Не раз смотрел смерти в глаза

Когда смотришь в глаза человеку, который прошёл войну, невольно задаешь себе вопрос, откуда в этом человеке столько силы, мужества, стойкости и терпения. Выстоять все беды  невзгоды, не раз смотреть смерти в глаза и не растерять своих человеческих качеств, любви к людям и смерти – вот он настоящий подвиг.

Бессмертный подвиг народа

Семён Архипович Чекунов из ст.Мигулинской пошёл добровольцем на фронт в декабре 1942 года. Попал молодой солдат в Петропавловку, в 57-ю дивизию в пехотную роту. В конце декабря наш район был полностью освобождён от немецких захватчиков. Но враг упорно не хотел отступать, и, хотя в боях за Верхний дон, он понес значительные потери в личном составе и боевой техники, прочно закрепился в селе Осиповка Чертковского района. В феврале 43-го года наши войска начали наступление на Чертково. Завязался ожесточённый бой. Здесь юные ребята, многим, как и Семёну, не было и семнадцати, прочувствовали весь ужас войны. Но преодолевая страх, они выиграли это сражение.

Затем дивизия левой стороной Дона двигалась дальше, по пути прорывая оборону немцев и освобождая местности от захвата фашистов. Так прошли Курскую, Смоленскую области, дошли до Белоруссии, где за проявленные отвагу, стойкость и мужество Семён Чекунов был представлен к ордену Красной Звезды, который он так и не получил, так как был тяжело ранен, и награда не нашла своего героя.

«Когда добрались до Белоруссии, нас охватил ужас, кругом разруха. Немцы бегут в спешке, бросая оружие, транспорт, — рассказывает Семён Архипович с волнением дрожащим голосом. – Идём по одной пустынной деревне, а оставшиеся в живых люди нас приветствуют, ликуют. На краю деревни зашли в уцелевший дом, а там женщина с ребёнком, спрашиваем у неё: «Теть! Немцы давно прошли?». Она рукой машет в сторону леса и объясняет, что минут тридцать назад. Мы к этому лесу кинулись, по болотам, по пояс увязая в жидкой каше, вышли к брошенным немецким блиндажам. Уставшие и замученные, приняли решение остаться в них на ночь. Меня и ещё одного солдата поставили в караул у штаба, охранять. Я стою, боюсь не то, что пошевелиться, боюсь даже моргнуть, курок на взводе, пристально всматриваюсь в темноту, чтоб не просмотреть чего. А напарник присел на бревно, да и уснул.

Примерно в полночь в кустах послышался шорох. Вижу: за кустами силуэт, может зверь какой? Стою затаился, а этот «зверь» вдруг распрямился в полный рост и стрелой к штабу побежал. Стрелять в него нельзя, в штабе же люди, и я, что есть сил, как закричу: «Стой! Кто идёт?». И начинаю стрелять вверх. Силуэт метнулся за угол и растворился в темноте. Утром за косогором разведка обнаружила немцев. Они отступали, но напоследок, видимо, решили показать свои «коготки». Да не получилось.

В апреле 43-го года Семён вместе со своей ротой добрался до станции Балашово. Там прошло формирование, и уже в новом составе рота была направлена на Москву. Здесь Семён с ротой автоматчиков в составе 10-й стрелковой дивизии попал под Ржев. В сентябре из роты были отобраны 12 человек, в том числе и Семён, для перехода линии фронта. В ходе операции нужно было выбит немцев с высоты, находящейся в семи километрах от Витебска. На возвышенности расположились немецкие войска, и обзор с горы позволял видеть им всё, что происходит вокруг, не подпуская к себе русских солдат.

И 12 наших бойцов отправились на свою погибель, зная, что прорвать фашистскую линию обороны будет очень сложно. Всем приказали спрятать комсомольские билеты (так как попадись в руки фашистов «внук Ленина», пыток и мучительной смерти не избежать) и взять перевязочные бинты. Первый раз у бойцов не получилось пробраться незамеченными, они попали под обстрел противника и приняли решение вернуться назад. В этом бою группа потеряла одного бойца. Но приказ есть приказ, высоту нужно взять любой ценой. Во второй попытке они выбили немцев с точки. Но какой ценой! Некоторое время солдаты держали оборону, стояли насмерть. Но силы противника значительно превосходили, а подмога не давала о себе знать. Когда прибыла помощь, в живых остался один Семён Чекунов…

«Лежу на самом верху горы, отстреливаюсь из последних сил, внизу немцы, а я один, приготовил гранату… Но, видимо, был неосторожен, и шальная пуля снайпера нашла меня», — вспоминает С.А.Чекунов.

Во время того боя он был ранен в голову. В Калинине ему сделали сложную операцию, удалив осколки. В 44-м году Семёна выписали из госпиталя и отправили по месту жительства, как негодного к службе после серьёзного ранения. Дом он не пробыл и шести месяцев, как его вызвали на военную комиссию в Алексеево-Лозовку на переосвидетельствование, признали годным к строевой и отправили служить дальше. К тому времени Семён уже оправился от ранения и был полон решимости продолжать свой ратный путь. Он был направлен на Северный Кавказ. В Нальчике Семён служил в хозяйственной части, возил для курсантов продукты, бензин и канцелярию.  Там Семёна Архиповича и застало радостное известие об окончании войны.

« Я в тот момент грузился в Пятигорске на железнодорожной станции, слышу женский крик, крик радости», — вспоминает он.

В июне 1945 года Верховный Совет принял закон о демобилизации, по которому из армии отзывались старшие по возрасту и непригодные к военной службе солдаты.

Семён Архипович вернулся в свой родной совхоз, где и проработал всю жизнь. С женой Верой Митрофановной в браке она прожили 45 лет. К сожалению, в 2002 году жены не стало. Сейчас живет С.А.Чекунов в ст.Мигулинской рядом с племянниками. Они и по хозяйству помогут, и выслушают о наболевшем.

За плечами Семёна Архиповича целая жизнь, жизнь нелёгкая, наполненная пьянящим вкусов Победы, которую по праву заслужили люди, прошедшие весь ад войны.

И.БЕРЕЗОВА. Фото автора.

Искра - новости станицы Казанской