С НАЧАЛА ГОДА НА ДОНУ ПРОПАЛО ПОЧТИ 50 ДЕТЕЙ

На Дону с начала года пропали 47 детей. Один из них — погиб, остальные — найдены живыми и здоровыми. Большинство ребят просто сбежали из дома, рассказали представители поискового отряда «Лиза Алерт Юг».

Сегодня, 25 мая отмечают Международный день пропавших детей. Дата ведет свою историю из США. В этот день в 1979 году по дороге домой пропал американский шестилетний школьник. Ребенка искали несколько лет, но так и не нашли. По данным международных правозащитных организаций, ежегодно в США исчезает более 420 тысяч несовершеннолетних, в Европе — более 70 тысяч, а в России – примерно 10 тысяч детей. Что делать, если ребенок вовремя не вернулся из школы или пропал по пути из магазина, рассказывает радио «ФМ-на Дону». 

По словам руководителя отряда «Лиза Алерт Юг» Максима Максименко, первую систему экстренного оповещения о пропаже ребенка создали в США в 1996 году. Она получила название «Amber Alert», где Амбер – имя девятилетней девочки, трагически погибшей в штате Техас, а «алерт» — тревога. Подобную систему оповещения позже создали и в России, а в 2012 году на юге страны появился отряд «Лиза Алерт».

«Это было в 2012 году, в августе. Тогда пропала девятилетняя девочка Саша Целых. Ее до сих пор не нашли. В нашей области, на сегодняшний день, мы получили уже более 4000 заявок о пропавших людях. С момента создания отряда изменилось многое. Сейчас настолько отработанный алгоритм, что наша инфогруппа многое делает уже на автомате. Это ускоряет процесс и увеличивает результативность», — рассказал Максим Максименко.  

Он отметил, при пропаже детей родители паникуют и пытаются их искать сами, раздавая фото и номер телефона ребенка направо и налево. А именно этого, делать и нельзя, уверяет Максименко. 

«Многие родители выкладывают в соцсетях, либо в группах фото пропавшего ребенка и оставляют свой номер телефона. Это очень большая ошибка — звонить туда начинает огромное количество людей. 95% звонят либо с сочувствием, либо спросить, нашелся ли. Это могут быть сотни звонков и в этом потоке теряется важная информация. Также данные начинают гулять в соцсетях по всей России. И уже без указания, в каком городе это случилось, в каком году. Ребенка нашли через три часа, с ним все хорошо, он уже стал взрослым дядей, а фотография продолжает гулять по соцсетям и остановить этот процесс невозможно. Я рекомендую, если пропал ребенок сразу обращайтесь в полицию, потом к нам, звонки будет принимать горячая линия, которая учтет каждый звонок и передаст координатору поиска», — посоветовал руководитель отряда. 

По словам опытного поисковика, 98% заявок — это поиски в городской среде, остальные — в природной. Максименко уверен, что нельзя отчаиваться, сдаваться и прекращать поиск.

«Если обращение случилось в первый день пропажи, то, если это никакой-нибудь несчастный случай, то по статистике почти 80% находят быстро и живыми. Обращение на второй день снижает вероятность хорошего исхода на 50%. Дальше — уже не предсказуемо. При этом у нас в практике был поиск почти трехнедельный, 10-летнего парня, который закончился благополучно. Это была не природная среда. Это был город. Ну вот такой «талантливый» парень попался», — вспомнил Максименко.

Статистика полиции немного отличается. О подростках, которые ушли из дома, рассказал инспектор отдела ПДН ГУ МВД России по Ростовской области, капитан полиции Дмитрий Кушнаренко.

«В текущем году на территории области полицией зарегистрированы сообщения о 112 случаях самовольного ухода детей из дома. В течении суток полицейским удалось найти 74. К счастью, в отношении них не было совершено никаких противоправных действий. В настоящее время полицейские проводят мероприятия по розыску четырех несовершеннолетних. Можно выделить основные причины ухода: желание вести самостоятельный образ жизни, то есть быть независимым и неподконтрольным родителям,  конфликтные ситуации в семье, и склонность к беспечному времяпрепровождению, без каких-либо обязательств», — пояснил Кушнаренко. 

Большая часть так называемых «бегунков» — подростки в возрасте от 15 до 17 лет. Еще одна также значительная часть уходящих из дома — от 11 до 14 лет.

Если ребенку некомфортно в семье, его обижают в школе, он может позвонить по молодежному телефону доверия и рассказать о своих проблемах. Но те, кто хочет сбежать из дома, делятся своими планами неохотно, отметила руководитель отдела кризисного консультирования на телефоне доверия Марина Золотухина. 

«Если говорить про статистику, запросов «я собираюсь уйти из дома»  не так много, на все обращения это 1-2%. Главная задача при обращении деток, выяснить в каком состоянии сейчас находится ребенок, какие намерения уже сформировались, и помочь ему найти в его окружении тот ресурс, который поможет ему сохраниться», — пояснила Золотухина. 

Психолог этой организации Татьяна Алиева рассказала, что недавно была создана дополнительная линия доверия — текстовое консультирование, которая уже показала свою эффективность. 

«В тестовом консультировании, дети описывают проблемы, делятся всем. Ведь для них это обычный формат общения. И у нас есть возможность помочь таким детям. Если говорить о тех, кто сбегает из дома, или хочет сбежать — это от отчаяния, от того, что им кажется, будто их не понимают и их не слышат. Таким детям, как правило нужно, чтоб их выслушали, признали их полноценность. Потому что чаще всего родители не успевают за взрослением детей, и ограничиваются рекомендациями вроде, надень шапку и вытри нос. Или «откупаются» деньгами. А человеческий фактор упускается, ребенок чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным», — рассказала Алиева. 

Девиз международного дня пропавших детей – «Вместе мы приведем их домой!». В поисковом отряде «Лиза Алерт Юг» только в инфогруппе около 40 человек. Они работают в соцсетях, распространяют ориентировки, прозванивают медучреждения и держат связь с заявителями. На поиски на улицы города или в природную среду выходят от 30 человек.. Добровольцы на поиски нужны всегда. Если вам больше 18 лет — присоединяйтесь, пригласил Максим Максименко. 

По материалам DON24.RU.

Искра - новости станицы Казанской