Наш паровоз вперёд лети: Новочеркасский электровозостроительный завод самый мощный в мире завод по выпуску электровозов

Промышленность

ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ) — завод, выпускавший в СССР и выпускающий в России магистральные грузовые и пассажирские электровозы, является одной из главных визитных карточек машиностроительной индустрии Ростовской области. Созданные на НЭВЗе локомотивы водят составы, перевозящие 80 процентов всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. С поточных линий завода сошло более 15 тысяч локомотивов более чем 40 типов. История завода берет начало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства СССР было утверждено место стройки. Через 4 года уже была выпущена первая продукция — узкоколейный паровоз.

Можно с полным правом сказать, что подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов на НЭВЗе. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов. Однако следует напомнить, что первоначально Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи в нескольких километрах от Новочеркасска.

Недалеко было положено начало нового посёлка паровозостроителей, впоследствии названного Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты. В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, где выпускал и ремонтировал оружие. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.

После освобождения Новочеркасска в 1943 году завод восстановили. 6 ноября 1945 постановлением Правительства СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, а с 1948 завод приступил к серийному производству. Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952-1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт в другие страны.

  В 1958 при НЭВЗе создан Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.

В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60к с пассажирской модификацией ВЛ60пк, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р.

НЭВЗ уделял большое внимание социальной сфере. Завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, несколько кафе, более двадцати буфетов, Дворец Культуры, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.  С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. НЭВЗ за производственные успехи был награждён орденом Ленина.

После развала СССР в 90-е годы завод пережил трудные времена, но выстоял перестроился и начал выпускать новые современные локомотивы, востребованные в стране и за рубежом.

История НЭВЗа продолжается. Несомненно, что это предприятие с большой и славной историей, которым должны гордиться не только его труженики и ветераны, город Новочеркасск, но и вся Ростовская область.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий