Продолжила рассказ о войне Почётный житель Верхнедонского района Л.Н.Колповская, бывшая учительница и директор Мешковской школы. Любовь Николаевна из поколения детей войны. В рассказе о войне на встрече со школьниками она использовала личные воспоминания и свидетельства очевидцев. (От редакции. Воспоминания Л.Н.Колповской мы публикуем отдельным материалом).
Воспоминания Л.Н.Колповской
Как только началась война, мой отец сразу ушёл на фронт, и я егоуже больше не видела: он пропал без вести осенью 1943 года.
Летом 1942 года мне было почти 6 лет, и я помню, что немцы сначала бомбили станицу, а потом вошли в неё тихо, без боя. Странно было нам, детям, видеть на улицах так много совершенно чужих мужчин в непонятной одежде.
Уже на следующий день в наш дом вселились немцы. Нам (маме, мне и сестрёнке) пришлось жить так же, как и почти всем станичникам, в погребе. А в хуторе Павловском, говорят, многие жили в землянках, по которым спокойно могли проехать немцы на танках.
У нас забрали кур, небольшого поросёнка и телёнка. Это забирали у всех. Коров согнали в одно стадо, назвали его своим и заставили пожилого отца с сыном-подростком пасти. Однажды немцам показалось, что одной коровы нет, решив, что пастухи отдали её партизанам, они повесили и отца, и сына.
Виселицу немцы поставили в центре станицы. На ней были повешены коммунисты и партизаны, среди них три мальчика-партизана из ст.Шумилинской Кирсанов Вася, Матвеев Ваня, Морозов Миша.
Немцы очень боялись партизан и любого, кто казался им подозрительным, могли повесить на дереве в саду, во дворе.
Были случаи, когда вездесущие мальчишки делали такое, за что их могли застрелить. Моя бывшая ученица 7 класса в 1978 году Наташа М. в сочинении о войне рассказала о своём отце и его друге. «А я немцев не боюсь», — говорил её папа Иван (тогда ему было 12 лет), когда немцы заняли Мешковскую и несколько человек жили в их доме. Однажды Ваня и его друг Миша (7 лет) унесли даже ящик с патронами и опустили его в речку. К счастью, немцев во дворе не было, и они этого не заметили.
В другой раз мальчишки утащили у немца бинокль. Бинокль спрятали в леваде, куда немцы боялись ходить, а из ремня сделали кнуты. Ходили по дороге и хлопали ими. Немец понял, что это они взяли бинокль, но мальчишки не признавались. Немец хотел их застрелить. Матери плакали, просили не убивать детей, но он не обращал на них внимания. И только подошедший в это время ещё один немец успокоил его и так спас ребят.
Известен ещё подобный случай, когда немец хотел застрелить бабушку трёхлетней девочки за то, что внучка взяла его пустую коробочку из-под сигарет. На всю жизнь запомнила маленькая Катя, как бабушка стоит на коленях, плачет, а немец в вытянутой руке держит пистолет, направленный на бабушку. Как и в первом случае, их спас подошедший другой немец. Позже второй немец даже помог бабушке вылечить сильно повреждённую ногу. Он возил её на мотоцикле в свой медпункт, который находился недалеко от их дома, в здании бывшей мельницы.
Наверное, правильно заметила в своих воспоминаниях Е.А.Коновалова (Усенко), во время войны она была ребёнком, жила в х.Батальщики и, наблюдая, похожие случаи, пришла к выводу, что среди захватчиков «были фашисты и были немцы» («Искра», 20.06.2013).
Оккупанты, уверенные в том, что в нашу страну они пришли надолго, начали строить узкоколейную дорогу от станции Чертково. На строительство участка этой дороги около х.Скельновского «гоняли» женщин и подростков. Работать надо было не останавливаясь. Если кто-то пытался отдохнуть, просто постоять, сейчас же раздавался окрик: «Арбайтен!» (работать).
Рассчитывая на то, что уж зимовать они точно будут здесь, где холодно, немцы в нашем доме начали валять валенки. Мы смогли перебраться из погреба в дом. В одной комнате, где была печь, всё время в котле кипела вода, и в этой комнате повредило потолок. В другой комнате женщины перебирали шерсть весь день и до поздней ночи при лампе. Однажды от лампы загорелся потолок, пламя перекинулось на чердак, но пожар удалось остановить.
Однако захватчикам не понадобились ни узкоколейка, ни валенки. Приближался день освобождения. Очевидцы рассказывали, что часть немцев, вероятно, узнав о начавшемся наступлении наших войск от Дона, за 1-2 дня до боя спешно на машинах покидали станицу. Но итальянская 8-я армия со своим штабом была здесь, оставалось здесь и очень много немцев.
Кое-кто из жителей станицы видел, как немецкие молодые солдаты, прислонившись друг к другу, плакали и тихо говорили: «Капут, Гитлер капут…» (kaputt на немецком — разбит). Немного позже оставшиеся в живых немцы и итальянцы, сдаваясь в плен, эти слова кричали громко.
Ночь 19 декабря 1942 года, когда был бой, я помню: беспрерывно строчили пулемёты, и всё гудело. Казалось, этот сплошной гром никогда не закончится.
Но утро поразило всех необыкновенной тишиной.
Женщины, с кем мы вместе прятались (под кроватью) во время боя, осторожно вышли на улицу, увидели около колодца мужчин в белых маскхалатах, вероятно, это были лыжники особого батальона. Но самое главное – женщины услышали: они говорили по-русски!
Станица была освобождена! Наши бойцы в Мешковской не задерживались, они не шли, они бежали вперёд с пулемётами на санках!
Родители и старшеклассники приступили к ремонту здания школы, в котором во время оккупации гитлеровцы организовали госпиталь, уничтожив все парты, оборудование, наглядные пособия и библиотеку. В некоторых классных комнатах содержали лошадей. «Только в феврале 1943 года в школе начались занятия. В старших классах были одни девушки, юноши на войне. Учились всё лето. Учебный год закончился в сентябре», — так вспоминала бывшая учительница Е.А.Романова, в 1943 г. она училась в 9 классе.
Я пошла в школу в 1944 году. Столов, стульев не хватало, и ученики приносили всё из дома. Мой дедушка был столяр, и я принесла небольшую скамейку. Бумаги не было, писали на старых газетах, на книгах, чернила родители делали сами из крушины.
В первый же день после освобождения станицы начали убирать убитых. По воспоминаниям жителей станицы, тогда подростков, А.М.Шипилова и Е.Г.Насонова, а также В.Г.Верейкина, коменданта штаба Юго-Западного фронта, который находился в те дни в ст.Мешковской (в здании, где сейчас пекарня), убитых немцев и итальянцев отвозили на восточную окраину станицы. Много лет после войны родственники погибших итальянцев поставили здесь памятник. Это гранитная плита, на ней на итальянском и русском языках написано: «Здесь похоронены итальянцы, погибшие во время войны 1941-1945гг.».
Наших солдат и офицеров хоронили так: в центре станицы была выкопана большая братская могила. На дно положили солдатские одеяла и шинели, потом – ряд погибших; затем снова — одеяла, шинели, бойцы. Так была заполнена вся могила. «Всего было опущено 116 человек» (В.Г.Верейкин).
«По данным военных донесений о событиях 1942 года, на Верхнем Дону было убито 200 человек, из них только в ст.Мешковской — 116 человек» (С.Абакумова, газета «Искра»).
Как только наступило тепло весной 1943 года, все бойцы и повешенные партизаны были перезахоронены. Новая могила была выкопана рядом с первой. Перезахоронение я помню: было очень много гробов.
В 1950 году, к 5-летию Победы, был поставлен первый памятник, изготовленный в Житомире. Это коленопреклоненный солдат из бронзы на высоком постаменте со склонённой обнажённой головой. В одной руке — знамя, в другой — каска, за спиной — автомат.
В декабре 1974 года была открыта первая стела с именами партизан и воинов, погибших при освобождении станицы.
К 30-летию Победы по инициативе бывшего директора школы И.И.Назарова и с помощью П.К.Мешкова, тогда секретаря партийной организации совхоза «Мешковский», мы с учащимися 7 класса (выпуск 1977 г.) начали поисковую работу. Нашли много родственников похороненных здесь бойцов.
На празднование 30-летия Победы 9 Мая 1975 года, приезжали два сына и жена Лаврентьева Семёна Ильича из Волгограда; дочь Бодрова Григория Ефимовича из Пензенской области; сестра Серёжи Ворожейкина из Воронежской области; мама и сестра Коли Таюкина их Томска.
И только в 2018 году из Узбекистана приезжал найденный ещё в те годы Маназар Зульфикаров. Здесь похоронен его старший брат Елдаш. Маназар приезжал сюда с бригадой строителей из тех мест. Всем родственникам мы давали точный адрес.
Елдаш З., Серёжа В. И Коля Т. – все были девятнадцатилетними юношами. Если бы они были живы, им сейчас было бы по 97 лет, но…
Они погибли в 20 лет,
Навек оставшись молодыми…
Мама Коли Таюкина, возвращаясь домой на самолёте (тогда из ст.Мешковской летал самолёт до г.Миллерово), взяла на аэродроме горсть земли. «Ведь я сюда больше не смогу приехать, — горестно сказала она, — мне же уже больше 70 лет…»
Позже на празднование Дня Победы в Мешковскую приезжали и приходили те, кто освобождал станицу и остался жив. Среди них наши земляки Горин Яков Кузьмич, Бакаев Фёдор Васильевич, Верейкин Виктор Григорьевич (ст.Мешковская), Трегубцев Иван Андреевич (х.Назаровский), Дронов Георгий Захарович (ст.Казанская), Медков Алексей Васильевич (п.Алексеево-Лозовский), Комнатный Иван Филиппович (ст.Чертково).
Из Луганской области приезжал Павленко Николай Игнатьевич, гвардии ефрейтор Краснознамённого полка («катюш»). Он рассказывал: «В апреле 1942 г. я защищал Москву, а затем наш полк был переброшен на Воронежский фронт. С 16 декабря 1942 года мы начали наступление».
Многие освободители вели переписку с ребятами группы «Поиск» Мешковской школы. Работой этой группы руководила старшая пионервожатая Н.М.Ганнова.
Несколько писем присылал из Кировской области Громозин Андрей Феофанович. Из Москвы – Лысенко Семен Фёдорович, «связист 18-го танкового корпуса». Из Татарстана – Мурадымов Саид Валеевич. Его танк провалился в Мешковской на мосту через реку Тихую. Помощник Саида Валеевича погиб, а он после лечения в госпитале в ст.Шумилинской снова ушёл на фронт и воевал до конца войны.
В 1990 году к 45-летию Победы была поставлена вторая стела с именами ветеранов войны – жителей ст.Мешковской, не вернувшихся с фронта.
«Воздвигнутые памятники у нас и по всей стране напоминают нам и будут напоминать новым поколениям о героизме наших отцов, дедов, прадедов и прапрадедов, посланцев всех братских народов страны, грудью вставших на защиту Родины от врага».
Л.Н.Колповская задала внимательно слушавшим её ребятам вопрос:
— Зачем сейчас мы вспоминает, рассказываем о таких давно прошедших событиях.
Они дружно ответили:
— Мы говорим о героях Великой Отечественной войны, чтобы знать и всегда помнить тех, кто погиб, чтобы мы жили.
Любовь Николаевна назвала ещё одну важную причину: мы должны знать о войне ПРАВДУ.
Особенно это важно сегодня, потому что и сейчас продолжается политика, намеченная сразу после 1945 года американским шефом ЦРУ Алленом Даллесом: «Теперь мы бросим всё на то, чтобы оболванить, одурачить молодых людей России. Мы подменим настоящие ценности, истинные факты фальшивыми и заставим их в это поверить с помощью своих сторонников, каких найдём в их же стране». «В 90-е годы наша страна видела некоторые результаты этой работы» («Российская газета», апрель 2015 г.).
Но и сейчас находятся такие политики, какие искажают факты, пытаются заново переписать историю. Они знают, что участников войны осталось очень и очень мало, и надеются на то, что молодое поколение легко поверит в фальшивые факты.
Так что нам нужно не только знать правду о войне, не только не верить в выдуманные небылицы, но и уметь отстаивать эту правду, не позволять одурачивать себя, а в ближайшем будущем добиться того, чтобы войн совсем не было. Не было бы этого ужаса, связанного со смертью, кровью, горем.
Прогрессивные учёные-педагоги уверены, что «нынешние дети, и те, кто в школе, и те, кто ещё в детских садах, то есть те, кто составит завтрашнее общество, ПОКОНЧАТ с войнами и расовыми предрассудками.
Сейчас ученики, да и вся система образования, во всех странах слишком большое значение придают отметкам и экзаменам, забывая о том, что в первую очередь нужно воспитывать в себе такие положительные качества характера, как доброжелательность, уважение ко всем людям, умение решать любые вопросы мирным путём. А отрицательные, такие как высокомерие, ненависть, агрессивность – искоренять».
Вот что говорит о добре и о важности решения всяких вопросов мирно один из активнейших современных борцов за мир Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Добро – вот главная ценность человека. Каждый человек хочет приобрести счастье. Но счастья не может быть без доброты. Не может быть счастлив тот, кто расчищает себе дорогу кулаками. Нет ни одного человека, который достиг бы счастья таким образом. Силой нельзя добыть себе счастья. Только творящий добро, а не воюющий – счастлив».
Будем же делать всё для того, чтобы на нашей планете как можно скорее установился прочный мир. И тогда молодые люди всех стран будут встречаться не на войнах, а только на чемпионатах по всем видам спорта и на различных фестивалях.
И все народы будут жить радостно и счастливо.
Л.КОЛПОВСКАЯ,
Почётный житель Верхнедонского района.