Время Великого поста — это время проявления милосердия и любви к ближним. Великий пост для казаков был свято чтимым временем. В этот период даже горячие на суд казаки старались избегать назначать и приводить в исполнение наказания преступников. Суды предпочитали откладывать на время после Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать совесть – ведь суд это Божье дело.
Каждая неделя поста или седмица имеет свое название. Первая неделя поста называется «Неделя торжества православия» и отличается особой строгостью. Вторая неделя — время поминовения усопших. Третья — Крестопоклонная. Четвертая неделя — памяти Иоанна Лествичника, пятая — время почитание Богородицы. Шестая седмица завершается вербным воскресением, и начинается страстная седмица — неделя страданий Христа.
На Дону посты, особенно Великий, соблюдались неукоснительно, проводились в строгости, воздержании и духовной сосредоточенности.
Воздержание в пище, употребление только растительной было обязательным правилом поста не только для взрослых, но даже для малолетних детей. Казаки, будучи от природы религиозными, (а особенно пожилые люди), говорили, что скорее решатся умереть, чем «опоганить душу скоромной пищей».
В те времена у каждой донской казачки была специальная «постная посуда»: горшки, миски, ложки и прочая утварь, которая использовалась только во время поста. Самыми популярными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и другие похлебки.
Тюря — это постное жидкое холодное блюдо. Основные компоненты тюри хлеб, квас или вода. Толокно готовили из овса, которое выдерживали в продолжение ночи в русской печи. Мука из овса хорошо набухает в воде и быстро густеет. Толокно замешивают на кипяченой подсоленной воде. Полевка — жидкая похлебка из ржаной муки или теста-расчины. Расчину ставили накануне, добавляли соль, репчатый лук. Были у казаков и свои излюбленные постные кушанья. Например, это мочёные арбузы, мёд, мочёные яблоки, вяленая, солёная и свежая рыба.
Легенда гласит, что на Дону родился рецепт постной ухи «по-елизаветински», которой во время визита Николая II в 1913 году в станицу Елизаветинскую угощал императора старый казак Василий Кедров. Елизаветинская уха отличается тем, что помимо обычных ингредиентов в неё добавляют свежие помидоры или томатный сок, а саму уху подают не в тарелках, а в кружках. В пост на столах зажиточных казаков были грибная солянка, голубцы с овощами, перцы, фаршированные рисом и грибами, маринованные овощи и грибы.
На время великого поста приходились главные христианские двунадесятые праздники, и в эти дни разрешалось употреблять рыбу, горячую пищу, растительное масло. Очень любили в казачьей среде Вербное воскресенье, отмечаемое в шестую неделю Великого поста. Это двунадесятый праздник православной церкви (один из 12 важнейших праздников) — вход Господень в Иерусалим. Праздник посвящался детям, и все чадолюбивые казаки старались в этот день всячески порадовать ребятню. В станицах, городах, слободах проходили весёлые ярмарки с различными представлениями. Выступали учёные медведи и скоромохи, показывались кукольные представления. Всем детям покупали обновки и игрушки. Детей легонько хлестали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай верба здоровья!», «Верба-хлёст, бей до слёз!», «Не я бью, верба бьёт», «Верба красна, бьет напрасно», «Верба бела бьёт за дело», «Бери хворостинку, выгоняй скотинку!» (именно в Вербное воскресенье было принято в первый раз после зимы выгонять скотину на пастбище). Считалось, что пыльца вербы имеет целебные свойства. К тому же от попадания пыльцы в нос дети чихали – как полагали наши предки, верный признак оздоровления.
Последнюю неделю называют Страстной седмицей. Это самая строгая перед праздником Пасхи неделя, в которую православные чтят память об Иисусе Христе.
В эту неделю все верующие казаки-христиане соблюдали телесную и духовную чистоту, поэтому Страстная неделя Великого Поста ещё называется Чистой неделей. В семь дней Страстной недели, преданные вере казаки, находились в самом строгом воздержании и усердных молитвах. Кроме воздержания в пище, казаки считали обязательным и физическое воздержание. Великим грехом было сожительство с женой в постное время. Грех этот незамолимый и обнаруживался просто. По дню рождения младенца высчитывали, соблюдали ли родители закон воздержания в пост. В казачьих станицах всегда за этим строго следили пономари, дьячки или священники.
В эти семь дней печали и скорби в церквях не проводили обряды крещения и венчания и поминания. Каждый из семи дней Чистой недели имеет свою особенность и важность.
Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Великой Пасхи. По старинным традициям этот день называют Чистым понедельником, так как он связан с уборкой жилища. Во время поста курень приобретал серый и унылый вид: снимались с окон нарядные белоснежные занавески, убирались со столов, комодов и горок воздушные кружевные скатерти и салфетки, вязанные умелыми и натруженными руками казачек, с пола убирались домодельные цветные постилки — дорожки. Казаки занимались заготовкой кормов для скота, чтобы в Светлую неделю, следующую после Пасхи, не было необходимости трудиться. В Великий понедельник начинается самый строгий пост, когда можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.
Во второй день Страстной седмицы делали из семян льна и конопли «сеченное молоко» и поили им домашний скот. Считалось, что это убережёт его от болезней. Обряд разрешалось проводить только казачкам. В день Великого вторника в пищу можно было употреблять сырую пищу, без растительного масла.
В Страстную среду, если Пасха была ранняя, начинали собирать по оврагам снег. После его таяния воду солили и обливали ею домашний скот, веря в то, что этот обряд целый год будет охранять казачий двор от бед и болезней. В среду питание оставалось скудным, позволялось сыроедение без масла.
Великий Четверг в народе называют Чистым четвергом. В этот день по старинным обычаям необходимо очиститься, искупавшись до рассвета в реке, озере или в бане, сделать уборку в доме и перестирать бельё.
Традиционным в Великий четверг являлось ставить на стол хлеб и освящённую соль. В этот день начиналась подготовка к празднику Пасхи. Казаки забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца и по традиции раздавали продукты беднякам. Верующие старались донести до дома свечи, зажжённые в церкви. По древним поверьям это приносит в дом счастье и благополучие.
Страстная Пятница особо почитается верующими. В этот день среди верующих принято воздерживаться от пищи. День Великой субботы для верующих казаков был ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговения в Великую Пасху. В церквях совершалась утренняя Литургия Василия Великого, во время которой священники меняли темные одежды на светлые — праздничные.
В день Великой субботы люди старались закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Великой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.
В субботу, в храмах меняется обстановка, вместо тусклых лампад — яркий свет сотен свечей, все украшено цветами, священники в праздничных белых одеждах освящают пасхальные куличи, пасхи, яйца.
Во время поста у казаков строгим было и отношение к принятию Святых Тайн. К ним готовились, как к празднику. Внешние признаки этой подготовки выражались в том, что все — стар и млад — надевали свои лучшие или новые наряды. Важнее же было внутреннее очищение: после принятия Святых Тайн великим грехом считалось ругаться, смеяться, сердиться, ссориться. Наши предки — казаки верили, что если этих правил не соблюдать, то отгонишь от себя святого ангела, который всегда стоит рядом с человеком после принятия Святых Тайн. Для казаков пост — это, прежде всего, испытание духа и совести. Они ходили в Церковь, соблюдали посты, очищали душу свою — через покаяние от грехов, молись Богу Иисусу Христу и добавляли: «Если кому-то что-то и можно, то нам нельзя. Мы — казаки».