялся удержать территорию любым способом, не считаясь с жизнями молодых солдат. Операция по взятию Будапешта оказалась одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. В ходе упорных боёв на подступах к городу спустя два месяца после начала операции удалось полностью окружить столицу Венгрии.
Во время битвы Арсентий ходил в штыковые атаки и не переставал думать о любимых Сашеньке и Валечке, ведь ради мирного неба над их головами он уверенно шёл в бой. Молодой солдат был тяжело ранен в голову. Из госпиталя отправлял письма домой. Лечение прошло успешно, и Арсентий снова вернулся в строй.
Итогом битвы стало освобождение центральных районов Венгрии, полностью уничтожена группировка немецких войск.
Была учреждена медаль «За взятие Будапешта», которой награждались наиболее отличившиеся участники боёв за столицу Венгрии. Арсентий Яковчук тоже был награжден этой важной медалью.
А впереди новые тяжёлые бои. Битва на Эльбе тоже оставила неизгладимый след в памяти алексеевского солдата. Вспоминая этот длинный, нечеловечески трудный путь, Арсентий незаметно ронял скупую мужскую слезу.
Жив остался солдат. Но его возвращение на Родину было долгим. Сколько вёрст прошли обутые в тяжелые солдатские сапоги ноги, прежде чем он оказался в родных краях. Но домой летел как на крыльях.
А в это время Арсентия с нетерпением ждала семья. Через немалые лишения, прошли эти долгие военные годы жизни Александры. Труд был непомерный, еле стояли на ногах. Но веры в победу не теряли, словно откуда-то сверху на них сходило благословение, крепя дух. Жили дружно, не раскисали, стыдились жаловаться. Александра очень хорошо пела, и на полях хоть немного могла отдохнуть от мыслей о страшной войне. Что характерно для того времени, никто никого не обижал, относились с пониманием, помогали вдовам, матерям, получившим похоронки. А сами с тревогой и надеждой ждали почтальонку. Какой принесет треугольник, чьей рукой подписанный?
И вот, в один из августовских дней, ко двору Яковчуков повернул военный. Ладно и опрятно, как и не было четырех трудных лет, сидела на нем военная форма. В руках небольшой сундучок с нехитрыми гостинцами дочке и жене, а на гимнастерке медаль. Сбежался весь «куток». Жадно слушали рассказ солдата, прошедшего всю войну. Соседки, чьи мужья ещё не вернулись, с надеждой в глазах расспрашивали односельчанина о том, не встречал ли её милого, как будто ожидая чуда. Но по разным фронтам разбросала солдат война.
Изменился Арсентий: уходил совсем юным, а вернулся уже зрелым мужчиной. А вот привычка к труду осталась. Нетерпеливо оглядел немудреное хозяйство. Остался доволен. Даже корову-кормилицу сберегла его Александра. Сразу же включился в мирную жизнь. Да и когда было отдыхать! Вся тяжелая работа во время войны лежала на бабских плечах. Ох, как требовались мужские хозяйские руки!
Сначала Арсентий пробовал работать на тракторе и комбайне, но скоро ранение дало о себе знать. Глаз был полностью повреждён, ослеп. Поэтому на технике стало работать невозможно. Перевели его на облегченный труд, хотя так его совсем нельзя было назвать. Учётчик тракторной бригады целый день мотался как белка в колесе. Ранение ещё больше давало о себе знать. Стал работать животноводом, хотя хотелось ему сесть за руль.
В тысяча девятьсот сорок шестом родился сын Женя. А через три года на свет появился Толя. Разве ли это не счастье?!
Больше десяти лет, уже на пенсии, продолжал работать Арсентий. В хуторе Алексеевском с семьи Яковчуков брали пример, как молодые, так и семьи со стажем.
Зачем я захотела поведать об этой истории?
Почти восемьдесят лет, как закончилась самая убийственная война в истории.
Но время не властно над памятью. Эта история о моем прадедушке Яковчуке Арсентии Матвеевиче. Читая о войне, слушая рассказы её участников, диву даёшься тому, какую непосильную ношу вынесли на своих плечах советские солдаты и труженики тыла, приближая великую победу. И самая большая награда для них, чтобы помнили, чтили, гордились, продолжали их добрые дела. Мы, потомки героев, низко кланяемся им, обещаем не забывать подвига дедов и прадедов.


Полина ЯКОВЧУК, ученица 10 класса Верхнедонской гимназии.
Ранее сообщалось, об одной Истории из семейных архивов… Великая Отечественная война