Нахичевань-на-Дону — армянская история Ростова

В мире нет милей и краше ремесел и традиций наших!

Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной. Русские, армяне, татары, корейцы, казахи, калмыки, турки-месхетинцы живут вместе и дружно принимают участие в благоустройстве Донского края. Каждый народ, как и каждая семья отличается богатой культурой, множественными обычаями, своей национальной кухней, фольклором.

В области живут 2, 6% армян, в основном, в Ростове-на-Дону и Мясниковском районе.В 1779 году армяне — выходцы из Крыма — с разрешения российских властей основали крупное поселение Нор -Нахичевань, ставшее впоследствии одним из районов Ростова-на-Дону.

Переселение на донскую землю армян из Крыма называли великим исходом. Переселение началось в августе 1778 года. Вместе с другими христианами, греками, армяне покидали Крым. Переселив христиан Крыма на новые земли, императрица Екатерина Великая решала много важных задач. Этим самым переселением она экономически ослабила Крымское ханство. Христиане полуострова платили хану немалые налоги, были хорошими ремесленниками и торговцами. Екатерина Великая хотела, чтобы христиане Крыма способствовали развитию юга Российской империи. Ведь армяне, должны были не только осваивать новые земли, но и по её замыслу, развивать на Дону ремесла и торговлю. Так и получилось, как и рассчитывала императрица.

Надо сказать, что армяне с болью и тревогой прощались с Крымом. Ведь полуостров стал их родиной, там были похоронены их деды и прадеды. Более 500 лет жили армяне в Крыму! Пришли они в Крым из древней столицы Армении города Ани, столицы армянского царства династии Багратидов. До нашего времени сохранились лишь руины этого города. Они сейчас находятся на территории современной Турции.

Так уж сложилось историческая судьба армянского народа, что ему из-за нашествия врагов нередко приходилось покидать обжитые земли, осваивать новые территории, строить новые города и села.

Путь на Дон у армян был долгим и тяжелым. Они шли в зной, в холод, в дождь и оттепель. В общей сложности армяне переселялись разными группами в течение года и семи месяцев. Дорога на Дон была отмечена тысячами армянских могил. Более трети из 12598 переселенцев умерли во время перехода. В первую очередь гибли дети и старики. Известно, что личными средствами помогал армянам генералиссимус Суворов.

Говорили, что у Суворова по материнской линии была армянская кровь, вот поэтому ему и поручила командовать переселением Екатерина Великая. Сейчас сложно судить, было ли это правдой. Но то, что Суворов, как мог, помогал переселенцам, – это исторический факт.

В конце 1779 года первые армянские переселенцы дошли до Дона. Они с тревогой ожидали от российского правительства сообщения о льготах и привилегиях, которые им были обещаны.

И Екатерина Великая армян не обманула! Указ императрицы от 14 ноября 1779 года был зачитан приблизительно на том месте, где сейчас в Ростове находятся площадь имени Карла Маркса и здание театра юного зрителя (нынешнего Академического молодёжного театра). По указу армянские переселенцы принимались в подданство России как свободные граждане. Правительство брало на себя расходы по их переезду из Крыма на Дон, отводило огромное количество земли для будущего города Нахичевани и армянских сел. Выделялись ссуды для обустройства жилья и прочих нужд.

Давались права свободной торговли внутри России и за ее пределами. Правительство предоставило возможность армянам строить свои заводы, фабрики, разводить фруктовые сады и виноградники. Кроме того, императрица освобождала армян от воинской службы. При этом уточнялось: если кто пожелает служить в российской армии, того примут с радостью.

Екатерина Великая дала возможность армянам заниматься рыболовством и судоходством, а также создать собственное самоуправление по российскому закону, но «согласно их обычаям и нравам».

Архиепископ Аргутинский благословил армян на строительство города Нор Нахичеван, освятил вновь строящиеся церкви. Полным ходом шли строительные работы. Из Петербурга поступил план города. Считается, что план Нахичевани составил известный русский архитектор И. Старов.

Армяне освоились на донской земле довольно быстро. По указу императрицы Екатерины Великой армянское общество, независимо от сословий, освобождалось от уплаты налогов. Десять лет с армянских купцов не взимали налогов вообще. Затем стали брать один процент от всего капитала. Неимущим в первый год выдавались продовольствие, семена, фураж, оказывалась и другая неотложная помощь. Возвращать долги государству они могли спустя десять лет. А строительные материалы предоставлялись переселенцам бесплатно!

Донским армянам разрешалось строить церкви, совершать религиозные обряды согласно правилам Армянской апостольской церкви. Руководил всей общественной жизнью армянской колонии магистрат, который был создан по указу императрицы Екатерины Великой в городе Нор Нахичеван и объединял в себе исполнительные, судебные и полицейские функции.

