Перед выпускником исторического факультета открыто множество профессиональных дорог: государственный деятель, преподаватель, библиотекарь, заведующий архивом, учёный, археолог, журналист, кинорежиссер, социолог. В Южном федеральном университете уже в четвертом поколении трудится семья, члены которой освоили все эти профессии.
Музей истории Южного федерального университета занимает один из самых красивых залов Главного корпуса ЮФУ, абсолютно каждый студент вуза хотя бы раз бывал там на каком-нибудь мероприятии.
Большинство вещественных экспонатов бережно сохранил и оформил для выставки доцент кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ Андрей Бойко.Большую часть хроники и документалистики, которую хранит интерактивный стол музея, запечатлела на плёнку сценарист и режиссер университетской киностудии Людмила Максименко, мама доцента Бойко.
А один из старейших документов музея — диплом выпускника Ростовского Педагогического Института 1938 года по специальности «история» — принадлежит родоначальнику этой исторической династии.
Один из первых комсомольцев Украины и заслуженный учитель РСФСР
Тютюнников Фёдор Кириллович родился в 1904 году в селе Хоружевка Сумской области в семье бедных крестьян.
Его родители как до Октябрьской революции, так и после имели скромное хозяйство. Осенью и зимой его отец Кирилл Тютюнников работал плотником. Фамилия их образована от слова «тютюн» — так казаки называли табак.
В Хоружевке ещё пели старую казачью песню «Ой на горе жнецы жнут» с такими словами: «А позаду Сагайдачный, шо проминяв жинку на тютюн та люльку, — необачный». А также в детстве Федя Тютюнников видел, как в его селе курили «тютюн» вообще все: мужчины, женщины, старики и даже подростки — казачья традиция.
За красивый бархатный вокал и безупречный музыкальный слух Федю приняли в церковный хор, и настоятель храма в местечке Ромны лично занимался его образованием. Затем он закончил ремесленное училище.
«Прадедушка всю жизнь преподавал, руководил школами, то есть работал головой, но как работать руками, он никогда не забывал. Я из детства помню, что он всей нашей семье чинил обувь, а потом даже меня этому научил», — вспоминает Андрей Бойко.
Октябрьская революция застала Фёдора 14-летним, и он был одним из первых ребят с окраины страны, кто вступил в комсомольскую организацию.
«Уже в 1970 годы комсомольцы села Хоружевка отыскали дедушку в Ростове, привезли в подарок картину и долго сидели у нас в гостях, пили чай и слушали истории о его жизни», — рассказала Людмила Максименко.
А историй было много. Родное село он покинул в годы Гражданской войны, спасаясь от бесчинств, которые устраивали по всей Украине войска Петлюры и Махно. На дорогах войны и эвакуации он встретил свою будущую жену — Наталью Ивановну Парасотченко.
У её отца была пчелиная пасека, но не очень большая, так, пара сот, отсюда и фамилия — Парасотченко. Тётя Натальи Ивановны была монахиней, а когда монастырь разогнали, она стала ходить по деревням и селам и учить детей грамоте по дореволюционным книгам, и так она прожила до середины XX века. В семье Бойко-Максименко по сей день хранятся её священные книги.
А вот другая реликвия, в некотором смысле противоположная по смыслу, не сохранилась после неоднократных переездов семьи. Это были солдатские сапоги, подаренные Наталье Ивановне лично Львом Троцким за то, что она в годы Гражданской войны шила одежду красноармейцам в отряде командира дивизии Дмитрия Жлобы.
На Дону новым домом для многих украинских переселенцев стало село Гуляй-Борисовка, известное своими ярмарками. Фёдор с Натальей поселились в хуторе неподалеку. Официально они поженились только перед тем, как Фёдор Кириллович ушел офицером на фронт в Великую Отечественную войну, к тому моменту они жили душа в душу уже больше 20 лет и воспитывали двух дочерей — Этолию и Александру.
Необычное имя для старшей дочери Фёдор Кириллович выбрал из-за своей любви к истории древнего мира. В Гуляй-Борисовке его как самого образованного жителя назначили директором школы, и параллельно он преподавал все гуманитарные дисциплины. Но куда больше он гордился своей учительской работой в селе Куго-Ея Егорлыкского района, ведь там он создал школу с нуля: он руководил строительством, набирал учителей, учеников, налаживал образовательный процесс.
Его жена играла в сельском театре и состояла в женсовете. Она никогда не получала образования кроме двух классов приходской школы и не умела грамотно расставлять знаки препинания на письме, но писала и читала бегло, и именно она, а не её очень грамотный муж, научила читать дочерей, а позже и внуков.
В 1935 году Фёдор Кириллович поступил на заочный курс исторического факультета Ростовского-на-Дону педагогического института (сейчас — ЮФУ). И 31 июля 1938 года ему была присвоена квалификация преподавателя истории средней школы, хотя на деле он эту квалификацию уже давно подтвердил.
Среди его учеников, остававшихся всю жизнь благодарными своему учителю, был Иван Бондаренко — советский государственный деятель, почётный гражданин Ростова-на-Дону. В 1961 году Фёдору Тютюнникову присвоили звание Заслуженного учителя РСФСР.
Лектор «Знания» и ветеран труда
Этолия Федоровна Тютюнникова (Заметина) родилась 20 июля 1924 года. Она вошла в то поколение школьников, которые отметили свой выпускной 21 июня 1941 года, а на следующее утро началась Великая Отечественная война.
Она успела поступить на биолого-почвенный факультет РГУ (сейчас — ЮФУ), но в сентябре студенты вышли не на занятия — они были брошены в помощь фронту и тылу: рыли траншеи, помогали убирать урожай. А потом Этолию отозвали в Егорлыкский район, ей с мамой и младшей сестрой было поручено важное задание — спасать колхозный скот. Коров нужно было перегнать в сторону Калмыкии, чтобы они не умерли в пути, не заболели, были накормлены и напоены. В условиях холодной зимы 1941 каждой корове нужно было 40 вёдер кипятка — для питья и размачивания соломы. За этот подвиг Тютюнниковых наградили медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»: Наталью Ивановну, Этолию Федоровну и Александру Федоровну, которой было всего 14 лет.
После войны Этолия не вернулась на биолого-почвенный факультет, а стала искать себя. Год она проучилась в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — РГУПС), где встретила будущего мужа — Ивана Заметина.
В итоге она всё же пошла по стопам отца и окончила Ростовской пединститут, получив профессию историка. Из-за рождения дочери Людмилы перевелась на заочное отделение. Параллельно с учебой она работала в библиотеке РГУ. Сейчас Зональная библиотека ЮФУ имени Юрия Жданова находится в историческом здании особняка купца Парамонова, а тогда все фонды книг хранились на Горького в здании нынешних юрфака и экономфака ЮФУ.
«Тогда в этом здании была библиотека и физфак. Четырехлетняя я приходила к маме на работу и убегала к физикам, потому что они всё время показывали что-то интересное, а их мастер-стеклодув выдувал мне разные стеклянные игрушки», — поделилась Людмила Максименко.
Позже Этолия Федоровна преподавала историю в школах и колледжах, там, куда их семья переезжала благодаря назначениям мужа. Одновременно она была лектором общества «Знание» — так её лекции становились достоянием не только её прямых учеников, но и всех желающих. Она собирала полные залы библиотек и лекториев, потому что в её рассказах история оживала.
«Бабушка рассказывала, что стала историком скорее в силу семейной традиции, чем от большого желания, но уже потом она всем сердцем полюбила преподавать. Её мечтой была ботаника и разведение цветов, но эту страсть она смогла удовлетворить на своих самодельных клумбах», — поделился Андрей Бойко.
Много лет Заметины прожили в Новочеркасске и наконец вернулись в Ростов, где Этолия Федоровна надолго стала преподавателем истории в Ростовском институте народного хозяйства (сейчас — РГЭУ «РИНХ»). Доцент Бойко, изучая личное дело бабушки узнал, что в РИНХе ей доверяли воспитание абитуриентов, поступающих на подготовительный факультет — это нередко был контингент из тех, кто видел в экономической специальности способ заработка лёгких денег и без уважения относился к науке. После общения с Этолией Федоровной они менялись в лучшую сторону.
Депутат Верховного Совета СССР и друг казаков
Иван Ильич Заметин родился 27 августа 1919 года в Белоруссии, в селе Барановичи в многодетной крестьянской семье. Он с юношества решил, что станет железнодорожником, окончил по этой специальности политех в Витебске.
Когда он служил в Ленинграде в войсках особого назначения, началась Великая Отечественная война, его полк бросили на Северный Кавказ в окрестности Орджоникидзе оборонять стратегические высоты, куда направлялась элитная дивизия фашистов «Эдельвейс». Всех участников той битвы через пять лет наградили Орденом Славы III степени. В ноябре 1942 года Ивана Заметина тяжело ранили, он чуть не потерял ногу.
«Уже через много лет он вернулся на это место и нашёл там памятник и братскую могилу, где лежали большинство его сослуживцев. С удивлением отец обнаружил, что на могиле есть и его имя — его тоже сочли погибшим», — рассказала Людмила Максименко.
После войны он вернулся к железным дорогам, поступил в РИИЖТ, встретил свою Этолию. Благодаря прекрасным литературным и организаторским способностям и таланту оратора его постоянно выдвигали на комсомольскую и общественную работу, и именно это определило его судьбу.
«У меня оба деда Иваны. Дед по отцу после войны продолжил карьеру в армии, носил форму, и маленький я называл его «дед Иван-солдат». А отец матери, Иван Ильич, носил официальный костюм, поэтому его я называл «дед Иван-простой». И только повзрослев, я осознал, что как раз-таки он и был самым непростым человеком из всех, кого я встречал. Родившись в бедной семье в белорусской деревне, он стал депутатом Верховного Совета СССР. В его доме одновременно гостили два нобелевских лауреата: Чарльз Перси Сноу и Михаил Шолохов. Иван Заметин был как раз таким человеком, о котором можно сказать, что он сам ковал свою судьбу», — подчеркнул Андрей Бойко.
В определенный момент Иван Ильич ярко осознал силу и ценность истории как науки и вслед за женой поступил в пединститут на историка. В 1954 году он уже защитил кандидатскую диссертацию на тему истории развития комсомольского движения и работы с молодежью в СССР.
После защиты его тут же забирают на партийную работу: руководить горкомом комсомола, преподавать марксизм-ленинизм в Новочеркасском зооветеринарном институте.
«В Новочеркасске мы жили в профессорском общежитии, и каждое утро во дворе выстраивалась очередь людей из всех окрестных районов — ветеринарные врачи института в свободное от работы время вели врачебную практику на людях. Это были выдающиеся доктора», — отметила Людмила Максименко.
Иван Заметин стал сперва первым секретарём горкома партии в Новочеркасске, затем в Ростове. И наконец Иван Ильич стал председателем облисполкома Ростовской области, то есть, говоря сегодняшним языком, губернатором региона.
Его друг Михаил Шолохов называл Ивана «президентом Дона». Их дружба с писателем строилась как на общих интересах, например, к истории и казачеству, так и на совместных проектах. Шолохов как мог помогал своей родной станице Вёшенской: построил там школу, кинотеатр, посодействовал развитию инфраструктуры. Но именно Иван Заметин сделал всё это возможным с организаторской точки зрения: он принимал на баланс региона щедрые подарки автора «Тихого Дона».
Заметин также встречал все приезжающие в Ростовскую область официальные делегации, в том числе иностранные. Он угощал караваем из донской пшеницы Никиту Хрущева, близко дружил с маршалами Семеном Будённым, Иссой Плиевым, писателями Анатолием Сафроновым и Виталием Закруткиным.
Именно при Иване Ильиче был отремонтирован пострадавший в годы войны Войсковой собор в Новочеркасске. Нужно было обладать недюжинной смелостью, чтобы в годы, когда Хрущев обещал «показать по телевизору последнего попа», получить бюджет на восстановление храма. Уже в 2001 году, когда в Новочеркасске собрался Большой Круг казаков, Иван Заметин был приглашен как почетный гость, и казаки кричали ему: «Любо!» в знак благодарности за поддержку казачества в те годы, когда оно было не в чести.
С 1965 по 1973 годы Иван Ильич Заметин был ректором Межобластной высшей партийной школы в Ростове-на-Дону, затем профессором РИИЖТ, а в последние годы жизни удалился от городского шума в деревню.
«Главной чертой волевого характера деда было то, что он всегда и везде умел найти себя. Он одинаково комфортно чувствовал себя в любой должности: как руководитель, как преподаватель, как старший коллега. Про свою работу в РИИЖТ он говорил: «Я тут работаю почетным дедушкой». И действительно, в университете любили, когда он на праздники приходил во всех орденах», — рассказал Андрей Бойко.
По словам дочери, даже в деревне Иван Ильич сохранял эту интеллигентскую кость: выходил на балкон своего дома и чинно приветствовал односельчан. А они называли его «наш Ильич» и шли за советом. До последних дней он сохранял живой ум и мог дать объективную оценку актуальной политической обстановке.
Музейный искусствовед и почетный кинематографист России
Людмила Ивановна Заметина (Бойко-Максименко) родилась 10 августа 1949 года, была средним ребенком в семье.
Она ещё школьницей появилась в Ростовском государственном университете, а именно в кружке, который стал предвестником секции археологии Донской академии наук юных исследователей. Сейчас ДАНЮИ носит имя Юрия Жданова, а тогда Юрий Андреевич и другие ведущие учёные ещё лично поддерживали такой формат подготовки юниоров науки.
«Я пришла в университет искать, есть ли тут кружок археологов, а его не оказалось. Но учёный Юрий Ефанов уже тогда вовлекал преподавателей и студентов РГУ в археологические работы в составе Кобяковской экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Так археология вообще пришла в Южный федеральный университет. Но у Юрия Павловича были знакомые ребята в разных школах города, и он-таки сделал для нас этот кружок», — вспоминает Людмила Максименко.
К поступлению на истфак Люда готовилась по вузовским учебникам и на полевых практиках в Танаисе. Как только она узнала, что поступила, Ефанов забрал Людмилу копать курганы в Койсуге. Учебный год начался, и староста по группе весь сентябрь докладывал преподавателям, что Заметина отсутствует, она в экспедиции, а одногруппники только удивлялись, как можно оказаться в экспедиции в первые же дни в вузе.
В РГУ Людмила погрузилась в науку, выступала на научных конференциях, прошла практики и стажировки в лучших музеях страны. В Ленинграде её и других инициативных студентов по кладовым водил Борис Пиотровский, отец нынешнего директора Эрмитажа, а в киевском институте археологии — именитый ученый Станислав Братченко. К этому моменту Люда вышла замуж за своего однокурсника Леонида Бойко и взяла его фамилию, у них родился сын Андрей. Их брак продлился недолго, но они умудрились остаться добрыми друзьями.
«Характер мамы и по сей день не перестаёт меня удивлять, поскольку несмотря ни на какие жизненные трудности она никогда не теряла своего бесконечного оптимизма. У неё были силы всегда и на всё, и при этом у любой её работы в основе было нравственное начало. Она ведь работала, грубо говоря, в шоу-бизнесе, и была там востребована, хотя все её статьи, сценарии и фильмы – это в какой-то степени философские труды по этике. Вот как на телевидении неблагополучных девяностых годов мог достичь успехов человек, главный мотив жизни которого — это стремление донести, что такое культура? А мама смогла, и была звездой», — рассказал Андрей Бойко.
Первым местом работы Людмилы Ивановны после защиты диплома стал Музей изобразительных искусств. Там все её интересы сошлись воедино: живопись, музыка, история, археология, публичные выступления. Коллектив постоянно отправлял молодую сотрудницу выступать от имени музея в городском лектории. Первая же лекция была посвящена археологии — «Сокровища донских курганов», и народ охотно ходил. Затем она провела реэкспозицию в отделе археологии Новочеркасского музея донского казачества, который сейчас стал культурным очагом города.
«Всю мою жизнь, где бы я ни работала, везде были востребованы мои краеведческие и археологические темы, и у меня получилось остаться историком и на телевидении, и в кино», — подчеркнула Людмила Максименко.
Научно-популярные материалы Людмилы Ивановны охотно брали печатные издания: «Вечерний Ростов», «Молот», «Комсомолец». Ростовская телестудия заказывала ей сценарии. Затем появилась вакансия искусствоведа в ростовском филиале московского института «Спецпроектреставрация»: нужен был человек, способный погрузиться в тему исторического облика зданий и с позиции учёного, и с позиции художника.
В эти годы Людмила Бойко изучала многие научные источники о том, как выглядел быт, архитектура и костюм донских казаков в XVIII–XIX веках, убеждала различные органы власти, как правильно восстанавливать казачьи церкви, как изображать казаков в кино. Именно она нашла в архивах Москвы и Питера имя первого профессионального живописца из числа казаков — Андрея Жданова и виды неизвестной архитектуры Дона XVIII века. Она одна из первых высказала мнение, что казачество — это не просто сословие, а самостоятельный культурно-этнический феномен. Сейчас это общее место в вузовских учебниках истории, а в СССР историю казачества намеренно замалчивали.
«В реставрации у меня был очень свободный график, и появилось больше времени, чтобы писать телевизионные сценарии обо всех моих находках в библиотеках и архивах. Однажды я принесла на телевидение такой объёмный материал, что моя знакомая редактор литературно-драматического вещания буквально сказала мне — вот сама, мол, и снимай», — рассказала Людмила Максименко.
Когда со сценариями Бойко познакомилась вся редакция, ей доверили самой провести цикл программ «По следам старых мастеров». Так началась её полноценная телевизионная карьера. А с 1987 года её судьбой стала Ростовская киностудия, поскольку тексты Людмилы лучше ложились на документальное кино, чем на телевизионные передачи.
«Первые годы в кино я работала с «мусором». Мне отдавали пленки с кадрами, которые ни для чего не сгодились, а я должна была их так сюжетно объединить, чтобы рождались фильмы. И у меня это сразу начало получаться», — признается Людмила Максименко.
Если фильм получал награду, вся команда, работавшая над ним, получала премию. Поэтому были режиссеры, к которым операторы, монтажеры и другие сотрудники киностудии выстраивались в очередь, чтобы поработать на одних проектах, и Людмила Ивановна как раз была таким режиссером. При этом все прекрасно знали, о какой услуге она попросит взамен — после рабочего дня на городской киностудии зайти и помочь на киностудии Ростовского государственного университета.
Людмила продолжала общаться и дружить с академическим сообществом историков университета, в 1993 году стала женой археолога Владимира Максименко. И она горячо поддерживала стремление вуза сохранить свою историю в ожившем виде — на пленке, поэтому вовлекалась сама и вовлекала коллег из киностудии в съемки документальных фильмов про РГУ. Сегодня они хранятся в Музее истории ЮФУ на мультимедийном столе.
Первый социолог Дона
Леонид Иванович Бойко родился 2 марта 1947 года в Ленинграде в семье военного врача, начальника полкового лазарета, вскоре отца перевели в Новочеркасск, где Лёня закончил Суворовское училище.
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов в Ростовском государственном университете появлялись новые молодые науки. У биологов – генетика, у филологов — этнолингвистика, и историки не оставались в стороне. Археология Дона тоже была еще нераскрытой книгой, но принципиальной новизной отличалась социология. Её называли лженаукой и служанкой буржуазии, но потихоньку всё же занимались.
Юрий Колесников, сегодня — главный научный сотрудник Северо-Кавказского научно-исследовательского института экономических и социальных проблем, а тогда — молодой и инициативный преподаватель, организовал для студентов социологическую лабораторию, где они проводили пилотные исследования, учились создавать соцопросы.
Людмила Заметина заглядывала в соцлабораторию, как только находила свободное время, но его из-за раскопок было не так много. А вот её однокурсник и первый муж Леонид Бойко увидел в этом дело всей своей жизни. Во многом благодаря работе Леонида Бойко в ЮФУ сегодня существует Институт социологии и регионоведения.
«Отец был учёным, в подлинном смысле учёным, потому что любое знание было для него самоценным. Если был какой-то вопрос, он знал, как найти на него ответ, и в результате он обладал ёмкими энциклопедическими знаниями. Талантом, за который его ценили коллеги, было умение облекать «длинные» мысли в короткие предложения», — поделился Андрей Бойко.
Когда в постсоветской России стали проводиться выборы, именно социологические прогнозы Леонида Ивановича оказывались наиболее точными. В самые тяжелые годы, когда в университете не платили зарплаты и бывшая жена, и сын работали у Бойко-старшего в коммерческой компании по обработке анкет соцопросов — это ремесло продолжало быть выгодным.
Учитель археологов
Владимир Евгеньевич Максименко родился 14 сентября 1939 года в Анапе. Его отец погиб на фронте, а мать сперва была подпольщицей и расклеивала по оккупированному городу антифашистские плакаты, а в 1943 году обеспечивала связью Крымскую операцию, поскольку работала телефонисткой.
Владимир закончил истфак РГУ и остался работать в университете с 1962 года. Он стал самым известным специалистом по скифо-сарматской археологии и истории и первым на Юге России защитил докторскую по археологии. На его находки приезжал посмотреть всемирно известный Тур Хейердал, и после разговора с Максименко норвежец окончательно убедился, что будет искать Асгард на Дону.
«Владимир Евгеньевич был ещё и бардом. Из каких бы краёв ни приезжали археологи к нам на юг, с собой они увозили его песни. Они и по сей день их поют, наверное, уже и не зная автора», — добавила Людмила Максименко.
Владимир Евгеньевич был выдающимся ученым и исследователем, но его собственные научные достижения меркнут в сравнении с его славой учителя и организатора. В 1986 году он возглавил кафедру Древнего мира и Средних веков, а также стал деканом истфака. Факультетом он руководил историческим до 1991 года, а кафедрой — до 2009 года. Под его руководством было защищено 16 кандидатских диссертаций. Представьте — 16 выдающихся археологов, кандидатов наук, каждый из которых хоть в чем-то превзошел своего учителя — вот вклад в науку, который никто не сможет повторить.
«Я по сей день разбираю архивы профессора Максименко, дорабатываю и публикую недописанные им статьи, а главное – преподаю и организовываю студенческие практики по его наработкам, потому что именно в организации археологических экспедиций ему не было равных», — подытожил Андрей Бойко.
Востребованный учёный и неутомимый практик
Наследником династии в современном Южном федеральном университете является Андрей Леонидович Бойко — кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира, руководитель археологических практик у студентов Института истории и международных отношений ЮФУ.
Он родился 12 августа 1970 года и с детства был окружен историей. У них дома была невероятной широты библиотека, и родственники из династии историков с радостью делились своими знаниями. Дедушка Иван Ильич рассказывал внуку про отечественную историю, бабушка Этолия Федоровна – про историю древнего мира, мама с детства брала на раскопки и на съемки, а папа и отчим уже в студенческие годы показали, какие перспективы существуют в науке, Андрей Леонидович так и вспоминает их — Отец и Учитель.
Андрей Бойко начал свою трудовую карьеру в 13 лет — в качестве внештатного лаборанта сектора археологии Азовского краеведческого музея. К моменту поступления в вуз он уже имел опыт больше, чем у некоторых преподавателей, в 18 лет сам руководил археологической экспедицией, однокурсники приходили на практику под его руководство. Андрей Леонидович вспоминает, что даже рецензировал работу своего преподавателя как независимый эксперт от музея.
С 1992 года он работает в Южном федеральном университете, после 2000 года – защиты кандидатской диссертации в звании доцента – является разработчиком и руководителем нескольких бакалаврских и магистерских программ, реализуемых университетом, руководит аспирантами и соискателями кандидатских степеней по отечественной истории и археологии.
«Почему я восхищаюсь Андреем как учёным, так это потому, что он всегда работает с первоисточниками. У него свыше двухсот научных публикаций различного уровня, и все полностью оригинальные. Нет ни одной, где он просто анализирует работы других источников, — каждый раз он вводит в научный оборот факты, о которых никто не знал. У него монография по городищу Танаис, который, как всем казалось, уже изучен вдоль и поперек, а Андрей берет и находит то, что все остальные упустили», — с гордостью говорит о сыне Людмила Максименко.
Андрей Бойко входит в редакционную коллегию междисциплинарного рецензируемого научного журнала «Новое прошлое / The New Past», а также много лет подряд издает собственный сборник научных работ молодых ученых «Рубикон». Благодаря его работе и в ЮФУ, и в Азовском краеведческом музее-заповеднике студенты всегда знают о последних новостях из мира археологии и сами участвуют в реальных и актуальных экспедициях.