Долгая дорога домой

Общество

Мы живем в мирное время, а события тех страшных лет от нас уходят всё дальше и дальше.   Мне не хочется забывать о тех трагических годах в истории нашей страны, поэтому я обратилась к своей прабабушке Шевченко Полине Тимофеевне. Она немного рассказала о своей жизни в военное время.

 — Мне еще не было и семи лет, когда началась война. Тогда я жила у своей старшей сестры, которая работала учителем. Звали её Мария Тимофеевна, ей было 18. Она закончила Петропавловское педагогическое училище и работала в Воронеже по распределению. Летом  1942 года немцы наступали на Воронеж. Все знали, что красивых девушек отправляют  в Германию.

-Зачем отправляли девушек?

-По-разному, кого для чего. Одних в домашнюю прислугу, других на заводы или в шахты. Смотрели зубы, словно скотину отбирали.( Я это все слышала от взрослых, они говорили в полголоса, как будто их кто-то мог услышать).  Вот  мы и решили пойти  к родным в хутор Заикинский. Маруся повязала  себе на голову платок так, что он закрывал большую часть лица, чтобы скрыть его. Шли очень долго. К весне пришли домой.

— А почему так долго? Расстояние ведь небольшое.

— Потому что не давали нам идти.  Мы только подойдём к линии фронта, нас останавливают военные и говорят: « Туда нельзя, там стреляют».  Приходилось разворачиваться и идти  обратно.

— Зимой было особенно тяжело. Очень много снега намело. Мне повезло, что не пришлось прокладывать путь по снежной целине, ведь шла за старшей сестрой.  Я старалась идти быстрее, но снега высыпало так много, что иногда я не могла даже сделать шаг. Когда  замедлялась, Маруся говорила мне строго: ”Иди, Поля, иди” И  я  шла. А как-то  переходили  через заснеженный овраг. Вниз я  спустились, а подняться не могу, сил нет.  Маруся как  увидела,  что я не иду,  вернулась ко мне и строго сказала: “Я тебя сейчас здесь брошу, а дома скажу что ты померла!” Я испугалась и пошла. Теперь-то я понимаю, что она бы меня не бросила, ведь она меня любила. Но по-другому было нельзя.

— А где вы ночевали? Что ели?

— В любой деревне нас принимали как родных, давали ночлег, делились пищей. Помню, картошка была печёная. Ее чистили, а я думала: “Зачем ее чистить? Ведь со шкуркой еды будет больше.” Однажды в пути нас застигла вьюга, дорогу замело. Помню, как  надвигается на нас что-то большое и темное. Оказалось,  что это мужчины перевозили комбайн. Они посоветовали не идти дальше, а пройти 30 шагов прямо и 30 шагов направо, и переночевать  в  избушке лесника. «Они вас примут и позаботятся»,-уверяли нас комбайнеры. Так и вышло. Это была очень гостеприимная семья. У них был мальчик моего возраста. Чтобы нас чем-то занять, нам насыпали пороха. Мы им играли: пересыпали из ложки в ложку, строили дорогу. На следующий день хозяин вывел нас на дорогу, и мы пошли дальше.  Так и прошла зима. Чем ближе мы подходили к родным местам , тем было легче идти. Когда мы  подошли  к Дону, лёд уже растаял.

— Как же вы переправились через реку?

— Так на пароме! На нем были и солдаты, и мирные  жители. Только отошли от берега, появился немецкий самолёт и стал сбрасывать бомбы. Они падали справа, слева, спереди, сзади, но ни одна не попала в паром.  Мы чудом остались живы. Я думаю, нас спасло “небушко”. Вскоре  дошли до Заикинского.  Наконец-то мы были  дома, но впереди – ещё  три года войны. Немцев не пустили на наш берег, а потом и с того выбили. Когда закончилась война, я стала учителем  как моя сестра, отработала 40 лет в школе.

—  Несмотря  на пройденные годы, я помню все, как будто это было вчера. Нам очень повезло, мы пережили и голод, и страх, и холод,  и бомбежки, а многие люди погибли.  Спасибо нашим  воинам, защитникам, которые выгнали немецко-фашистскую гадину с нашей земли. Молодежь берегите мир, защищайте землю.

Кирсанова Амелия.

Ученица 7Б класса.

Верхнедонская гимназия.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий