Любимый учитель – это любящий учитель

Новости Верхнедонского района

Юбилей Раисы Петровны Ковалёвой совпал с юбилеем Константина Дмитриевича Ушинского, вероятно, не случайно, потому что Раиса Петровна – это идеальное воплощение в жизнь идей К.Д.Ушинского.

Мы знаем, что К.Д.Ушинский первый сказал о том, что школа «должна не только наполнять голову ученика знаниями, но и воспитывать у него такие черты характера, как доброта, желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, умение прощать всё и всем и ни в коем случае не оставлять места в душе таким чувствам, как зло, ненависть, зависть, месть», то есть стараться воспитывать те качества, которые не разрушают жизнь, а помогают человеку трудиться, жить и радоваться жизни.

Именно всё это и можно было увидеть в работе Раисы Петровны.

Так, на уроке чтения, заканчивая изучение повести «Тимур и его команда» А.Гайдара, Раиса Петровна задаёт вопрос: «Почему ученики в школах нашей страны, прочитав о делах Тимура и его команды, стали подражать им, начали создавать тимуровские команды?» Ученики дружно поднимают руки, желая ответить. Вызванный ученик чётко и правильно говорит, что Тимур и его товарищи делали хорошее, полезное дело. Они помогали всем, кому в данный момент нужна была помощь. Так же дружно ученики изъявили желание ответить и на более сложный вопрос учителя: «Почему тимуровцы делали свои дела тайно?» — «А потому, — говорит ученик, — что главное для них было – не себя показать, а помочь сделать ту или иную физическую работу (воды налить, дрова сложить), или духовно поддержать одинокого человека в трудную для него минуту, доставить ему радость. Так, Тимур ночью кладёт букет цветов на крыльцо совершенно одинокой в своей беде молодой вдове лейтенанта, с которой в этот тяжёлый для неё момент не оказалось рядом ни родных, ни друзей. И Тимур понял, как сейчас ей необходимы внимание и забота.

Моменты воспитания чувства уважения к друг другу, взаимопомощи можно было увидеть на любом уроке Раисы Петровны.

Урок труда. Один ученик говорит учителю, что он забыл взять картон. Раиса Петровна тихо и спокойно спрашивает, кто может дать картон, то есть у кого есть лишний. Сразу несколько человек поднимают руку. Раиса Петровна берёт у одного, отдаёт тому, кто забыл. Он произносит: «Спасибо», а Раиса Петровна по-прежнему спокойно говорит ему: «Постарайся в другой раз не забывать».

В этом эпизоде, кажется, нет ничего особенного, но он имеет большое воспитательное значение. Я, наблюдая это, вспомнила, как на курсах директоров школ (в Ростове-на-Дону) одна директор рассказывала нам (после занятий, конечно) о том, как она, ещё когда только начала работать учителем в той школе, где сейчас работает директором, очень удивилась, услышав во время комплектования, как некоторые учителя категорически отказывались брать уроки в 5 классе, какой был выпущен таким-то (они называли фамилию) учителем.

Тогда она ничего не могла понять, но вскоре поняла. Кроме своего основного предмета она тогда вела ещё и уроки домоводства. И, как она говорила, что вести уроки домоводства – одно удовольствие, потому что все девочки тогда любили и готовить пищу, и шить. И вот к ней приходят ученицы того 5 класс. Ничего такого, чем бы они отличались от девочек других классов, она не заметила. К урокам домоводства они также, как и все, проявляли интерес.

Но однажды одна девочка несколько расстроенным голосом говорит учителю, что она забыла взять иголку. У учителя были запасные и нитки, и иголки и, стараясь успокоить девочку, она говорит: «Ничего, я сейчас дам тебе иголку».

И вдруг, она даже не поняла, что произошло, все девочки одновременно повскакивали со своих мест, называют учителя по имени и Отчеству. И, указывая пальцем вытянутой руки на ту, которая забыла иголку, строго – приказным тоном кричат: «Не давайте ей иголку: она всегда всё забывает!» Глаза их сверкали злом и ненавистью. Иголку девочке учительница, конечно, дала и попыталась объяснить ученицам, что так вести себя не следует. Но её слова были бесполезны. Своим видом они показывали, что правы они, а не учитель.

Когда я вспомнила на уроке труда Раисы Петровны тот случай, у меня возник вопрос, на который трудно, просто невозможно, ответить: «Как же в такой ситуации, когда кто-то что-то забыл взять к уроку, вела себя та учительница начальных классов, которой удалось воспитать в своих учениках такое неуважение друг к другу, злобу и ненависть там, где нужно было только немного помочь своей сокласснице?»

А какими добрыми, чуткими были ученики Раисы Петровны! Вот ещё такой пример. Однажды летом я иду по улице, впереди меня – бабушка с внучкой (лет 3-4-х), а ещё впереди, шагов на 15-20, — мальчик 3 класса. Я его знала. Он с родителями жил в п.Суходольный, а летом приезжал в Мешковскую к дедушке с бабушкой. И вдруг девочка заплакала. Она ударилась ножкой о камень. Мальчик остановился, быстро подбежал к девочке, спросил, что случилось, почему она плачет. Девочка плакать перестала. Я не могла не спросить у мальчика: «У тебя учительница Раиса Петровна?» — «Да», — ответил он (Раиса Петровна уже работала в п.Суходольный).

И этот мальчик, конечно же, не исключение. Все ученики Раисы Петровны добрые, имеют чувство жалости и непреодолимое желание оказывать помощь любому, кто в ней нуждается.

Воспитывала так своих учеников Раиса Петровна и своим личным примером, как и рекомендовал К.Д.Ушинский. «Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение», — считал он.

Раиса Петровна была для учащихся примером во всём. Так, когда на перемене во дворе школы она видела, что кто-то из детей заплакал, она спешила к нему на помощь, а тем детям, которые были около неё, обязательно говорила: «Идёмте скорее, у него (неё) что-то случилось». И все бежали к плачущему.

Раиса Петровна каждый урок всегда начинала и заканчивала точно по звонку; никогда не заменяла «неважные» уроки (рисование, пение, физкультура) на «важные» (русский язык, математика). На уроки физкультуры она всегда приходила в спортивной форме. На уроках пения (теперь – музыка) Раиса Петровна всегда была с музыкальным инструментом, с домброй. Она хорошо поёт, рисует, отлично декламирует, в совершенстве владеет правильным литературным русским языком. А ведь наш язык – это показатель культуры народа, культуры человека.

Раиса Петровна никогда ни на кого не повышала голоса, никогда ни за что не ругала, не унижала ученика и никогда не допускала оскорбительных слов.

Хвалила ученика Раиса Петровна конкретно за его личные успехи в любом деле, не сравнивая с успехами другого ученика. Так она вселяла в ребёнка уверенность в том, что он может учиться хорошо.

А вот как Раиса Петровна «наказывала» ученика, который опоздал на урок. Присутствуя на многих уроках Раисы Петровны, один раз я всё-таки увидела опоздавшего. Урок в 3 классе только начался. Раиса Петровна пишет на доске тему урока, и в это время кто-то тихо постучал в дверь. Раиса Петровна не обращает внимания на это, я подумала, почему же она не посмотрит, кто там. Но дверь открывается, и в класс входит немного смущённый ученик. Он посмотрел в сторону учителя, тихо произнёс: «Извините». Потом посмотрел на учеников, повторил: «Извините». И быстро прошёл на своё место, то есть опоздавший сделал всё согласно правилам этикета.

Понятно, что Раиса Петровна ещё в 1 классе, объясняя малышам, как они должны вести себя в школе, говорит о том, что во время обучения в школе или позже, когда они уже будут работать, может случиться такое, что по не зависящим от них обстоятельствам, они вынуждены будут опоздать на урок или на какое-либо мероприятие. В таком случае, хотя их вины в этом и не будет, но они должны будут извиниться.

Так Раиса Петровна приучала детей и к культуре поведения и воспитывала в них дисциплинированность, чувство ответственности и учение самому просить прощения и прощать других.

Говорят же ученые, что «мозг ребёнка, как чистый лист бумаги. И от того, что будет написано на этом листе, зависит, каким будет человек». И Раиса Петровна, когда работала, постоянно у каждого ученика «писала на их чистых листах бумаги» только хорошее.

В результате все её бывшие ученики так и остаются на всю жизнь дисциплинированными, трудолюбивыми, ответственными, доброжелательными, чуткими, отзывчивыми людьми, то есть точно такими же, каким был их первый любимый учитель. А любимый учитель – это любящие учитель.

И все в нашей школе были очень огорчены, когда узнали, что семья Ковалёвых уезжает из Мешковской. Мужа Раисы Петровны, Владимира Алистратовича, и ученики, и учителя тоже хорошо знали. Он тогда работал директором совхоза «Меловатский» и оказывал очень большую помощь в оборудовании школьного краеведческого музея и в строительстве квартир для учителей.

Немного утешало нас то, что Раиса Петровна и Владимир Алистратович не покидают нашего района.

Примеров из опыта работы Раисы Петровны можно бы ещё много привести, но хорошо было бы, если Раиса Петровна сама подробно рассказала бы о том, как она учила и воспитывала детей. И, несмотря на сегодняшние новые формы работы в школе, молодые, начинающие учителя точно благодарили бы Раису Петровну, потому что нашли бы много полезного для себя.

Я верю, что наступит такое время, когда «жажда денег пройдёт, а жажда добрых дел, любви, сострадания, милосердия останется», благодаря таким людям, таким учителям, как Раиса Петровна.

Уважаемая Раиса Петровна, сердечно поздравляю вас с днём рождения! Желаю, чтобы в вашей жизни было как можно больше радостных моментов, и желаю никогда не забывать наш любимый девиз: «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Л.КОЛПОВСКАЯ. ст.Мешковская.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ: Детский сад — мир ярких красок и впечатлений

Школа снится до сих пор

Детский сад как второй дом

«Чужие дети как свои»

Искра - новости станицы Казанской
Добавить комментарий