Работать, пока есть силы

Владимир Лазаревич Шальков работает директором ООО «Начало», образованного в 1997 году после развала совхоза «Мешковский». Вся его жизнь и трудовая деятельность связана с родным хутором Скельновским. Здесь на своей малой родине он на практике ощущает, как угасает жизнь в таких небольших отдалённых хуторах.

В Скельновский газ так и не провели. Старая каменная дорога порядком разбита. Нет ни школы, ни магазина. Хлеб с «Мешковской пекарни» подвозят два раза в неделю. За остальным скельновцы ездят в Мешковскую на еженедельную ярмарку. В 90-е годы в Скельновском было до 30 жителей, а потом пошло резкое сокращение. Некоторые хуторяне переехали в Мешковскую, где есть газ, молодёжь разъехалась по городам, многие старики поумирали. Сегодня в Скельновском осталось 15 человек, из которых 10 пенсионеров.

Общество

Владимир Лазаревич стал работать в совхозе сразу после службы в армии. Был и трактористом, и шофёром, потом механиком и управляющим отделения. В 1997 году после распада совхоза небольшое количество работников, которые не захотели войти в состав ТНВ «Титов, Коршунов и компания», образовали ООО «Начало», избрав директором Шалькова. Начинало хозяйство с 280 гектаров. Постепенно прибавляли землю, доведя на сегодня до 700 гектаров. Но процветающим «Начало» так и не стало. «Как начинали с совхозных долгов, так с них и не вышли, — констатирует положение дел В.Л.Шальков. – На сегодня в хозяйстве из крупной техники имеется два «Кировца» и два комбайна, один из которых ещё старый советский. Да и нас штатных работников тоже двое – я да тракторист. На сезон приглашаем ещё парочку механизаторов. Минувший сельскохозяйственный сезон, рекордный для области и района, наше хозяйство не порадовал. Подсолнечник и кукурузу полностью не успели доубирать из-за дождей, а собранная пшеница неважного качества. Но как бы не закончился прошлый сезон, а на носу уже новый. Сейчас в феврале готовим топливо и семена на новую посевную».

Но за заботами о своём предприятии, Владимир Лазаревич не забывает о родном хуторе и своих, в основном пожилых, земляках. С 90-х годов он постоянно избирается местным депутатом вначале сельского совета, а теперь сельской администрации. Он знает, что для хуторян огород – большое подспорье в хозяйстве. Поэтому кому требуется, всегда его поможет вспахать. Ещё в Скельновском всегда была проблема с водой: старая водонапорная башня регулярно протекала, и никто её менять не собирался. Шальков, став руководителем сельхозпредприятия, постоянно «латал» водонапорную башню с помощью сварки. Но, в конце концов, водяную проблему решили, пробурив в каждом хуторском дворе водяную скважину.

Тут надо отметить, что В.Л.Шальков всегда любил воду. Поэтому ещё в конце 90-х едва став директором ООО, он, наняв бульдозер, соорудил хуторской пруд. Четыре раза Владимир Лазаревич запускал в него малька, но уловом не огрузился: рыбу в основном ловили другие, причём не только свои хуторяне, но и заезжие рыболовы.

Когда зимой выпадает приличный снег, мешающий проезду автомобилей, то по распоряжению Шалькова выезжает один из тракторов ООО с прицепленной сзади гусеницей, чтобы проторить дорогу по хутору и далее до Мешковской. Это помогает приезду в хутор долгожданных хлебной и почтовой машин. За это и многое другое Владимир Лазаревич пользуется уважением главы Мешковского сельского поселения Е.В.Сокотовой.

Делая всё, что в его силах, В.Л.Шальков понимает, что хутор Скельновский исчезает. Даже у него – патриота своей малой родины, три дочери живут в Ростове, а городские внуки приезжают только лишь погостить у деда и бабушки. Но Владимир Лазаревич, как хуторянин старой закваски, понимает, чтобы жить дальше, надо работать, пока есть силы. В домашнем хозяйстве он всегда держал свиней, пока из-за африканской чумы не пришлось их перевести. В свободное время герой нашего рассказа любит с ружьём побродить по родным просторам: к охоте он пристрастился ещё в молодости. Это удовольствие не может дать никакой город, за что Шальков и любит привычную сельскую жизнь.

Искра - новости станицы Казанской