Бюджет армянской колонии Дона формировался из различных источников. Сдавались в аренду городские земли, сенокосные угодья, поступали в казну налоги, которые платили купцы и ремесленники, а также имущество умерших, не имеющих наследников, штрафы и пожертвования. Итогом такой политики стало то, что уже к середине девятнадцатого века доходы города Нахичевани превышали его расходы.

До середины девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону считался одним из крупных и экономически развитых городов юга России.

Стоит напомнить, что армянский город Нор Нахичеван в 1838 году был переименован и стал официально называться Нахичевань-на-Дону.

На донской земле армяне активно занимались ремесленным и кузнечным делом, изготовлением восковых свечей, мешков, чувалов, глиняных труб, сооружением колодцев. В Нахичевани высоко ценились сапожники, кожевники, кузнецы, ювелиры, портные, слесари. Было хорошо развито у донских армян и земледелие.

Нынешняя Театральная площадь в то время служила границей Ростова и Нахичевани и называлась «ничейное поле». Это место называли ещё Ростово-Нахичеванской межой. И если Ростов к «ничейному полю» был обращен окраиной, то Нахичевань, наоборот, «фасадом» − тут начинался армянский город.

Нахичевань по сей день остается небольшим оазисом, в котором сохраняется дух дореволюционной России. Именно в этом месте можно ощутить армянский колорит, ощутить уникальность бывшего армянского города Нор Нахичевана.

Нахичеванский базар.

Подробно хочется рассказать о самом ярком и одном из старейших мест Нахичевани — Нахичеванском базаре. История появления Нахичеванского базара уходит своими корнями в прошлое более чем на два века. В 1781 году в городе Нор-Нахичеван была спроектирована Базарная площадь.

С самого начала Базарная площадь вместе с землями, отведенными доминирующему храмовому зданию, проектировалась как композиционный центр рождающегося города. Так получилось совсем неслучайно: при составлении проекта застройки учитывались все особенности развития города, в котором производство и, соответственно, торговля были основой жизни, общим делом, связывающим большую часть населения.

Уже в 1912 году на территории Нахичеванского базара, по примеру ростовского Старого базара, было построено здание крытого рынка по проекту архитектора Сазонова. Примерно в это же время нахичеванский базар получил собственную лабораторию, проверявшую безопасность как привозной, так и местной продукции.

Нахичеванский базар был не только центром торговли города, но и местной достопримечательностью, настоящей гордостью, посетить которую приглашались все гости, среди которых можно отметить мецената А.Н. Демидова, А.С. Пушкина и Н.А. Раевского.

Сейчас Пролетарский район является одним из самых больших районов Ростова-на-Дону с развитой промышленностью и торговлей. Базарная площадь, а вместе с ней и Нахичеванский рынок Ростова-на-Дону, до сих пор не потеряли своего значения в жизни города, оставаясь сердцем торговли Пролетарского района и одним из самых крупных ростовских рынков.

Он и сегодня остаётся разноликим, многоголосым, ярким, цветным, гостеприимным и щедрым, как во все времена. Сорок тысяч человек проходят ежедневно через этот рынок, и ни один не уходит без покупки, ведь не зря же приезжают сюда торговать из самых разных уголков не только Ростовской области, но даже из других краёв и республик. Здесь особенно сочные фрукты, а шаурма, ачма, хачапури, несомненно, источают изумительно яркий аромат кавказской кухни.

Армянские обычаи насчитывают многовековую практику. Культура народа предписывает соблюдать традиции, чтобы в семье был достаток и спокойствие.

Мужчина – глава семьи

Армянская семья строится на принципе главенства мужчины. Он принимает важные решения, касающиеся жены и детей, обеспечивает достаток в доме, приглашает гостей, сохраняет культурное наследие и христианские обычаи.

В семье с авторитетом мужа никто не спорит, так как мужчинам присуща вспыльчивость, поэтому следует осторожно разговаривать с ними, они не любят подчиняться. Женщина занимается домашним хозяйством, посвящает себя воспитанию детей.

В отношении гостей

Армяне очень гостеприимные хозяева. Любой гость является посланником Бога, к нему относятся с уважением, усаживают за стол, выставляют кушанья, угощают. Даже, если вы с ним не знакомы. К каждому встречному ласково обращаются «джан», что означает дорогой. Туристы отмечают искренний интерес и радушие. Хозяин делится всем, что у него есть, оказывает посильную помощь. Во второй раз к вам отнесутся как к родственнику. По христианским верованиям хлеб, разделенный с путником, является символом единства. Вы всегда будете радушно встречены в этом доме.Армяне верят, если угощать каждого путника, то благополучие придет в твой дом и счастье поселится навсегда.

Однако следует помнить, что народ отличается обидчивостью. И отказ от приглашения может послужить поводом для серьезной ссоры.

Погребальные

Очень трепетно относятся армяне к умершим и обряду погребения. Народная культура сохранила множество древних примет, которые проводятся и сегодня . Они верят, что судьба человека написана на лбу. Если внимательно присмотреться, можно увидеть дату смерти.

В отношении смерти в Армении верят в злых духов, которые нужно отогнать. Когда в дом приходит смерть, занавешиваются все зеркала, останавливаются часы, настенные, ручные, нельзя заниматься домашними работами, зажигают в комнате покойника свечи.

В последний путь отправляют согласно христианским канонам. Приглашают священника, омывают тело. У дома ставят крышку гроба, чтобы сообщить о прискорбной новости и попросить окружающих не шуметь и не веселиться.

Похороны назначают на третий день после смерти. В руки вкладывают кусочек просфоры, крестик, обматывают саваном. На погребение собираются родственники, друзья, знакомые, чтобы отдать последний долг. В доме ставят специальную коробочку для сбора денег и каждый желающий оставляет посильную материальную помощь.

Женщины не идут на кладбище, а готовят поминальный обед, который состоит из национальных блюд из баранины, говядины. Подают хашламу, куркут, овощи. Родственники обязательно собираются на 3, 7, 40 день после смерти. Поминают на годовщину, вспоминают на праздниках, свадьбах.

Сватовство, обручение, свадьба

Армянская семья создается один раз и надолго. Современная молодежь придерживается национальных традиций, но более свободна в своих решениях. Девушек для сына рассматривает мать. Внешняя привлекательность не является главным критерием отбора. Важно, чтобы невеста была трудолюбива, скромна, целомудренна. Особое значение придавалось вероисповеданию будущей жены. Армянские традиции заключают браки между христианами и обязательно освящаются в церкви. Если свекрови приглянулась невестка, она советовалась с мужчинами из своего клана, а затем засылали сватов.

По древним обычаям жених и невеста могли встретиться только на свадьбе. Многие родители искали пару своим детям, начиная с их рождения. До момента свадьбы могло пройти несколько лет. В Армении девушку могут выдать замуж с 12 лет, а парень должен состояться как мужчина, самостоятельно обеспечивать будущую семью.

Наряд невесте обязательно покупает свекровь. Чем пышнее платья, тем выше ценится будущая жена. Подружки девушки помогают ей одеться, поют вместе печальные песни, танцуют узундару.

Когда молодых благословляет отец, они отправляются в храм для венчания, затем регистрируют брак в ЗАГСе. Обряд в церкви считается очень важным. Именно тогда рождается армянская семья.

После церемонии гости отправляются в банкетный зал, где накрыт шикарный стол с ароматными яствами, национальными блюдами. Невеста танцует обязательный танец жениху, собирает шабаш. Это традиционный обряд, когда все мужчины подходят по очереди к девушке и вручают ей денежные купюры, осыпают монетами. Выкуп составит приданное молодых.

Ни один праздник не обходится без шашлыка, который выносят под звуки веселой мелодии в сопровождении танцующих девушек в национальных костюмах. На свадьбе обязательно произносятся длинные тосты с пожеланиями счастья, здорового потомства, богатства. Культура народа не позволяет новобрачным публично выражать свои эмоции. На свадьбе они не целуются, не слышно за столом выкриков «горько».

Холостым гостям в конце пиршества преподносят небольшие сувениры в коробочках. Это могут быть сладости, украшения, драгоценности в зависимости от достатка семьи.

Рождение и воспитание ребенка

Армянские традиции и обычаи в случае рождения малыша соблюдаются неукоснительно уже несколько веков. Малыша обязательно крестят по христианским обрядам на восьмой день после рождения. Крестные выбираются среди ближайших родственников и сопровождают его на протяжении всей жизни. Появление мальчика всегда было предпочтительнее, так как он останется в семье и будет помогать стареющим родителям, а дочка уйдет в другую семью. Армянские традиции накладывают отпечаток и на детские имена. Мальчиков часто называют Нвер (подарок), Паргев (награда), а девочек Херик (хватит), Элчка (больше нет).

Интересный обычай: пуповину новорожденного закапывают во дворе дома или храма. Это дает дополнительную защиту, наделяет мудростью и целомудрием, способствует развитию ораторских способностей.

В первые сорок дней малыша не показывают посторонним людям, чтобы уберечь дитя от скверного глаза и проклятий. Когда малыш немного подрастал, в дом приглашали родственников, гостей. А отец семейства совершал небольшой ритуал. Клал на голову посетителя руку и кратко оглашал «Передаю его тебе». Это означало, что он вверяет судьбу сына гостю и надеется на его поддержку в будущем.

Женщин, молодых матерей очень почитают и оказывают уважение вплоть до глубокой старости.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий