Был водителем секретного оружия

Воинская служба

Один из активистов районной организации ветеранов ГСВГ Николай Иванович Лежнев живёт в хуторе Солонцовском. В этом хуторе он родился в 1950 году, здесь окончил восьмилетнюю школу и начал трудовую деятельность.

После окончания восьмилетки Коля получил специальность тракториста на курсах в Казанской сельхозтехнике и поработал на тракторе в колхозе. Весной 1969 года Николая Лежнева, как призывника, направили в Чертковскую школу ДОСААФ, где он окончил курсы водителей грузового автотранспорта. С тех пор на всю жизнь он стал профессиональным шофёром.

Призвали в армию Николая в ноябре 1969 года. В начале доставили на пересыльный пункт в Майкопе, а оттуда на поезде повезли в Германию. «Так как нам выдали улучшенное обмундирование, то мы сразу поняли, куда нас повезут, — вспоминает Н.И.Лежнев. — Ехали мы до Германии с 10 по 19 ноября». В итоге наш земляк попал в город Виттенберг в реактивный дивизион установок «Град» БМ-2. Он стал водителем одной из таких автоустановок.

Это сегодня установки реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град» — обычное оружие, широко используемое в ходе спецоперации на Украине. А в то время это оружие было новым, только что поступившим на вооружение, а потому и достаточно секретным. В 1969 году оно впервые уже было применено в реальной боевой обстановке в ходе краткосрочного советско-китайского вооружённого конфликта на острове Доманском.

Со своим подразделением Лежнев часто принимал участие в учениях на спецполигоне Либерёзе недалеко от границы с Польшей. На проходивших в ходе учений стрельбах проверялась точность и эффективность стрельбы «Градов».

На одном из учений в конце 1970 года начальство подводило итоги ратной работы за год. Военнослужащих награждали грамотами, благодарностями, юбилейными медалями, но Николаю Лежневу, как он сам считает, досталась самая лучшая награда. Как отличник боевой и политической подготовки он был поощрён краткосрочным отпуском на родину.

Родным и друзьям Николай привёз всяких «гедеэровских» сувениров. На обратном пути хуторской парень смог побывать с экскурсией по Москве и в Брестской крепости.

Вторую часть своей службы Николай Лежнев провёл за рулём транспортного ЗИЛа-157. На нём он доставлял в часть бельё, уголь, продукты. Во время учений, стрельб Николай возил прицепную полевую кухню, а к ней продукты и бойлеры с питьевой водой. В город выезжать приходилось практически каждый день. Поэтому, как вспоминает Н.И.Лежнев, ему приходилось через полгода сдавать немецкие Правила дорожного движения.

Старший водитель Лежнев по итогам учений получал награды за меткую стрельбу из автомата. В конце службы ему вынесли благодарность с занесением в книгу Почёта части. Более того, командир части предлагал остаться служить в ГСВГ на сверхсрочную службу. Но Лежнев по семейным обстоятельствам оставаться в армии не захотел и в срок вернулся на родину.

Как и в армии, Николай Иванович и в мирной жизни трудился водителем в колхозе, а затем в реорганизованном на его месте сельхозпредприятии до самого выхода на пенсию в 2010 году. Когда в районе образовалась организация ветеранов ГСВГ, Н.И.Лежнев стал активным участником проводимых ею различных мероприятий, причём не только в районе, но и за его пределами. Например, он вместе с другими верхнедонскими «гэсэвэгэшниками» побывал в Москве на приёме у президента «Союза ветеранов войск в Германии», а также съездил в Чечню, на торжественное мероприятие организации ветеранов ГСВГ Чеченской республики.

А.МУРАВЬЁВ. Фото автора и из архива Н.Лежнева.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий