Как казаки Рождество праздновали

Главный праздник, с которого начинался новый год у казаков — это Рождество.

Поскольку предварял его пост, мяса не ели. Зато в каждой кладовой истекали жиром связки рыбы: солёной, вяленой да копчёной. Пахло дымком — к празднику было принято заколоть кабанчика. Хозяйки выносили дерюжки, чистили их снежком, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. «Богата вечеря» начиналась с появлением «первой звезды». Семьи усаживались вокруг большого стола, «вечеряли» чинно и спокойно. Главным блюдом на столе был рождественский поросёнок или рождественский гусь. Подавали также окорок, домашнюю колбасу. Хозяйки пекли огромное количество пирогов (так называли сладкую сдобу со сладкой начинкой – повидлом, творогом и изюмом), кругликов (закрытые пироги с мясом, с капустой), пирожков, булочек. После ужина ложились спать, а с первым ударом к заутрене, хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дому дети славить Христа. Они перебегали из куреня в курень и читали «Рождество твое Христе Боже наш…». После пропетой молитвы, какой казачёк побойчее добавлял: «Христос рождается, а бабушка догадается — залезет в сундучок и достанет пятачок!».

Интересно

Моя бабушка Ольга Осиповна Колычева вспоминала, что в хуторе Песковатская Лопатина домовитые казаки приобретали для одаривания христославщиков «невладанные трехкопеечки». В такие «трехкопеечные» дома зачастую выстраивалась очередь, бывали и повторные заходы с целью получить денежку. Для пресечения попыток повторных заходов некоторые хозяева прибегали к нехитрому способу: делали на спинах христославщиков метки мелом. Но чаще «закрывали глаза» на проделки сорванцов и, улыбаясь, повторно вручали им желанный праздничный медячок. Не принять христославцев считалось грехом – нарушением Божьих заповедей для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа.

Молодёжь тоже христославила. Вот как об этом вспоминает краевед Алексей Петрович Грибанов: «Каждая компания ходила со своей самодельной «звездой». Для её изготовления брали решето, с которого снимали сетку, проделывали в деревянной боковине небольшие дырочки, в которые вставляли хворостинки и закрепляли их по кругу маленькими гвоздиками в виде лучей звезды. Затем лучи обтягивали цветной бумагой, той же бумагой заклеивали отверстие в решете с одной стороны, а с другой оставляли открытым или заклеивали наполовину. Проделав в решете отверстие, вставляли палку-держак. Внутрь «звезды» ставили либо лампаду, либо большую свечу. Свет от зажжённой лампады отражался на цветной бумаге, и такое сияние зимним вечером было очень красивым». Славили Христа и церковные певчие. Своими сильными и красивыми голосами пели «Христославскую песню». Люди сравнивали такое мощное, красивое пение с колокольными ударами. Затем певчие здоровались с хозяевами, поздравляли с праздником и проникновенно читали: «Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной…». По воспоминаниям старожилов, это было незабываемое зрелище. После такого замечательного поздравления растроганные хозяева выносили гостям угощение: вино, квашеную капусту, пирожки, блины, холодец и прочие разносолы.

После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун «Старого Нового года» 13 января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили колядовать. Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

Обычай колядовать по сей день сохранился в наших станицах и хуторах. В святочные дни можно встретить на сельских улицах компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски. Набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зёрен они ходят от дома к дому, совершая обряд «посевания» — посыпают хозяев зерном, приговаривая: ««Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю…». Колядовщики с таким усердием «посевают» пшеницей, что за время колядования комната бывает густо усеяна зёрнами. В старые времена их подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: «Пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край!».

А еще на святки гадали. До настоящего времени сохранились в активной форме многие виды гаданий: по внешнему виду отмеченного кола на заборе (какой кол, такой будет и муж: кривой, стройный или богатый); по поведению собаки (приговаривали: «Сею-вею беленький снежок, где кобель забрешет — там мой женишок»), по поведению курицы или петуха (к какому предмету (вода, зерно, зеркало) подойдёт птица) судили о характере мужа. Разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, гадание с зеркалом.

В святочные дни ходили, друг к другу в гости, как правило, к кумовьям на праздничные посиделки. Приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, мочёных яблок, арбузов и т.д. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья. Каждый вечер развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами. У молодого населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар. Их правила отличались демократичностью, в смысле равноправия в плане выбора, как парня, так и девушки. В процессе этих игр формировались пары по общим интересам. Одну из таких игр, которая называется «А я золото хороню…» можно привести в пример. В святочные праздничные вечера молодёжь собиралась в доме своего сверстника по разрешению его родителей и располагалась в самой большой комнате куреня – зале. Рассаживались совершенно произвольно, и самый активный из парней начинал игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», а ведущий брал колечко и прятал между ладошками и под исполнение песни (которую исполняли сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время посиделок) «А я золото хороню, хороню, перехораниваю. Чисто серебро привораживаю, привораживаю…» подходя к каждому, опускал свои сомкнутые ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно передавал колечко понравившейся девушке. Когда ведущий обходил всех, пение заканчивалось. Затем ведущий выводил в центр комнаты свою избранницу. Выбранная девушка благодарила ведущего поцелуем в губы и отдавала колечко своей подруге. Эта девушка вела следующий кон, выбирая себе избранника тем же способом. Предыдущая пара участия в этой игре уже не принимала.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявления. В старину Крещенский вечер был очень значим для казаков. Существует очень много разнообразных поверий, примет, обычаев. Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в Крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты: делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец в сопровождении кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крёстным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, варениками. Крёстные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, а иногда и деньгами.

Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Зачерпнув воды, приносили её домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь. Только бы никто нечистый к ней не прикасался. В Крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно на кануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, ни только не заболеет, но и будет здоровым целый год.

Таким образом, у казаков сложились особые материальные и духовные ценности, накопленные веками, которые передаются из поколения в поколения. Думается, что обычаи наших предков могли бы помочь нам, потомкам, сделать свой дом богатым, а жизнь — счастливой.

Искра - новости станицы Казанской