Я простой человек, обычный учитель

Образование

В гости к Татьяне Егоровне Якуниной я зашла не просто так, а чтобы познакомить с ней читателей нашей газеты. Пока добрая хозяйка готовила угощение, кипятила чайник, я огляделась. Уютная гостиная во всём радовала глаз – картины на стенах; плоские вязаные подушечки на стульях; обилие самых разных цветов на окошке, полочках, шкафу (кстати, среди них весело выглядывают два уже большеньких огурчика); множество фигурок животных, птичек и насекомых – от барыни-лягушки и поющих соловьев до вязаных совят; а на столе – «прикольные» предметы сервировки. Сразу видно, что хозяйка — увлечённая женщина, с добрым характером, особым вкусом…

Когда мы сели за стол, я спросила у хозяйки дома разрешения задать несколько вопросов относительно её жизни в профессии, о семье, чтобы написать заметку. «Да мне как-то и неловко, я ведь человек простой и простой учитель, без особых званий и регалий», — скромно сказала она. Но всё же разговор у нас состоялся: неторопливо затянулся он до полуночи. Порой мы переходили на воспоминания и обмен мнениями. Читателям, думаю, это будет интересно:

— Татьяна Егоровна, давайте начнём с ваших истоков – с семьи…

Родилась я в хуторе Раскольном в многодетной семье сельских тружеников. Папа был плотником, мама – свинаркой. Трудились они добросовестно, добивались успехов на производстве. Мама, Эрна Яновна была передовиком, награждена орденом «Знак Почёта». У родителей нас было пятеро, но брат умер маленьким и остались четыре дружные сестры.

— Кто из ваших родных стал учителем? Как у вас самой сложился путь в профессию?

Учителем первой из нас стала старшая сестра Валентина, её все знают как учителя и директора Новониколаевской школы Смыкову Валентину Егоровну. Учителем был мой муж Якунин Николай Николаевич. Учителем стала и наша дочь, хотя её «учительская дорога» была непрямой. Когда-то в детстве она на вопрос: » Кем будешь?» отвечала: «Кем угодно, только не учителем!» Сегодня же Марина Николаевна — учитель начальных классов, была победителем в конкурсе на звание «Учитель года».

У меня выбор профессии произошёл каким-то естественным путем. Мне очень нравилась наша первая учительница Кравцова Людмила Максимовна. Я восторгалась обилию книг в доме другой учительницы-землячки — Масловой Лидии Владимировны. Помню, как хотелось подержать в руках и узнать, о чём написано в толстенной книге из её шкафа. Это была книга Корнея Чуковского. Но решилась попросить её лишь тогда, когда сама научилась читать. Как же было до восторга увлекательно листать эту огромную книгу и окунаться в мир сказок и стихов!

Самой главной игрой детства у нас с подругой Раей была игра «в школу». Мы по очереди были учительницами, а в ученики брали соседских детей. Когда подросла, будучи ученицей Новониколаевской школы буквально влюбилась в химию и учителя по этому предмету Чижикову Анну Денисовну. Её уроки были такими интересными и увлекательными, что по окончании школы решила сама учиться на учителя биологии и химии!

С первой попытки преодолеть «порог» вуза я не смогла, но профессию приобрела ту, о которой мечтала.

— Татьяна Егоровна, вы и на пенсии продолжаете работать, каков же ваш общий трудовой стаж? Как складывалась ваша педагогическая деятельность?

Чисто педагогического стажа у меня 45 лет, а общий считается с 1975 года, когда, не набрав нужных баллов и не поступив в университет, я вернулась в родные края и устроилась работать в Новониколаевскую среднюю школу. Год поработала лаборантом и пионервожатой. Успела даже заслужить значок «За активную работу с пионерами». Взрослая моя жизнь стала подчинялась семейным законам и ситуациям: приходилось менять места жительства и, соответственно, места работы. Поэтому довелось работать воспитателем в школьном интернате, школьным библиотекарем, методистом в районо (кстати, курировала начальные классы). В 1991 году я приняла начальный класс, и с тех пор по сей день я – учитель начальных классов.

В период педагогической работы за добросовестный и многолетний труд и успехи в воспитании подрастающего поколения награждалась грамотами и благодарностями от руководства местного уровня.

— Значит стать учителем химии и биологии вам не довелось? Не жалеете об этом?

Не жалею! Работать с младшими школьниками одновременно ответственно и интересно. Они на глазах растут, в них всё отчетливее проявляются индивидуальные качества. Радуюсь каждому успеху ребят. Сейчас помимо класса, занимаюсь индивидуально на дому с восьмиклассницей Настей, которая по состоянию здоровья не может ходить в школу как все. Обучение девочке даётся нелегко, но как же приятно видеть её отдельные победы, достижения, умения и понимать, что ты реально помогаешь маленькому человеку не просто учиться, а жить в обществе!

Люблю проводить с учениками внеклассные занятия, которые сплачивают, объединяют и помогают воспитывать. Очень сожалею, что современная система обучения «сократила» воспитательный элемент, что работа учителя стала более «заорганизованной». Поэтому, наверное, и меньше, по сравнению с советским периодом, получаю удовольствия от работы в определенной её части. И всё равно уверена: моя профессия самая лучшая!

— Это сколько же учеников за десятилетия вашей педагогической работы, как говорят, прошло через ваши руки, через вашу душу?

Подсчитывать не подсчитывала, но скажу так: «Много!». Помню их всех, и хороших, и нерадивых, и отличников, и лентяев. За всех несла ответственность. К тому же, не только я их учила, но и они меня тоже. Вспомнился случай, из которого я извлекла себе урок. Однажды один ученик не принес тетрадь с домашним заданием, мол, сделал, но забыл, второй – не принес, затем и на третий. Я ему говорю: «Ты живёшь недалеко от школы, сбегай на большой перемене домой и принеси тетрадь, чтобы я посмотрела, как ты решил». Он ушёл. Перемена кончилась — мальчишки нет. Начался следующий урок, но его нет в классе. Звоню его папе, узнаю, дома ли Дима. Тот отвечает: «Он в школе. Дома нет». Волнуемся уже все, я ищу, учителя ищут, посылаем на поиски старшеклассников – нигде не находим мальчишку. Напряжение усиливается, решаем подключать участкового. Уроки закончились, в школе всё затихло, техничка начинает мыть полы в коридоре, и вдруг открывается шкафчик для одежды и оттуда вылезает «пропажа»! Димка никуда и не ходил, а решил спрятаться. Хорошо, что всё закончилось без беды, но я для себя сделала вывод: никогда больше не посылать никакого ребёнка за забытой тетрадью или ещё за чем-то!

— Татьяна Егоровна, знаю, вы человек активный с разносторонними увлечениями. Велосипед и лыжи, сад-огород и грибная «тихая охота» — всё вам по душе. Помню ваши слова: «Наедине с природой отдыхаю». Но ведь вы увлекаетесь также словом и рифмой. Что об этом расскажите?

  Прежде всего, что я ни в коем случае не поэт, моего таланта хватает на скромные «плетушки». Свои мысли, чувства, впечатления часто вплетаю по эмоциональному велению в рифмованные строчки. Они не всегда выдержаны в ритме, но всегда отражают то, что захотелось выразить, «наплести». Кому-то они нравятся, кому-то не очень, но мне дороги, в них – я и моя человеческая и женская сущность.

— Татьяна Егоровна, в заключение, что бы вы ещё сказали о себе?

Прожила я жизнь не зря: дочка есть и сыновья, а ещё растут внучата, очень славные ребята! Более того, пока поёт моя душа, я, как сказала моя старшая сестра Лида, «жизнь свою на скуку не меняю». В общем, у меня всё в жизни, как и у всех!

                                                  ***

Вечер подарил приятное общение,  новые штрихи к портрету знакомого практически с детства человека.  Всё сложилось в понятный рассказ о простом человеке и простом сельском учителе.

А вот так, по-своему в стихотворной форме, о себе рассказала в «плетушке» сама Татьяна Егоровна Якунина:

День Рождения опять

И уже мне… 65.

Ещё столько не прожить,

Но не буду я тужить.

Не боюсь года считать.

Их ведь нужно прошагать…

А они так быстро мчатся…

И за ними не угнаться!

…Только школьницей была,

И уже — не молода.

А ещё была студенткой,

А теперь — пенсионерка.

Внуки бабушкой зовут,

А года бегут, бегут!..

Не воротишь их назад.

Не повернешь года вспять

И нельзя остановить.

В этом ритме надо жить,

Дела добрые творить,

Красотою наслаждаться

И не стоит расслабляться!

Нужно многое успеть,

Хвори все преодолеть…

Не спешите, годы, не спешите!

Если можно, чуть помедленней летите!

Мне ещё бы правнуков дождаться…

Да подольше с ними пообщаться.

А ещё хочу я мира на Земле,

Чтоб жилось счастливо детворе.

Пусть желания мои сбываются!

Ну, а жизнь тихонько продолжается.

И.КАШИРИНА, библиотекарь. х.Новониколаевский.

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий