Золотая Хохлома

В мире нет милей и краше ремесел и традиций наших!

Наряду со шкатулками из Палеха и Федоскино, гжельской посудой и жостовскими подносами, хохломская роспись являет нам изящество и богатство народного промысла. Беря и любуясь яркой плошкой или ковшом, невольно задумываешься — как её создавали? Из каких красок получились золотые завитки, красные цветы? Ведь интересно, чем покрывают хохломские ложки и миски, чтобы они были не только красивыми, но и практичными?

С хохломской росписью лучше всего знакомиться на её родине, в городке Семёнов Нижегородской области. Там работает специальный музей «Золотая хохлома», где с помощью экскурсоводов можно узнать историю, традиции и настоящее хохломской росписи. Поэтому, если кто в поездке по России посетит Нижний Новгород, следует непременно найти возможность съездить в Семёнов, чтобы воочию увидеть и услышать всё о хохломе. Мы же вкратце поведаем об истории хохломской росписи, поясним, почему её делают в Семёнове, а называют хохломской.

По сей день в названии промысла сохранилось название старинного села Хохлома Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. Именно там впервые стали изготавливать деревянные предметы с удивительным узором. Хохлома была большим и богатым селом и именно туда крестьяне из окрестных деревень привозили на продажу свои творения. Хохломские диковинные вещи быстро завоевали рынок. Но всё же село Хохлома располагалось в костромской глубинке. С развитием производства производить и продавать расписные штуки оказалось экономически выгоднее в городке Семёнове, который был основан в 1779 году под боком у богатого купеческого Нижнего Новгорода, одного из крупнейших городов не только Поволжья, но и всей царской России. Таким образом центр промысла переехал в Семёнов, но сохранил историческое название — хохломская роспись. Как начинались промыслы, точных сведений, документальных источников нет. Это подтверждает то, что это глубинно народное творчество.

В Семёнове сохранилось несколько преданий о родоначальниках промысла. Говорят, что в XVII веке после церковного раскола появились в нижегородских глухих лесах раскольники-старообрядцы. Были среди них и мастера-иконописцы, которые знали один секрет. Они могли обычную липовую доску сделать «драгоценной», не используя ни капли золота. Крестьянам очень понравилась роспись старообрядцев, тем более они и сами кое-что умели. Старожилы этих мест славились умением мастерить деревянную посуду. Вот они и переняли у монахов их особую — с позолотой технику для украшения самых простых и нужных в хозяйстве деревянных вещей, прежде всего посуды. Поначалу в ходу было только три цвета; красный, чёрный и золотой. Естественно, первые рисунки не отличались сложностью.

Мастера придавали значение не только самому рисунку на изделии, но и из чего оно вырезано. Особым шиком у умельцев считалось изготовление посуды из дуба. Дуб — дерево твёрдое, неподатливое. Немало пота проливал резчик, вытачивая ковш из цельного куска дерева. Зато служил такой ковш нескольким поколениям. Да и мастер показывал своё умение, силу и терпение. Делали мастера не только посуду, но и другие, нужные в быту вещи. Иногда и совершенно особенные. Такие предметы не только избу украшали, но и место даром не занимали, служили практической пользе. В музее «Золотая хохлома» есть крупный экспонат — расписная ваза. В неё и высокие цветы можно поставить, и кваску для большой компании гостей налить. А в обыденной жизни стоит только перевернуть вазу вверх ногами, она превращалась в удобный круглый табурет. Украсил вазу-табурет художник П.И.Воронин из села Ново-Покровское в 1893 году. Узор на этой вазе называется «переплёт». Этот узор не совсем вяжется с нашими представлениями о хохломской росписи. Дело в том, что в конце XIX века местные мастеровые стали приглашать профессиональных художников, которые разрабатывали новые идеи декоративных рисунков. «Переплёт» — один из таких искусственно внедрённых узоров. Но время показало, что хохломская роспись его не приняла. Не понравился «переплёт» местным артельщикам и не прижился.

Надо знать, что у хохломских предметов всегда два создателя — резчик по дереву и художник. Были среди них и выдающиеся мастера. К примеру, резчик Антип Ермилович Ершов. Он вырезал из дерева настоящие шедевры! И косолапого с поводырём, и ковш-утицу, и ратника на коне. Самой удивительной вещью Антипа Ермиловича считается цепь, которую мастер вырезал из цельного бревна. Цепь до настоящего времени не сохранилась, а её принцип показан на ложках. В 30-е годы в Семёнов приезжал известный художник Пётр Кончаловский. Впечатлённый талантом мастера, он написал портрет Антипа Ершова, который висит в музее «Золотая хохлома».

Всех интересует — как из обыкновенной деревянной заготовки получить изящную вещь, которую приятно поставить на стол? Сначала деревянную болванку вытачивает мастер и придаёт ей нужную форму, тщательно шлифует. Заготовку в хохломском промысле называют «бельём». Второй этап — грунтовка. На «бельё» наносят тонкий слой очищенной глины и дают просохнуть. Третий этап — оливенье. Поверхность покрывают слоями олифы. Олифа — варёное растительное масло, льняное или конопляное. После нанесения каждого слоя заготовка должна полностью высохнуть. Только потом её покрывают следующим слоем. Последний, четвёртый слой должен оставаться немного вязким, не до конца просохшим. Этап оливенья очень важен, он сильно влияет на качество будущей росписи.

Далее заготовку покрывают полудой — серебром или оловом. Однако в настоящее время уже не используют ни олово, ни серебро, а покрывают заготовку алюминиевой крошкой. Сверху наносили узор масляными красками. Основные пигменты — киноварь (красный) и сажа (чёрный). Поверх росписи наносили льняное масло и сушили в тёплой печи. Непокрытые красками части заготовки получались «золотыми». Сочетание полуды и льняного масла давало золотой цвет.

Откуда же мастера нижегородских сёл в прошлое время брали олово и серебро? Очевидно, что основными заказчиками хохломского промысла были монастыри. Скорее всего они-то и снабжали артели мастеров необходимым металлом. Одним из заказчиков был крупный Троице-Сергиев монастырь.

Шло время, менялась страна — менялись и хозяйственные порядки. После 1917 года семейные мастерские и артели стали государственными. Но старые мастера не спешили раскрывать свои секреты, которые узнали от отцов и дедов. Ученикам приходилось шпионить за резчиками и художниками, чтобы разузнать ту или иную тонкость.

Художественная школа в Семёнове открылась ещё в 1916 году. Она выжила и выстояла после революции и гражданской войны благодаря стараниям Георгия Петровича Матвеева. Мастера выпускали не столько произведения искусства, сколько утилитарные вещи. Многие помнят журнальные столы и детские стульчики, расписанные хохломской росписью. В музее можно увидеть даже хохломские лыжи. В советские времена их выпускали целыми партиями для массовой продажи. Производились и единичные предметы с советской тематикой. Очень понравились мастерам для своих изделий и мотивы из русских сказок.

В советское время менялись не только виды изделий и темы хохломской росписи, изменилась и технология производства: изделия стали покрывать лаком. С течением времени в хохломской росписи выработались основные приёмы. Их три. Первый — золотое травное письмо. Второй — кудрина. Это фоновое письмо или «под фон», самая сложная роспись. Мастер выводит контур и закрашивает фон чёрным, реже — красным цветом. Листья и цветы остаются не закрашенными. После обжига они приобретают золотой тон. Наконец, третий приём — это травное верховое письмо. Художник выводит «криуль», то есть основную линию, а на неё «насаживает» элементы росписи — ягоды, листья, капли, завитки.

Хотя в Семёнове сохранились и старые традиции, местные мастера не боятся новых веяний и творческих экспериментов. На производстве давно используют не только дерево, но и стекло, фарфор, металл, кожу. Наверное, так дойдут и до украшения пластика. Ведь чай привычнее пить из фарфора или стекла. Да и для самовара наиболее подходящий материал — металл.

Эксперименты смело проникают и в художественную сферу. Кроме традиционных хохломских цветов можно видеть непривычный зелёный. Однажды на фабрике стало известно, что в Семёнов собирается народная артистка Людмила Зыкина. Певица очень любила ландыши. Специально для неё мастера создали сервиз «Ландыши». Эксклюзивный зелёный цвет остался в производстве.

Мы привыкли, что хохлома, это прежде всего ложки, блюда, ковши и тому подобное. Но в музее можно увидеть сделанных в хохломском стиле немало интересных и удивительных вещей. Например, есть трон, украшенный короной. На нём говорят смог посидеть первый президент России Борис Ельцин. Есть крупные хохломские шахматы, а также картинная рама, особенно подходящая для осеннего пейзажа. Необычно выглядит дорожный или охотничий несессер (что-то вроде борсетки или шкатулки). Конечно, такие вещи не выпускают серийно, а делают по спецзаказу. Чем не оригинальный подарок высокому начальнику? В общем, в хохломском музее можно увидеть самые разные современные шедевры, в том числе с экспериментальной росписью.    

С 1991 года традиции хохломских вещей вернулись к своим истокам. Промысел появился благодаря иконописным традициям, к ним, в конце концов, и вернулся. И вот уже почти 30 лет на фабрике действует иконописная мастерская. Отличие хохломской иконы от других школ заключается в том, что только в Семёнове поверхность доски покрывают лаком. Поступают на фабрику заказы на изготовление иконостасов, киотов.

Ежегодно в августе в Семёнове проходит фестиваль «Золотая хохлома». Его символы — творения хохломских мастеров — представлены в музее. Таким образом Семёнов с его «Золотой хохломой» должен стать яркой точкой туристических маршрутов по Нижегородчине и Верхневолжью.

По материалам открытых источников подготовил А.МУРАВЬЁВ.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий